№7(35)
Июль 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

DEMO-ВЕРСИЯ КОНЦА СВЕТА

Ольга Жакова


Илья Новак. Demo-сфера. Роман. — М.: «Форум», 2006, серия «Другая сторона».

«Мы не предсказываем будущее, мы его предотвращаем»

Рей Бредбери

Илья Новак, автор весьма плодовитый, отметился в самых разных жанрах: писал НФ, фэнтези и мистику, и трэш, и полный абсурд. Однако, судя по всему, его любимым жанром был и остается киберпанк. Недавно вышедший в серии «Другая сторона» издательства «Форум» роман «Demo-сфера» — хороший тому пример.

Мир этой книги — итог развития современных технологий, промышленных, электронных, военных, политических, культурных, экономических. В не очень отдаленном будущем разделение на Запад и Восток превратилось в совершенно буквальное: все человечество живет в Западном и Восточном Сотрудничествах. Каждое представляет собой своеобразный гигантский мегаполис, это гигаполис, город-страна, единая экономико-политическая жилая зона. Земли вокруг малообитаемы или вовсе безжизненны, изуродованы катаклизмами новейших технологий — которые описаны зачастую сюрреалистично, чуть ли не абсурдно; в социальном плане мир по-прежнему расслаивается на элиту и далее по нисходящей вплоть до нищих и бродяг. Космос заброшен, освоена только орбита, но бешеными темпами развивается «наземный» хай-тек, и роман окутывает атмосфера самых невообразимых вещей, от представляющихся хоть более или менее возможными до совершенно уж фантастических. Умнодома, геовэб («вложенная» прямо в электромагнитное поле Земли всепланетарная Сеть), живые электроприборы, так называемые челомобили — транспортные средства, сращенные с людьми, — жидкотвердые вещи, локально изменяемое агрегатное состояние вещества… Все это разнообразие существует словно для того, чтобы подтвердить высказывание: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Благодаря всевозможным имплантантам меняется сам человек, его плоть и разум, ведь наука вмешивается в естество все активнее. Появляются колесники — люди, у которых ноги заменены искусственно выращенными колесами; при помощи сращенного с головным мозгом устройства, называемого эго-формингом, или в просторечье эмошником, можно не просто регулировать свое настроение, но на некоторое время менять тип характера, из меланхолика превращаться в холерика, из добродушного весельчака становиться агрессивным мерзавцем. Мобильные телефоны приобретают вид живых существ, ящериц или жуков, они обитают на телах своих хозяев, а еще появляются модо-животные — измененные посредством транс-генетики домашние собачки, кошечки, попугайчики и прочие с совершенно новыми способностями и внешними чертами.

Герои романа, как всегда у Новака, своеобразны или вовсе странны. Таков подросток, почти еще ребенок, с неуравновешенной психикой, Шунды Одома — главарь банды «дерекламистов» (тех, кто силовыми методами сражается с навязчивой рекламой) или наемник-убийца Жиль Фнад, обладающий феноменальными, нечеловеческими способностями к выживанию. Возможно, эти способности развились у Фнада благодаря сверхвосприимчивости его органов чувств, но как бы то ни было, из-за своей повышенной сеносорики он испытывает неописуемые мучения в присутствии других людей и как следствие — лютую к ним ненависть.

Одома, Фнад, бандиты, сумасшедшие профессора, киборги-растафары, инфоманы, объединенные в когнитивную локальную сеть солдаты, клонированные телохранители… на их фоне несколько неожиданно смотрится главный герой Данислав Серба, агент «частного отдела» Континентпола (организации, сменившей Интерпол), не супермен, а вполне обычный гражданин, к тому же склонный к интеллигентским рефлексиям. Получив задание отыскать винчестер, на котором, как предполагается, инсталлирован сошедший с ума ИскИн (Искусственный Интеллект), он прибывает в некую автономию, расположенную, судя по отдельным географическим подробностям, где-то в районе современного Киева. И тут оказывается, что, пережив экологические катастрофы, генное оружие и прочие изыски веселого человеческого гения, люди вляпались в самый настоящий ад на Земле.

Автор не пытается доказать, что будущее станет именно таким, каким показано в романе, не утверждает, что технологии разовьются описанным в «Demo-сфере» образом. Скорее он, перефразируя известное высказывание Брэдбери, говорит: «Не дай Бог, будущее окажется таким — тогда мы все умрем». Экстраполируя современные тенденции развития наук и технологий в будущее, Новак доводит многие из них до абсурда, сюрреалистического гиперболизма, — и жить в этом гиперболизме людям совершенно невозможно.

По мере развития повествования техногенность постепенно превращается в мистику, а НФ — в высокую метафизику. Роман начинается довольно длинным списком благодарностей, где среди прочих присутствуют Майкл Хейм (известный американский философ и «компьютерный метафизик»), Данте Алигьери, Умберто Эко, Нил Стивенсон… Этические метания ИскИнов, по-детски пытающихся выяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», частично построены на размышлениях о Другом из известной статьи Эко, а Данте, похоже, вдохновлял автора на протяжении всего романа. В «Demo-сфере» присутствуют скрытые и явные цитаты из классики, от Шекспира и Рабле до братьев Стругацких. Литературные аллюзии образуют дополнительные смысловые слои, — к примеру, в последней части герои одновременно идут и по Дантову аду, и по Зоне из «Пикника на обочине» в поисках Сатаны, а приходят к чему-то, противоположному золотому шару Стругацких, что дает не «счастье для всех, даром, и чтоб никто не ушел обиженным», но «…смерть для всех, даром, и чтоб никто не ушел». Все эти смысловые извивы, впрочем, легко пропустить (или просто не заметить по незнанию), погрузившись в триллерно-детективный сюжет, хитросплетения которого с определенного момента начинают не просто интриговать, но пугать, чуть ли не ужасать своей кровавой, пессимистичной иронией (как выразился в послесловии к роману Юрий Бурносов — «…трудно выпустить из рук, потому что не терпится узнать, что там дальше, а подсознательно притом боишься, что книжка — живая, что ли, и если ее закрыть, еще неизвестно, как там все обернется внутри»).

Роман Ильи Новака — своеобразная демо-версия1 нашего с вами существования через какую-то сотню лет. И хочется надеяться, что версия эта окажется «глючной», не прошедшей проверку временем, а жутковатые технологии — лишь плодами богатого, однако скептического по отношению к людям и местами совсем уж людоедского воображения автора.

1От «demo» — «демонстрационная версия», распространенный термин, означающий предварительный вариант какой-то компьютерной программы или игры, который подлежит существенной корректировке, доработке.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003