№8(36)
Август 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

И ЦЫПЛЯТА, И ЛЯГУШКИ, И НЕВЕДОМЫ ЗВЕРУШКИ

Лев Гурский


Anima — по-латыни «душа», animatus — «одушевленный», и кто теперь посмеет сказать, будто полнометражную компьютерную мультипликацию творят бездушные люди? Напротив, многие персонажи выглядят гораздо живее и симпатичнее, чем некоторые уважаемые актеры. Техника анимации ныне шагнула так далеко, что вскоре нарисованный зайчик сможет запросто переиграть самого Роберта Де Ниро. Даже если этого зайчика будет озвучивать сам Де Ниро...

Цыпленок тоже хочет жить

Птичий грипп подкрался незаметно, и реальным пернатым приходится туго во всем мире. Однако куры нарисованные озабочены совсем иными проблемами. У главного героя фильма Марка Диндэла «Цыпленок Цыпа» (Chicken Little, США, 81 минута, «Видеосервис», 2006) репутация чокнутого ребенка. Однажды этот бедный очкарик-заморыш переполошил весь город рассказами о том, что на него упал кусочек неба, — и с тех пор его считают придурком. И даже когда ему удается спасти родную бейсбольную команду от поражения, цыпленку все равно не доверяют горожане — в том числе и его отец. Лишь три его лузера-друга — поросенок, уточка и рыбка — верят в нашего героя. Именно они помогают Цыпе спасти мир, когда на планету высаживается ужасающее на вид летающее блюдце с явно враждебными целями... Картина Марка Диндэла — первая диснеевская анимационная лента, сделанная после «развода» с «Пиксаром». Некоторые рецензенты полагают, будто фильм этот предназначен для самых маленьких, что, разумеется, неверно: для взрослых явлен целый водопад киноцитат. Картина начинается с кадра из «Индианы Джонса», а дальше следуют иронические отсылки едва ли не ко всей фантастической киноклассике Голливуда, начиная с «Кинг-Конга» и продолжая «Днем независимости», «Войной миров», «Знаками», сериалом «Похищенные» и, разумеется, множеством нравоучительных «школьных» лент, юные герои которых обязаны доказать одноклассникам, что они вовсе не неудачники, а заодно выяснить свои непростые отношения с родителями в самый неподходящий момент.

Пусть летят они, летят...

И еще о птичках. Фильм Гэри Чэпмана «Вэлиант: Пернатый спецназ» (Valiant, Великобритания, 76 минут, «Союз-видео», 2005) — травестированная анимационная история из времен второй мировой войны. Оказывается, в 1944 году, когда союзники должны были вот-вот открыть Второй фронт, им до зарезу нужно было получить секретное донесение из Франции. И доставить его было поручено спец-голубям из Королевского голубиного управления. Маленький голубь-новобранец Вэлиант (в оригинале его озвучивал Эван Макгрегор — «На игле») волею судеб становится главной надеждой всего прогрессивного человечества. Помогают ему английские голуби разной степени удачливости, а противостоят — немецко-фашистские ястребы во главе с генералом фон Талоном (в оригинале озвучивал Тим Карри — «Оно»). Несмотря на то, что сюжет ленты попахивает «альтернативной историей», фабула не слишком сложна, финал предсказуем, поэтому интерес вызывают, главным образом, мелкие сюжетные находки: муштра голубиного молодняка в армии, французское сопротивление с мышиным лицом, мелкие радости фашистского ястреба-генерала и тому подобное. Пернатых и хвостатых персонажей озвучили, помимо названных, многие известные британские актеры: Джон Клиз, Джим Бродбент, Хью Лори и другие. Сорокамиллионный бюджет фильма был отработан полностью. Некоторые шутки и впрямь забавны, отдельные эффекты почти на уровне «Шрека», а финальные (вполне серьезные) титры о том, что в годы войны более трех десятков британских почтовых голубей были представлены к наградам, внушает уважение. Не хватает только упоминания о том, что при съемках фильма не погибло ни одного голубя или ястреба.

На волю! В пампасы!

Побеги из курятников — дело обычное, а вот в хороших зоопарках звери редко тоскуют о вольной жизни — тем более, если они и родились-то в неволе. Но поскольку в картине Эрика Дарнелла (постановщика «Муравья Антца») и Тома Макграта «Мадагаскар» (Madagascar, США, 70 минут, Universal Pictures Rus, 2005) животные наделены интеллектом, то они, разумеется, рано или поздно начинают задумываться: а не бросить ли золоченую клетку (где их, к слову сказать, никто не запирает) и не отправиться ли на волю, в пампасы? Итак, лев Алекс (озвучивали у них — Бен Стиллер, у нас — Константин Хабенский), зебра Марти (Крис Рок — Оскар Кучера), жираф Мелман Манкевич (Дэвид Швиммер — Александр Цекало) и бегемотиха Глория (Джада Пинкетт Смит — Маша Малиновская) живут в нью-йоркском зоопарке. Марти как самый свободолюбивый решает отправиться в путь, и друзья — после приключений — попадают на Мадагаскар, где им (особенно льву) трудно привыкнуть к дикой природе. Авторы фильм усложнили себе жизнь тем сюжетным ходом, что льву полагается — по природе своей — есть мясо. А поскольку все анимационные персонажи разумны, Алексу бы пришлось заняться чем-то вроде каннибализма. В финале было решено, что рыба неразумная и ее есть можно. Герои узнают про это, предварительно спасая местных лемуров от гиен. Самые забавные персонажи — четверка пингвинов, которым удалось добраться до Антарктиды, но родина предков им не понравилась, и они вернулись. А самое любопытное во всей этой истории — это появление следом еще одного анимационного фильма, «Большое путешествие», где уже другая группа зверей, никак не связанная с первой, тоже рванула на волю. Тенденция, однако.

Холодно... холодно... теплее!

В 2002 году режиссер Крис Уэдж впервые озаботился судьбой существ, переживающий ледниковый период. Четырьмя годами позже другой режиссер, Карлос Салдана («Роботы»), решил, что пришла пора растопить льды. Так родился сиквел фильма Уэджа — картина «Ледниковый период-2: Глобальное потепление» (Ice Age 2: The Meltdown, США, 2006, 80 минут). Мамонт Мэнни (в оригинале озвучивал Рэй Романо), ленивец Сид (Джон Легуизамо — на русском его голосом говорил Антон Комолов) и саблезубый тигр Диего (Денис Лири) спасаются от воды, которая — из-за означенного в заглавии потепления — может затопить всю долину. Попутно Мэнни всю дорогу выясняет отношения с мамонтом противоположного пола Элли (Куинн Латифа — Ольга Шелест), которая сперва полагает себя не мамонтом, но опоссумом, а затем не желает размножаться из чувства долга... Как и в предыдущей серии, у героев путается под ногами саблезубая белка, маниакально желающая обрести желудь (она чуть не попадает в рай, где изображение желудя висит на вратах). В финале находятся еще мамонты, но Мэнни и Элли не хотят покидать свою команду. Второй фильм оказался не хуже первого: трюки примерно те же, шутки конгениальны, явных отрицательных персонажей нет — если не считать жутких рыб, которые так и норовят покусать главных героев. Впрочем, есть еще голодные грифы со своим концертным номером. Однако они все-таки не вредят героям — просто действуют им на нервы, как и всякие падальщики...

Правда, миленькая Шапочка?

Сказка хороша тем, что все знают канонический сюжет, и всегда на его основе можно завернуть (или развернуть) внятное ироническое повествование постмодернистского толка — с фигой в кармане и системой перекрестных цитат. Вот и фильм режиссеров-аниматоров Кори Эдвардса, Тодда Эдвардса и Тони Лича «Правдивая история Красной Шапки» (Hoodwinked, США, 80 минут, SP Digital, 2006) начинается именно на том месте, где кончается сказка о Красной Шапочке — то есть в избушке у бабушки (озвучивала в оригинале Гленн Клоуз), и все на месте: сама Шапка (за нее говорила Энн Хэтэуэй), Волк (Патрик Уорбертон), дровосек (Джеймс Белуши). Казалось бы, все яснее ясного, однако лягушка-сыщик Ник Кувыркун (Дэвид Огден Стирс) начинает расследование с опроса присутствующих и постепенно понимает: все гораздо сложнее и запутанней, и, скорее всего, среди задержанных нет главного злодея — таинственного Пирожкового Вора... Фабула картины выстроена остроумно и изобретательно, диалоги смешны и незатасканны, на каждом шагу встречаются пародийные отсылки (то к «бондиане», то к «Матрице», то к «Индиане Джонсу»), а главным злодеем, разумеется, оказывается — согласно законам жанра — самый невинный с виду персонаж. Все это, в известной мере, искупает бедность анимации (до «Шрека», конечно, далеко) и явную необязательность многих вокальных вставок. Русский дубляж не очень хорош, и досадно, что российский зритель не сможет оценить голоса задействованных в озвучивании американских актеров — будь то Энди Дик (Кролик), Кори Эдвардс (Белка), Энтони Андерсон (Пеликан), Чазз Палминтери (баран-осведомитель) и др. Видимо, самих актеров привлек сюжет — иначе едва ли они бы стали тратить время на работу в картине со скромным бюджетом...

Катится-катится голубой вагон

Роберт Земекис един в двух лицах. Первый обожает Тома Хэнкса («Форрест Гамп», «Изгой»), второй — полнометражную анимацию с участием живых актеров («Кто подставил Кролика Роджера»). В фильме «Полярный экспресс» (The Polar Express, США, 99 минут, Universal Pictures Rus, 2005), снятом по мотивам маленькой книжки Криса Ван Оллсбурга (того самого, который придумал «Джуманджи»), режиссер соединил обе свои симпатии. Хотя в этом фильме нет живых актеров, Хэнкс тут — больше, чем просто голос. Дело в том, что картина была снята с использование технологии Perfomance Capture, то есть «Зафиксированный образ». Актеров снимали на цифровое видео, а затем уже «превращали» в анимированные образы. Согласно сюжету, мальчик, который не верит в Санту и даже ничего не просит в канун Рождества, разбужен Полярным экспрессом. Тот притормаживает возле его дома, причем кондуктор очень похож на Тома Хэнкса (помимо этой роли, актер «сыграл» еще и самого мальчика, и его отца, и Санту-Клауса). Кондуктор Хэнкс приглашает мальчика в вагон, где уже едут дети. Прежде, чем попасть на полюс, уверовать в Санту и встретиться с ним, герою (и его новым друзьям, чернокожей девочке-лидерше и смахивающему на юного Хэйли Осмента малахольному мальчику), предстоит пережить немало приключений. Впрочем, сказка эта любопытна тем, что в ней нет злодеев: юные персонажи борются либо со стихиями, либо с собственным неверием в Санту. Подарок от последнего — колокольчик — будет явлен в финале. Колокольчик был утерян, но обязан вернуться к юному герою: если не будет хэппи-энда, то и вера в Санту рассеется, как сон, как утренний туман. А этого допускать нельзя!

Когда не вышло у Змея...

Максим Свешников, сценарист фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», добавил к предыдущей истории еще один эпизод — с участием еще одного былинного богатыря. В предыдущем фильме киевский князь Владимир (озвучивал Сергей Маковецкий) выглядел довольно подлым типом, а уж в новой ленте, поставленной Ильей Максимовым, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (Россия, 75 минут, «Союз-видео», 2006), князь и подавно нехорош. Чтобы расплатиться по долгам с толстым купцом Колываном, князь отдает ему в жены свою племянницу Забаву Путятичну (в которую влюблен отрок Елисей), а сваливает все на Змея Горыныча — будто бы тот украл Забаву. Одного не знает князь: Змей — давний приятель Добрыни Никитича, так что богатырю, отправившемуся вместе с Елисеем выручать пленницу, не придется воевать с чудом-юдом. Но от этого приключений у героев не станет меньше... Предыдущая лента, поставленная Константином Бронзитом, слишком явно ориентировалась на «Шрека» (тамошний конь Юлий был вылитый Ослик). Илья Максимов берет на вооружение широкий спектр кинодостижений, от «Матрицы» до «Места встречи...» (откуда приплывает фраза: «А теперь — горбатый», обращенная к верблюду). Любители неожиданных поворотов сюжета порадуются, обнаружив бойцовскую крутизну в Избушке на курьих ножках, а киноманы неоднократно посмеются. Чего стоил золоченая статуэтка «Оскара» среди сокровищ, отобранных богатырем у половецкого хана!..



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003