№9(37)
Сентябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Мария Галина


Светлана Дильдина, ПЕСНЯ ЦВЕТОВ АКОНИТА, — М. Форум, 2006, — 592 стр., ISBN 5-91134-006-2, 4000 экз. (Другая сторона).

Первый роман «оф-лайн» казанской молодой писательницы Светланы Дильдиной, ставший призером интернет-конкурса фэнтези «Вторая стрела», посвящен востоку. Трудно, однако, с уверенностью сказать, идет ли речь в данном случае о Китае или Японии, но одно несомненно — это именно восток, закрытый, донельзя ритуализированный, «застывший» в своих вековых традициях и искусственном, вычурном совершенстве. Первое, что приходит на ум, когда читаешь «Песню цветов аконита» — это, конечно, «вейский цикл» Юли Латыниной, с той только разницей, что экономика и полтика Дильдину интересуют постольку-поскольку.

Латынина рассматривает человека в основном как «ресурс», «винтик» системы. Дильдину в первую очередь интересует именно человек. Несмотря на то, что человек этот во многом и есть ресурс и винтик системы — на востоке иначе невозможно. История мальчика Хири, сделавшего, казалось бы, невероятную в застывшем обществе карьеру — от выходца из крестьянской голодной деревушки до наместника императора в одной из самых богатых провинций империи — рассматривается Дильдиной именно в этом свете: может ли карьера и среда изменить человека? Или, точнее, сформировать его? Влияет ли положение в обществе и личная привязанность императора на такие, казалось бы неотъемлемые качества как способность любить, быть благодарным, испытывать ненависть, боль, ярость… В конце концов на способность быть человеком. Недаром же недруги говорят про Хири, что он вообще не человек, а один из Забирающих Души — демонов, не имеющих собственного лица.

Перед нами классический роман воспитания, вот только плоды этого воспитания оказываются неутешительными — с каждым шагом по социальной лестнице мальчик Хири, одаренный «неземной» красотой, «небесными» талантами и нечеловеческой способностью отрешиться от человеческих страстей, теряет все, что привязывает человека к окружающему «вещному миру» — «малую родину», первую любовь, первых друзей, призвание, и, наконец — самую большую свою любовь — ради которой он и отказался от своей «человеческой сущности».

Вот что любопытно: несмотря на то, что в романе Дильдиной нет ни одной сексуальной сцены, это очень эротичная вещь, причем эротика здесь пронизывает весь спектр человеческих отношений — хозяина и слуги, учителя и ученика, покровителя и вассала. Женщины, вообще отношения полов, здесь остаются на втором плане — роман вполне можно было бы причислить к новомодному жанру «слэш-литературы», если бы, повторюсь, в нем была хотя бы одна эротическая сцена такого рода. Впрочем, дело здесь скорее в другом — в той психологии востока, утонченной, формализованно-порочной, изысканно-традиционной, которой смогла проникнуться Дильдина. Женщина в таком обществе скорее товар, выгодный продукт обмена и инструмент политических интриг, тогда как «истинные» чувства канализируется в совсем другую, несколько непривычную для европейца область.

Дебютную книгу Дильдиной, разумеется, есть в чем упрекнуть — утеряны несколько интересных и многообещающих сюжетных линий — в частности, линия сестры Хири. Нет того напряжения, которое обычно образуют отношения между несколькими яркими героями-антагонистами; фигура Хири укрупнена настолько, что все остальные персонажи кажутся вспомогательными. Отсюда некоторая медитативность, «флегматичность» повествования, излишнее пристрастие к малозначащим деталям в ущерб действию, впрочем, имеющая свои аналоги именно в дальневосточной прозе — стоит вспомнить, например, «Записки у изголовья» Сэй-Сёнагон.

В любом случае «Песня цветов аконита» — при всей ее вычурности, избыточной изысканности и усложненности — спорная, яркая и интересная вещь, аналоги которой можно найти среди лучших образцов отечественной фантастики и переводной художественной прозы.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003