№7(35)
Июль 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЭВОЛЮЦИЯ ПО ЗАБИРКО

Михаил Бубякин


Виталий Забирко. Антропогенный фактор. Роман. — М.: ЭКСМО, 2005 — 352 с.

Название романа можно расшифровать как непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие на организмы через изменение человеком их среды обитания. Различают четыре основных антропогенных фактора:

- изменение структуры поверхности планет;

- изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящего в нее вещества;

- изменение энергетического и теплового баланса отдельных участков и регионов;

- изменения, вносимые в биоту.

Антропогенное воздействие на природу — прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человека и результатов его деятельности, вызывающее изменение природной среды и естественных ландшафтов.

По большому счету роман — это гимн человечеству, это история трансформации человеческого духа в плоскость иррационального, непонятного, запредельного. Автор рисует то время, когда дух человека по мощи сравнился с божественным откровением, и наоборот, божественное, запредельное для человеческого восприятия, сформировалось в человека. Этот обоюдный процесс показывает, возможно, пути эволюции человека. С этой точки зрения роман уникален.

Если бы эта идея была заложена с самого начала, то роман не получился бы. Потому что идея как таковая лежит на поверхности. Она общеизвестна как философское понятие. Однако в ткани романа эта идея выкристаллизовалась естественным и гармоничным образом.

Внимательный читатель обнаружит в романе множество граней. Некоторые из них блестяще отшлифованы, другие только намечены опытной рукой, третьи сделаны по принципу недосказанности, что придает тексту магическую окраску. И таких примеров множество: Наблюдатель — Астаханов — не помнит о себе ничего и искренне верит, что он из галактической службы безопасности — ГСБ, но возникает много вопросов: кто убил Марко Вичета; почему, когда герой обедает с любимой женщиной, его биочипы молчат; почему Араней атаковал героя, как он выходил из клетки, почему другие агенты ГСБ, которых оказалось числом пять, не действовали, и пр.

Наблюдатель-Астаханов из главы в главу как бы просыпается и вспоминает свое прошлое. Причем, вначале даже с неподдельным возмущением и неприятием того, что он — Наблюдатель — может быть заподозрен в нелояльности к человечеству. Он не хочет быть никем, кроме как человеком: ни командором с его козлиными ногами, ни гауробцем, ни каратоидянином, ни, тем более, слоагом, хотя этот паук пришел из его же мира и умеет трансформироваться в людей. Нет, Вольдемар Астаханов хочет быть человеком! Чем не мифологическая история!

В некоторые моменты расследования Наблюдатель искренне теряется, путается. И это очень по-человечески. Вместе с ним в лабиринтах расследования бродит и добросовестный читатель. Будь Вольдемар Астаханов божественной личностью, ему бы было достаточно одного взгляда, чтобы разобраться что к чему. Однако та человеческая боль, которую он испытывает, постепенно делает из него человека. Обратная связь сильнее, чем кровь. Парадокс? Парадокс! А ведь окружающие Наблюдателя-Астаханова помнят, кто он такой, и очень тактично намекают ему на это обстоятельство, которое, в свой черед, приведет к трагической развязке: Наблюдатель-Астаханов не хочет менять судьбу. Он садится на край вздыбившейся платформы и знает, что через мгновение он превратится в элементарный частицы, чтобы через века и тысячелетия возродиться в настоящим человеком. И здесь мы видим философский посыл — человек бессмертен. Очень грустная реинкарнация и одновременно жизнеутверждающая.

При всей философичности романа, надо отметить, что он очень информативен с научной и псевдонаучной точки зрения. Читатель с большим удовольствием обнаружит и гравитационные ловушки, и темпоральные сдвиги (что это такое, до сих пор не знаю), и ассист, и трансформер, и мнемокопирование, и дилемму Буриданова осла, и прочее, и прочее, что создает неповторимый колорит текста.

В этом отношении автор не скован никакими рамками. Его фантазии нет предела. Вот, хотя бы Черное Зеркала. Казалось бы очень просто. Все знают, что такое Портал — дверь или окно, или зеркало, через которые можно попасть в иной мир. Автор же с большим мастерством создал легенду о Черном Зеркале или Зеркале Мрака. Причем на мифологическом уровне.

Один образ Кунги чего стоит. Теплый, домашний. Так и кажется, что он списан с большой, доброй собаки. Там не менее, спасшей героя от гибели и возрожденной к жизни снова. Какие еще «подводные течения» романа мы не упомянули? Да, тепло и любовь — несомненно. Здесь и личные мотивы. Как бы автор ни прятал их, они присутствуют. Они делают текст достоверным и очень человечным.

Пожалуй, из всех обитателей платформы наибольшего внимания со стороны автора заслужили два персонажа: Ютта, она же Ульфи, она же Мария, и Борацци — врач колонии. Эти образы раскрываются постепенно. Они многослойны, динамичны и очень человечны. Особенно Борацци. Его образ почти столь же сложен, как и самого главного героя. Они стоят друг друга. Классические скитальцы в классической вселенной. Борацци — это одна из икон главного героя, то есть Наблюдателя-Астаханова. Его совесть. Его скепсис. Его здравый смысл. Очень сильный и цельный человек.

Важны для романа и другие обитатели платформы: таинственные Командор и Координатор работ. Существование их само по себе трагично — ведь они всецело зависят от паука Аранея и оберегают его всеми силами. Раскрытие тайны этих двух личностей приводит к их смерти.

В конце концов взрыв всерхновой все расставляет на свои места.

Маленькая, маленькая трагедия Шекспира в масштабах холодного, безмолвного Космоса.

И над всем этим звучит вечный марауканский прибой.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003