НОВОЕ, ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!
Ираклий Вахтангишвили
С этого номера мы открываем новую рубрику, которая заинтересует многих наших читателей, «НФ-очерк». В связи с этим стоит сказать несколько слов об этом жанре.
Научная фантастика, такая, какую писал Жюль Верн, а затем Хьюго Гернсбек в США, Александр Беляев в СССР или Джон Уиндэм в Англии, в последней трети ХХ века начала сдавать свои позиции. На то были, конечно, свои причины: может, веры в науку у читателей поубавилось, а может, у фантастов иссякли оригинальные научно-фантастические идеи. Констатируем факт: в конце прошлого столетия выходило очень немного книг с научно-фантастической тематикой.
Но если художественная научно-фантастическая проза, хотя и немногочисленная, все-таки продолжала существовать, то еще один поджанр фантастики, полвека назад популярный и востребованный, ныне забыт совершенно да так основательно, будто никогда и не существовал. Это научно-фантастический очерк, небольшое по объему произведение, в котором, как и в реалистическом очерке, важно показать проблему, важно выявить ее причины и следствия, а судьба людей, эту проблему разрабатывающих, представляется не столь существенной. Если художественная фантастика литература о людях, то научно-фантастический очерк литература об идеях, мыслях, проблемах.
Когда увлечение читателей и авторов естественными науками было еще велико, НФ-очерк занимал большое место на страницах советских научно-популярных журналов. Достаточно вспомнить очерки инженера А. Бабата из цикла «2500 год: Всемирная выставка» они публиковались в журнале «Техника молодежи» полвека назад, и идей, в них содержавшихся, хватило бы на множество научно-фантастических романов и реальных инженерных проектов (кстати, идея поворота сибирских рек была темой одного из очерков Бабата). Публиковались НФ-очерки также в ежегодных сборниках фантастики издательства «Молодая гвардия» и в альманахах «НФ» издательства «Знание». Любители фантастики, несомненно, помнят замечательные очерки «Машина открытий» Генриха Альтова и «Путешествие к эпицентру полемики» Генриха Альтова и Валентины Журавлевой.
Судьба научно-фантастического очерка оказалась печальнее, чем судьба научно-фантастического романа или рассказа уже в начале восьмидесятых годов прошлого века НФ-очерк стал редким гостем на страницах журналов и сборников. Уменьшение читательского интереса к естественнонаучной проблематике первым ощутил на себе, конечно, именно жанр очерка самый открытый к новым идеям, которых в фантастике становилось все меньше.
В наши дни научная фантастика начала возрождаться (в основном, на Западе достаточно назвать имена Стивена Бакстера, Теда Чана, Грега Игана, Дэна Симмонса, Вернора Винджа, Дэвида Брина). Возможно, настало время и для возрождения научно-фантастического очерка. Мы хотим сделать это на страницах РФ и предлагаем маститым и начинающим авторам попробовать свои силы в этом интереснейшем жанре фантастики. Итак, первое произведение, написанное в этом ключе, «Музыка смерти» Павла Амнуэля.
Мы решили пойти на еще одно нововведение. В тех случаях, когда на страницах журнала будем публиковать статьи о фантастике определенной страны, а также рассказы авторов этой же страны, они будут объединены под новой рубрикой «Посольство». В данном номере предлагаем познакомиться с современной польской фантастикой.
Ждем ваших отзывов, и до встречи в Харькове на «Звездном мосту»!
Главный редактор Ираклий Вахтангишвили
|