№4(4)
Декабрь 2003


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МИСТЕР ГАРРЕТ И ЕГО МЕТАЛЛОЛОМ

Роман Арбитман


Глен КУК. Злобные чугунные небеса. М.: «АСТ», 2003 («Век Дракона»)

...Странные происшествия творятся в вольном городе Танфере, ох, странные! Правительство, городская стража и тайная полиция стоят на ушах. Объявились гости, смущающие умы честных горожан, привыкших к обычной понятной магии. Серебристые блюдца барражируют в небесах, загадочные незнакомцы воздействуют на мозги юного Кипа — да так, что пацан начинает генерировать одну техническую идею за одной. Не остается без работы и местный частный детектив Гаррет: человеку, который долгие годы занимается поисков потерянных людей и утерянных предметов, приходится стать секс-инструктором и объяснять залетевшим в его мир пришелицам условно-женского пола, что почкованье — не самый удачный способ размножения разумных существ...

У московского издательства «АСТ» есть полезная привычка: время от времени переиздавать в виде здоровенных толстых «кирпичей» тех авторов, которых прежде оно тиражировало — к собственной выгоде — крайне неэкономно для читателей. Нечто подобное происходит с изданием «металлической» серии фантаста Глена Кука. Еще несколько лет назад каждая вещь цикла выпускалась отдельно — с немыслимой ширины полями и с гарнитурой, пригодной для слабовидящих. И вот, наконец, уже знакомые романы Кука выпускают нормально: по две вещи в одном томе, с нормальным шрифтом. А если учесть, что в прежнем оформлении только что увидел свет один из последних романов цикла — «Злобные чугунные небеса», — то русскоязычный читатель сегодня имеет возможность окинуть взглядом всю серию, без изъятий. И подвести кое-какие итоги.

Имя Глена Кука стало известно отечественным любителям фантастики примерно с начала девяностых; что же касается читателей американских, то они познакомились с этим автором гораздо раньше, когда по-английски были изданы «Звездный рубеж», «Теневая линия», «Ловцы звезд», «Рейд», «Обрекающая», «Последний обряд», «Колдун», «Дракон не спит никогда» (сочинения, по преимуществу, в жанре «космической оперы»), а также пенталогия «Летопись Черной Гвардии» и ряд других произведений в жанре «героической фэнтэзи». Цикл «Приключения Гаррета», с последнего из романов которого мы и начали сегодняшний разговор, находится несколько в стороне от основной линии творчества фантаста и замкнут в самом себе. Однако именно «Приключения Гаррета» (как ни оценивай отдельные, более или менее удачные его части), — самый весомый вклад писателя в копилку мировой фантастической литературы. Перед нами синтез детектива и фэнтэзи; тот редкий случай, когда разнонаправленные векторы двух жанров почти не противоречит один другому, а, напротив, взаимно обогащают друг друга. Гаррет — частный сыщик, причем наилучший во всей округе. Подобно персонажу из популярного фильма Роберта Земекиса «Кто подставил Кролика Роджера?» (имевшему дело не только с людьми, но и с весьма причудливого вида гражданами), центральный герой Кука занимается частным сыском в странном городе Танфере — городе, где, помимо людей, обитают гоблины, тролли, драконы, гномы и тому подобное.

В мире, придуманном Куком, не может быть никакого огнестрельного оружия (да и арбалеты строго запрещены законом), поэтому частному детективу приходится уповать лишь на свою физическую силу, свою дубинку и еще на магию (если удастся разжиться флакончиком с какой-нибудь чудо-жидкостью). Кроме того, нашему герою помогает Покойник — не какая-нибудь бесплотная тень отца Гамлета, а самый настоящий мертвый логхир. Этот живой труп состоит при Гаррете в роли стаутовского Ниро Вульфа, оставляя тому участь Арчи Гудвина. Человеку с попугаем на плече (своеобразной «передающий телекамерой» для мозга логхира) надлежит мотаться по городу, попадать в передряги и собирать факты, а Покойник готов помогать с выводами. Под конец каждого романа мерзавцам воздается по заслугам, сыщик-человек получает гонорар, а логхир опять погружается в спячку...

Прежние приключения Гаррета фантаст уже запечатлел в романах «Золотые сердца с червоточинкой», «Холодные медные слезы», «Седая оловянная печаль», «Ночи кровавого железа», «Смертельная ртутная ложь» и др. «Металлические» темы в заголовках — фирменный знак автора, а сами названия романов цикла навевают в памяти одну из баек Швейка — про полковника Флидлера и вольноопределяющегося Железного, чью фамилию полковник-склеротик не мог вспомнить и называл Железного то Медным, то Свинцовым, то Оловянным, пока совсем не одурел. Не исключено, что к подобному затмению в мозгах автор готовил и читателей названной серии, поскольку переводимые на русский язык тома отличаются, прежде всего, названиями металлов на обложке. В остальном же романы выстроены достаточно однотипно, что для цикла хорошо: всегда есть прочный сюжетный стержень и плюс к нему некий сюжетный люфт. Тут важно придумать для каждого романа хоть какую-нибудь изюминку.

Что ж, изюма в романах Кука — как в кондиционной булочке, ибо фантазии автору не занимать. К примеру, в «Зловещих латунных тенях» перед Гарретом возникала трудная задача: он должен был отыскать (и обезвредить) Книгу Призраков. В этом мире колдовской том с заклинаниями пострашнее ядерной бомбы, поскольку дает любому мерзавцу, умеющему читать, неограниченную власть над людьми и нелюдьми. Понятно, что за обладание Книгой боролись разные силы (карлики, колдуны, оргпреступность и др.). Однако — в конце концов — сыщик доказывал свою квалификацию. В романе про ртуть Кук не очень отклонялся от стандарта, а вот свинцовая история была любопытней: впервые клиентами Гаррета становились не просто сверхъестественные создания, но настоящие (правда, захудалые) божки из периферийного пантеона, и сражались те за территорию своего храма, едва не приватизированного конкурентами. В романе «Жар сумрачной стали» автор оживлял сюжет кунштюками из «Фантомаса». По Танферу начинали бегать оборотни, которым по плечу превратиться в любого из персонажей и которые, ведомые вполне человеческой корыстью, принимались вести собственную игру...

Признаемся, «Злобные чугунные небеса» — не самый лучший роман цикла. Болтливость главного героя, позволяющая автору раздувать объем вещи, здесь выглядит чрезмерной и уже раздражает всерьез. Но дело даже не в этом. Цикл, подобный «Приключениям Гаррета», не может быть бесконечным, а должен естественно завершиться — до того, как герои и перипетии начнут тяготить читателя. В уже названном «Жаре сумрачной стали» закруглены несколько вялотекущих сюжетных линий. А наилучшим доказательством исчерпанности цикла стало появление в последнем романе космических пришельцев. Насильственное внедрение НФ-машинерии в мир fantasy всегда выглядет неуместно, да и у города Танфера — своя особая специфика. Превращать его в Великий Гусляр, пожалуй, не стоит.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003