№8(36)
Август 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ТОГДА ПРИДЕМ И СОЧТЕМ...

Роман Арбитман


Владимир МИХАЙЛОВ. Может быть, найдется там десять? — М.: Изд-во Эксмо, 2006 (серия «Абсолютное оружие»).

Владимир Дмитриевич Михайлов — знаковая фигура в нашей фантастике. Родившийся в 1929 году, он дебютировал в жанре НФ в начале 60-х — повестью «Особая необходимость». Сюжет этой вещи, достаточно традиционной и по форме, и по содержанию, восходил к гипотезе Иосифа Шкловского об искусственном происхождении спутников Марса. Герои высаживались на Деймосе — и тут-то их ждали неожиданности... Надо признать, что в «Особой необходимости» автор еще не выказал большого писательского дара, но тогдашние читатели уже сумели оценить его умение писать увлекательно. Другую сторону его таланта — интерес к человеческой психологии — высветила следующая повесть, «Люди Приземелья». По форме это была типичная «производственная проза» — даром, что дело происходило в будущем, а герои были не простыми монтажниками, но орбитальными. Однако писателю было куда интереснее разбираться во внутреннем мире героев, чем в технике монтажа космических кораблей.

В 70-е годы Михайлова, живущего в Риге, печатали, по преимуществу, там же (исключением стал его сборник рассказов «Ручей на Япете», вышедшей в серии «Библиотека советской фантастики»). Именно в Латвии появились самые интересные книги писателя — «Сторож брату моему», «Тогда придите, и рассудим». Впервые «Сторож...» увидел свет в 1976 году — то есть ровно тридцать лет назад и, несмотря на периферийности издания, в ту пору стал заметнейшим событием русскоязычной НФ. Сам сюжетный посыл, неновый для фантастики западной, для нашей выглядел экзотикой.

Согласно фабуле, мир будущего (технически развитый, но лишенный пассионарности) нуждается в героях: только их, готовых в нужный момент проявить жесткость и твердость, можно послать в космическую экспедицию к далекой звезде. Та вот-вот может превратиться в Сверхновую и спалить все живое; тогда поток смертельного излучения доберется до Земли. Но у землян будущего есть техническая возможность погасить звезду без потерь. Проблема одна: у звезды есть планета, на ней существует цивилизация. Которая погибнет, если их солнце погаснет. Впрочем, если солнце взорвется, они тоже погибнут — так что, в крайнем случае, с аборигенами можно и не церемониться. Для того-то и набирают команду из жителей предшествующих эпох: капитан Ульдемир (он же Владимир) жил в советской Латвии, Уве-Йорган был асом «люфтваффе», Никодим — средневековым иеромонахом, Георгий — воином из Спарты, Гибкая Рука — американским индейцем, а Питек — первобытным человеком. Всех их «выдергивают» из своего времени за секунду до их насильственной смерти и, предварительно обучив, предлагают поработать на благо цивилизации. Тем более, что от них требуются решительные действия и минимум рефлексии. Потому-то, кстати говоря, нашим героям в финале «Сторожа...» лишь чудом удается не наломать дров и не совершить непоправимого. Урок пошел героям впрок. С тех пор они сперва думают, а уже потом стреляют...

В романе 1983 года «Тогда придите, и рассудим», экипаж Ульдемира вновь реанимирован и отправлен с новым заданием — предотвратить глобальную войну цивилизаций, зашедших в своем конфликте в трагический тупик. В романе Михайлов впервые формулирует концепцию борьбы Холода и Тепла во Вселенной. По сути, перед нами извечный конфликт Зла и Добра, Смерти и Жизни. Если возьмет верх Холод, погибнет вся обитаемая Вселенная. Фермер, адепт Тепла, и посылает команду Ульдемира, чтобы не дать свершиться непоправимому. Каждый раз Порядок балансирует на грани Хаоса, и каждый раз выходцы из различных эпох, спаянные в команду, успевают вовремя.

Подобная философская игра в «горячо — холодно» имеет место и в третьем романе серии, «Властелин», вышедшем в 90-е. К сходной ситуации автор возвращается и в романе «Наследники Ассарта» (вышел четыре года назад), где ульдемировцы вновь вынуждены собираться в команду, чтобы спасать мир от хаоса и энтропии.

Новый роман «Может быть, найдется там десять?» — это история пятой миссии уже слаженного миротворческого коллектива. Название пятого романа, как и в первых двух случаях, отсылает читателя к Библии. Когда Бог задумал истребить Содом и Гоморру, Авраам стал умолять Господа пощадить эти города, если там найдется некоторое число праведников. Сперва речь шла о пятидесяти, под конец хитрый Авраам все уменьшал ставки, пока не дошел до десяти. «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но и десятка праведных не нашлось, и города были разрушены. Теперь эта участь может ожидать планету Альмезот.

На Альмезоте — плохо. В душах аборигенов торжествует Холод; людей, не озабоченных одной грубой наживой и способных вести духовную жизнь, осталась горсточка — и те вот-вот будут уничтожены. В этом случае планета обречена. Экипаж Ульдемира в полном составе (погибший Никодим, подыскав необходимое тело, также участвует в миссии) послан на выручку. Прибыв на место, герои убеждаются в гнусности местной жизни: все матчи — договорные, все экзамены в вузах — купленные, все судья — подмазаны, все банкиры — продажны, а граждане, в массе своей, жадны и бездуховны. Кажется, просвета нет. Но Фермер заранее предупредил своих посланцев о том, что десяток праведников на планете точно есть. Стоит их собрать вместе — и мрак рассеется, а мир будет спасен. Однако у местного властителя, человеконенавистника Омниарха, повязанного с Холодом, совсем иные планы...

К сожалению, пятый роман цикла — далеко не лучший. В первых книгах было достаточно и рассуждений с описаниями, и действий; в нынешнем — явный крен в сторону первых, а драйва минимум. Из пятисот страниц едва ли не половина отведена на авторские пространные философствования. Типа: «Единственное серьезное оружие в борьбе с Холодом — жизнь, то есть одушевленность, преобладание духа над веществом и увеличение количества духа во Вселенной. Стратегия Творца в том и заключается, чтобы количество и мощность Духа в Мироздании достигло объема и силы Холода, а затем и превысила его...» Хорошо, что Михайлов — моралист, но плохо, что он морализирует сверх меры, отчего текст переполнен обволакивающей риторикой. Саспенса нет, драйва минимум, победа Тепла предсказуема, а то, что недостающим Десятым человеком станет местная домовладелица Вирга, делается ясно уже всем читателям — только не Ульдемиру... Впрочем, тем из читателей, кто собирают всю серию книг об капитане У. и его команде, следует купить и эту книгу, чтобы поставить ее на полку. Михайлов — профессиональный писатель и прежних навыков не утратил. По крайней мере, десяток хороших страниц в книге найдется. Возможно, это основание для того, чтобы не зачеркивать роман целиком. Надо учиться гуманности у Творца.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003