№9(37)
Сентябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИНТЕЛЕКТУАЬНЫЕ ТРИЛЛЕРЫ К. ФАУЛЕРА: МЕЖДУ ЭКШЕНОМ И ПИЩЕЙ ДЛЯ «СЕРЫХ КЛЕТОК»

Владимир Пузий


Кристофер Фаулер. Верхний мир. / пер. с англ. Л.Володарской. — СПб: Абзука-классика, 2006. — 416 с. — серия Х-Libris — тираж 5 000 экз. Кристофер Фаулер. Спанки. / пер. с англ. В.Акимова. — СПб: Абзука-классика, 2005. — 480 с. — серия Х-Libris — тираж 5 000 экз.

Переводной «интеллектуальный триллер» — зверь отнюдь не новый в наших палестинах, однако сейчас, похоже, популярность его среди читателей стремительно растёт. Оно и понятно: кто же не хочет приятно провести вечер с книжкой, в которой будет динамичный сюжет — и в то же время «интеллектуальная» подложка.

О том, насколько интеллектуальная, — иногда лучше не задумываться.

В самом деле, даже на примере одного автора бывает чётко видно, что понятие «интеллектуальный триллер» — весьма размыто. Возьмём, к примеру, Кристофера Фаулера, чьи романы некогда выходили в «Центрполиграфе», а сейчас, с «уточнёнными, исправленными и проч.» переводами издаются в «Азбуке». Фаулер — отнюдь не новичок в индустрии развлечений, он возглавляет фирму «Creative Partnership», разрабатывал рекламные кампании для фильмов Ф.Дзефирелли, Д.Кроненберга, П.Гринуэя, Р.Скотта... В середине 80-х Фаулер дебютировал как писатель-юморист, однако затем переключился на книги серьёзные — и вот в 1988-м году вышел его первый «интеллектуальный триллер» «Верхний мир» («Roofworld»). Нам предлагают перевод уже новой редакции романа, 1998-го года.

Итак, о чём же «Верхний мир»? О современном — образца 1988 г. — Лондоне, в котором происходит ряд жутких ритуальных убийств (что само по себе тавтология: сколько ни читаю книги, уж если убийство ритуальное, то непременно такое, чтобы Джек Потрошитель от зависти в гробу перевернулся). На сей раз убийства связаны: а) с крышами; б) с египетскими мистериями.

Лондонские полицейские, разумеется, на досуге не штудируют труды Уоллеса Баджа или «Мифы народов мира», так что насчёт пункта «б» догадываются не сразу. То же и насчёт крыш...

Дело в том, что не обязательная, но весьма желательная составляющая интеллектуального триллера — дать возможность читателю предугадать события или сделать правильные выводы чуть раньше героев. И если даже с мифологией Египта вы не дружны, то уж место преступлений вычислите в два счёта: жирных намёков вкупе с аннотацией для этого более, чем достаточно. Другое дело — главные герои «Верхнего мира», литагент Роберт Линден и полицейский Иэн Харгрив. Каждый из них разматывает этот клубок, держа в руках разные нити: Линдену нужно найти писательницу — автора романа, права на экранизацию которого хочет заполучить его контора; Харгриву необходимо поймать убийц, которые, в том числе — благодаря паникёрам-журналистам, повергли в панику весь предрождественский Лондон...

Не обойдётся в книге и без любовной линии (нет! не между полицейским и литагентом! — к счастью, в этом смысле здесь всё вполне старомодно), случится необходимое количество погонь, схваток, чудесных спасений и гениальных озарений. В общем и целом, «Верхний мир» — добротный триллер, с минимумом интеллектуальной составляющей, с условно прописанными характерами персонажей и условно же фантастическим допущением. Мы не знаем, был ли главный злодей действительно очень долгоживущим (около 120 лет!), не знаем, обладал ли он сверхспособностями. Да это и не важно для сюжета.

Книга вполне годится для того, чтобы скоротать вечер-другой, — но не более того.

Совсем другое дело — роман «Спанки» (Spanky, 1994) всё того же Фаулера.

Здесь автор использует классический сюжет, обыгранный многими и многими: к не слишком везучему молодому человеку приходит этакий добрый волшебник, готовый выполнить все его желания, осуществить все мечты.

Разумеется, мы-то знаем поговорку о бесплатном сыре из мышеловки. Разумеется, герой — тоже не настолько глуп, чтобы сразу принять предложение.

Но в конце концов он, разумеется, его принимает.

И вот тут-то начинается самое интересное!

Удивительное дело: Фаулеру удаётся влить в старые мехи новое вино. В «Спанки» триллер действительно становится интеллектуальным: первую половину книги мы пытаемся сообразить, чего же захочет от главного героя, лондонского клерка Мартина, этот самый Спанки, даэмон ( «связующее звено между Богом и человеком»)! Во второй половине, когда цена названа и маски сорваны, мы с не меньшим интересом следим за развитием событий: удастся ли Мартину выскочить из мышеловки, в которую он сам себя добровольно загнал?! Фаулер не играет с героем в поддавки и «закручивает гайки» так, что понимаешь: Мартин может и проиграть даэмону!

Чтобы не портить удовольствие от чтения, не буду пересказывать сюжет. Отмечу лишь несколько важных моментов. Фаулер — и в «Верхнем мире», и в «Спанки» — чрезвычайно точен в деталях. Вот, например: в поисках оружия против Спанки Мартин готов прибегнуть к чему угодно, даже к исследованиям неряшливого соседа Зака, верящего во всемирные заговоры, инопланетян, Атлантиду и прочий «маятникофукизм», — однако Мартину даже в голову не приходит обратиться за помощью к священникам. Сам Мартин — молодой человек, жизнь которого не слишком удачно сложилась: « Я полагал, что, имея цель, буду качественно отличаться от всех прочих. Я хотел быть ни на кого не похожим. Далеко не сразу до меня дошло, что все остальные хотят того же». При этом у Мартина отнюдь не идеальные отношения с родными, но — как и неудачи на работе или в личной жизни — он пускает их на самотёк и ждёт, что всё решится само собой. Появление в его жизни Спанки встряхивает этого clerckus vulgaris и заставляет полностью переосмыслить всё, что он делал прежде.

Финал романа — необычен и в то же время закономерен. Проведя своего персонажа через все круги ада, Фаулер намекает: а ведь настоящий-то ад мы всегда носим в самих себе! И победа в таком противостоянии зависит лишь от нас самих, ни от кого больше.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003