№8(36)
Август 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СТРЕЛЯТЬ ПОДАНО!


Андрей Уланов. Автоматная баллада. Роман. — М.: ЭКСМО, серия «Абсолютное оружие», 2006, 384 с.

Давным-давно, и даже не в прошлую пятницу, а значительно раньше, почти никому не известный писатель Генри Лайон Олди выпустил «Путь меча» — книгу о живом оружии. Оружие в этой книге умело думать, чувствовать, размышлять о смысле жизни — и вообще ничем не уступало человеку. А еще оно было холодное. Не в смысле температуры, а в том, что не огнестрельное. Книга чрезвычайно удалась и стала популярна, Генри Лайон Олди стал всем известным и уважаемым. Вы тоже «Путь меча», скорее всего, читали. Прочел эту книгу и тогда еще практически не писатель Андрей тогда еще практически не Уланов. И загорелся идеей: написать все настолько же хорошо, мощно, возвышенно и философично — но только про оружие огнестрельное.

Прошли годы. И вот теперь уже вполне известный писатель Андрей Уланов попытался выполнить свое давнее обещание — написать книгу о живых и чувствующих автоматах и винтовках. Чтобы они думали, страдали и философствовали. Собственно, это единственное, что ему не удалось. То есть автоматы и винтовки действительно думают, чувствуют, размышляют о смысле жизни и даже периодически влюбляются, но все это висит в стороне, никак не влияя на ход событий — что есть оно, что нет его.

В остальном же «Автоматная баллада» — именно о ней я и веду свою речь — получилась лучшей на сегодняшний момент книгой автора. Достойный, аккуратно написанный текст, хорошо построенный увлекательный сюжет — и даже некоторая идейная составляющая имеется.

Большой любитель вестерна и всего соответствующего исторического и географического периода, Уланов не в первый в своей писательской карьере раз построил сюжетную схему книги по примеру классических образцов жанра: одни убегают, а другие гонятся за ними в антураже, напоминающем классический Дикий Запад. Правда, на сей раз речь идет об Одичавшем Востоке: добавка постапокалиптической картинки — Сибири, уцелевшей после глобальной атомной войны, весьма оживила впечатление. Прием тоже не самый оригинальный — вспомним хотя бы «Долину Проклятий» Желязны — но пришедшийся очень к месту и тем радующий. Не грех использовать сочетание проверенных приемов для обогащения нового качественного текста.

Говоря о новизне, я имею в виду не самый традиционный для описанных жанра и антуража набор центральных персонажей. Классические, что вестерн, что постапокалипс, не грешат избытком прописанных сюжетных линий, их внимание сконцентрировано на одной группе героев или — редко — рассыпано по целой мозаике мелких эпизодов. Здесь же главных героев двое. Сергей — «горелый следопыт», молодой, но уже неплохо ориентирующийся в жутковатом внешнем мире симпатичный прагматик, грешащий порой моральным релятивизмом. Швейцарец — блистательно эффективная живая машина убийства на жесткой нравственной позиции. Любого из них, описанного на том же уровне детализации, хватило бы на целый увлекательный роман, здесь же в фокусе авторского взгляда — сразу оба. И это не избыток персонажей, втиснутый в небольшой объем, чем грешат многие современные писатели, нет! Каждый из героев играет свою роль, каждому досталась своя часть общей задачи. Две сюжетных линии идут параллельно, встречаясь в финале под грохот выстрелов и свист пуль. В эпилоге автор поднимается до высот подлинного трагизма — парадоксально яркого на фоне спокойной деловой интонации текста. И тут, единственный раз на всю книгу играет идея живого оружия: рассказ в эпилоге идет от лица автомата. Что совершенно не удивительно, если знать, чем закончилась история. Впрочем, не хочу портить читателю удовольствие, потому умолкаю.

Общий вывод: удачная приключенческая книга с дозированным элементом дидактичности, направления скорее развлекательного, но не пустышка. Достойная вещь. Понравится любителям техно, постапокалипса, вестернообразных сюжетов, активного действия со стрельбой, но не полномасштабных боев. Не понравится поклонникам фэнтези, чистого юмора, суперменов и хэппи-эндов — этого здесь нет.

Отдельно стоит отругать редактора и корректора, выполнивших свои обязанности просто отвратительно: в тексте не просто есть грубые орфографические ошибки — их там много!



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003