№9(37)
Сентябрь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НОВОЕ, ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!

Ираклий Вахтангишвили


С этого номера мы открываем новую рубрику, которая заинтересует многих наших читателей, — «НФ-очерк». В связи с этим стоит сказать несколько слов об этом жанре.

Научная фантастика, такая, какую писал Жюль Верн, а затем Хьюго Гернсбек в США, Александр Беляев в СССР или Джон Уиндэм в Англии, в последней трети ХХ века начала сдавать свои позиции. На то были, конечно, свои причины: может, веры в науку у читателей поубавилось, а может, у фантастов иссякли оригинальные научно-фантастические идеи. Констатируем факт: в конце прошлого столетия выходило очень немного книг с научно-фантастической тематикой.

Но если художественная научно-фантастическая проза, хотя и немногочисленная, все-таки продолжала существовать, то еще один поджанр фантастики, полвека назад популярный и востребованный, ныне забыт совершенно — да так основательно, будто никогда и не существовал. Это научно-фантастический очерк, небольшое по объему произведение, в котором, как и в реалистическом очерке, важно показать проблему, важно выявить ее причины и следствия, а судьба людей, эту проблему разрабатывающих, представляется не столь существенной. Если художественная фантастика — литература о людях, то научно-фантастический очерк — литература об идеях, мыслях, проблемах.

Когда увлечение читателей и авторов естественными науками было еще велико, НФ-очерк занимал большое место на страницах советских научно-популярных журналов. Достаточно вспомнить очерки инженера А. Бабата из цикла «2500 год: Всемирная выставка» — они публиковались в журнале «Техника — молодежи» полвека назад, и идей, в них содержавшихся, хватило бы на множество научно-фантастических романов и реальных инженерных проектов (кстати, идея поворота сибирских рек была темой одного из очерков Бабата). Публиковались НФ-очерки также в ежегодных сборниках фантастики издательства «Молодая гвардия» и в альманахах «НФ» издательства «Знание». Любители фантастики, несомненно, помнят замечательные очерки «Машина открытий» Генриха Альтова и «Путешествие к эпицентру полемики» Генриха Альтова и Валентины Журавлевой.

Судьба научно-фантастического очерка оказалась печальнее, чем судьба научно-фантастического романа или рассказа — уже в начале восьмидесятых годов прошлого века НФ-очерк стал редким гостем на страницах журналов и сборников. Уменьшение читательского интереса к естественнонаучной проблематике первым ощутил на себе, конечно, именно жанр очерка — самый открытый к новым идеям, которых в фантастике становилось все меньше.

В наши дни научная фантастика начала возрождаться (в основном, на Западе — достаточно назвать имена Стивена Бакстера, Теда Чана, Грега Игана, Дэна Симмонса, Вернора Винджа, Дэвида Брина). Возможно, настало время и для возрождения научно-фантастического очерка. Мы хотим сделать это на страницах РФ и предлагаем маститым и начинающим авторам попробовать свои силы в этом интереснейшем жанре фантастики. Итак, первое произведение, написанное в этом ключе, — «Музыка смерти» Павла Амнуэля.

Мы решили пойти на еще одно нововведение. В тех случаях, когда на страницах журнала будем публиковать статьи о фантастике определенной страны, а также рассказы авторов этой же страны, они будут объединены под новой рубрикой «Посольство». В данном номере предлагаем познакомиться с современной польской фантастикой.

Ждем ваших отзывов, и до встречи в Харькове на «Звездном мосту»!

Главный редактор — Ираклий Вахтангишвили



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003