ТИХАЯ, ТИХАЯ ИСТОРИЯ
Владимир Данихнов
Вадиму Шефнеру
Эй, а давайте я расскажу вам о счастливой любви. Столько рассказов о несчастной любви, о любви, которая превращается в беспощадную месть, о всякой другой идиотской любви вам не надоело? Бывает, в курилку войдешь, а там только и слышно: тра-ля-ля, а вот меня Ленка, сучка, бросила, а вот я с Людкой, дрянью, расстался, а вот Мишка тот еще козел, оставил меня одну с ребенком, а ребенок вылитый он, смотрю на него и каждый вечер плачу… сплошной, ешкин кот, кризис отношений.
Вот, кстати, пока мы тут беседовали, Ленка из бухгалтерии пришла, тонкую сигарету из пачки нервными пальцами вытянула и курит, на Жеку, своего бывшего возлюбленного, зверем глядит и цедит сквозь зубы ядовитым таким голосом: «Ах ты, урод плешивый», с таким чувством говорит, с каким раньше Жеке на шею вешалась. «Ах ты,» говорит, «подонок… Я сучка? А кто с этой шалавой, Иркой, при мне в постели кувыркался?»
И так муторно, так гадостно на душе мне становится, что я немедленно выхожу в самый центр курилки и, подбоченившись, спрашиваю: «Ребята, а хотите, я вам историю счастливой любви расскажу?»
На сколько сигарет история? спрашивают.
Приблизительно на пять-шесть.
Накуримся всласть… мечтательно произносит Ленка. Сердце успокою… давай, говорит, Мишенька, рассказывай.
А взрывы в твоей истории будут? спрашивает Жека. Страсть люблю, когда все взрывается к чертовой матери.
Я говорю: взрывов не будет. Это тихая история.
Не слушай ты этого придурка, Мишенька! говорит Ленка, брезгливо поморщившись. Рассказывай.
Жека хмурится, открывает рот, намереваясь сказать ей что-то резкое.
А я, не давая ему произнести ни звука, говорю: у меня был двоюродный брат…
####
Клим был хрононавтом. Как известно, хрононавтика профессия магическая, сопряженная с шаманскими ритуалами. Наука доказала, что путешествовать во времени невозможно, поэтому людям, скрепя сердце, пришлось применять магию. Ну, в общем, современную историю все знают.
Вызвал Клима начальник и говорит:
Клим, хочешь в командировку в прошлое до пятницы?
В кабинете у начальника маски африканские по стенам развешаны, курительные палочки ароматный дым источают, на полках вазы расписные, до краев забитые волшебными травами, , горшки глиняные по углам громоздятся, волшебными зельями булькают.
Куда? деловито спрашивает Клим. Он человек серьезный, ответственный, одевается всегда так, что ни пылинки, ни соринки на его выглаженном костюме ни за что не найти. Очки стильные, опять же, по моде широкие, зеркальные; туфли лакированные блестят, идеально начищенные. На улице Клима встретишь, подумаешь: кинозвезда к нам в провинцию приехала; ангел небесный, спустился, голливудского происхождения!
Недалеко, буквально лет на тридцать в прошлое, отвечает начальник.
Цель?Начальник объясняет: так, мол, и так, охота за такими-то сведениями, сбор редких в настоящем магических семян конопли, позволяющих путешествовать в недалекое будущее, еще что-то неважно, в общем. Клим соглашается, да и отчего ж не согласиться? Командировка плевая, а деньги лишними не бывают.
Напарницей у тебя будет Валерия Курочкина.
Клим морщится: это уже неприятно. Валерия среди хрононавтов слывет безалаберной работницей, которую держат в учреждении только потому, что она единственная женщина, не впадающая в кому во время хроновыстрела. Не позволишь ей работать сразу всяческие лиги по защите прав женщин налетят, в клочья порвут, феминистки проклятые.
####
Знакомство с Курочкиной прошло не ахти как. Долго друг к другу приглядывались, обменивались какими-то общими фразами, гуляли вдоль периметра стартовой площадки, мерцавшей желтыми огнями. Хронопушка стояла тут же, размером в три человеческих роста, цилиндрическая, грозная, вся в налипшей копоти. С виду чугун-чугуном. Из дула торчит «снаряд» хроношар, он же машина времени или хроноядро. Да мало ли названий в учреждении этому чуду магической мысли придумали!
Таинственные символы начертаны на полу вокруг машины времени. Колдуны в черных рясах что-то нашептывают, производя пассы руками; свечи восковые горят, факелы чадят на влажных каменных стенах, а дым завивается спиралью и уходит в вентиляционные шахты под потолком это уже мать-наука старается.
Проверь, как техники поработали. А то завтра вылет, мало ли что… произносит Курочкина строго, вроде как начальственным тоном.
Да-да,представляете: начальником их маленькой экспедиции назначили эту взбалмошную дурочку. Да сколько у нее вылетов? Пять-шесть? Что это по сравнению с Климовским стажем? Клим стоял у истоков, у него одних учебных вылетов под сотню и «боевых» еще около двадцати.
Клим смотрит сверху на суетящихся, будто муравьи, техников, которые чистят пушку, проверяют показания приборов, заливают в бак ману жидкую магическую благодать, топливо для машины времени, и говорит:
Конечно, госпожа Курочкина, я все проверю.
Она, худая, тщедушная красавица со смоляными глазами, говорит, поморщившись:
Да оставь ты этот официальный тон. Давай на «ты». Я-то знаю, что из меня командир как из быка тряпочка, просто шишкам нашим понадобилось, чтобы хоть раз женщина хронополетом поруководила. Разве я виновата?
Хорошо, Валерия, говорит Клим с плохо скрываемой злостью. Я проконтролирую работу техников.
Она горько вздыхает.
####
Сноп искр. Пространство кривляется, коверкается, плавится перед глазами это заряжается пушка. Клим и Валерия, одетые в одинаковые серебристые костюмы, сидят в кожаных креслах внутри хроноядра, руками крепко вцепившись в подлокотники. Их взгляды устремлены в бесконечность веков. Они готовы к старту.
Хронопушка стреляет, и машина времени, всё ускоряясь и ускоряясь, начинает пронзать пространство и время.
А потом почти сразу наступает тишина.
И вдруг по всей кабинке загораются и начинают мигать красные лампочки; тревожно пищат приборы, зеленые цифры, сводя с ума, мельтешат на мониторах.
Курочкина кричит:
Клим, ты проверял, сколько маны залили эти проклятые техники?!
Клим молчит.
Ты сделал то, что я приказала?!
Клим молчит, растерянно бегая холеными пальцами по клавиатуре. Компьютер выдает неутешительные данные. Клим смотрит в иллюминатор, за которым проносятся смутные тени. Он борется с искушением разбить стекло и выпрыгнуть наружу. Но это не поможет. Его тело просто разнесет атомами по целой неделе, и никто никогда не сможет собрать его, Клима, снова.
Валерия плачет.
Клим молчит.
Разозлившись на Курочкину и начальника, на весь белый свет, он назло не стал проверять, как поработали техники. Кто же знал, что в этот раз они схалтурят по-крупному.
Первая промежуточная станция пройдена, и машина времени замедляется. Радио, висящее под потолком, за какую-то долю секунды записав отрывок из местной радиопередачи, воспроизводит ее:
«И в этот прекрасный светлый день, дамы и господа, мы увидим чудо первый полет на машине времени. То, о чем раньше могли мечтать только фантасты, начиная с Уэллса и Жюль Верна…» Радио замолкает. Машина времени снова ускоряется. Дни и ночи за иллюминатором, сменяясь, мелькают все быстрее. Хроноядро все глубже погружается в Марианскую впадину прошлого.
Разве Жюль Верн писал про машину времени? спрашивает Валерия, вытирая слезы ладонью.
Клим молчит.
####
Фактически хроноснаряд уже стал для них гробом. Все, что им остается, это бороться со скукой в ожидании последнего часа. Это уже не грустно и даже не страшно, это как-то… никак.
Человек огромное скопище ноликов и единичек. Просто бесконечная вселенная ноликов и единичек. И, кстати, братья и сестры не всегда по-настоящему родственники. Вот, например, брат унаследовал нолики и единицы от матери, а сестра от отца. Ну не совсем так, конечно, кое-где эти самые нолики и единички пересекутся, но процентов на десять, не больше. Какие же они родственники? Они друг другу чужие люди… часто сбиваясь, рассказывает Клим свою безумную теорию.
А если этот нолико-единичный генотип был одинаковый у их родителей? Может, потому люди и сходятся, что у них нолики и единички похоже расположены?
Клим замолкает, хлопая своими длинными ресницами, которых очень стесняется еще со школы, и смущенно улыбается.
Ох, говорит, мне даже в голову не приходило…
Валера смеется.
Что смеешься-то? бурчит Клим, засовывая в переработчик магических трав найденную в бардачке заговоренную белладонну. Устройство довольно рыкает, проглатывая узким «ртом» топливо. Жаль, белладонны надолго не хватит.
Валера говорит:
У тебя рожа, блин, сейчас забавная. Будто у ребенка конфету отняли.
Что за слово такое, «рожа»? спрашивает Клим. Как-то не по-интеллигентски.
Да в жопу теперь эту интеллигентность можно засунуть, говорит Валерка, запуская пятерню под челку. Башка что-то болит…
Клим говорит:
Кажется, мана заканчивается быстрее, чем я думал.
Курочкина кивает, думая о своем:
Правда, прикольно, что нас перемешает в одну, блин, субстанцию, когда мы погибнем?
Может, остановить машину? спрашивает Клим, зажмурив глаза будто боится своих же слов.
Ничего не выйдет.
Никто не пробовал раньше.
Ну что ты, Клим. Тут ведь всем управляет программа, а ты, блин, не компьютер, чтобы точно рассчитать момент, когда можно безопасно вынырнуть в обычное пространство.
Машина замедляется. Радио, поймав случайную волну, говорит:
«…и сборная Италии по футболу в полном составе… неполадки… хрррррр… в двигателе… хрррр… самолет упал вдалеке от жилых кварталов…»
Господи, шепчет Валерия, закрывая ладонями глаза. Я помню, помню этот день…
Они смотрят в иллюминатор. Сквозь серо-синюю дымку вращающихся образов, сквозь полупрозрачные силуэты каких-то незнакомых людей, проглядывает девочка, вылитая Валерка; ее отец, в свою очередь сильно похожий на нее, хлещет девочку по заду и по спине узким кожаным ремнем. Куда попадет туда и бьет. На белой коже остаются красные полосы; с кончика ремня, разбившись в воздухе на сотню мельчайших круглых капелек, слетает кровь. Мужчину шатает. Он выпил лишку.
Немного стыдно… говорит Валерка, кусая нижнюю губу. Когда твое прошлое обнажено, когда оно на виду у всех.
Клим не знает, что надо делать в таких ситуациях, и осторожно берет Валерию за руку. Она улыбается и отталкивает его ладонь.
Клим произносит смущенно:
Мне очень жаль.
Чего тебе жаль-то, блин?! кричит Валерка. Давай, смотри, наслаждайся, как твоей коллеге жопу дерут!
Она уходит в другой угол кабинки и притворяется, что проверяет показания приборов, чтобы в который раз убедиться, что мана заканчивается очень быстро, даже слишком. Наверное, где-то течь.
Они не успевают, не могут достичь пункта назначения, и все из-за каких-то мелочей, из-за того, что им досталась старая модель «хроноснаряда», из-за того, что техники залили в бак недостаточно маны, а Клим не проверил их работу. Все из-за того, что путешествия во времени сейчас поставлены на поток, и никто кроме родственников погибших не обратит внимания на две-три машины времени, пропавшие за год.
Ты ведешь себя так, потому что напугана, говорит Клим. Кажется, это называется регресс. Возвращение к подростковым реакциям…
А не пойти ли тебе в жопу, Клим? спрашивает Валерка.
####
Смотри, за окном дети катаются на качелях. Бли-и-ин… кажется, я узнаю этот двор. Да, я здесь жила когда-то…
Они сидят вдвоем в кресле и смотрят в иллюминатор. Валерка у Клима на коленях.
Клим молчит.
Ты что?
Не знаю. Немного боюсь… не за себя, за тебя. Не хочу, чтоб ты умирала.
Да успокойся ты, блин! Все равно мы попадем в рай!
А как же ад?
Она говорит, гладя его по голове:
На самом деле, ада нет, есть только рай. Но тем, кто попадает туда не заслуженно, становится очень стыдно. Тебе не стыдно попасть в рай вместе со мной, Клим?
Стыдно. Но ради тебя я готов.
Так, блин, мало времени, чтоб лучше узнать друг друга. А с другой стороны, если бы ты проверил уровень маны, ничего этого и не было, верно?
Да.
Они целуются.
####
За иллюминатором угольная чернота. Радио молчит, только иногда шипит, выплевывая обломки слов.
Ты знаешь… когда я была маленькая, когда папа меня бил… мне казалось, что на меня кто-то смотрит, кто-то невидимый, и сочувствует, хочет помочь, но не может. Может, это ты был? В нашем хроноядре.
Я…
Наверняка, это был ты. Скажи, Клим.
Я люблю тебя.
Это не то. Клим, пожалуйста! Ты ведь хотел помочь мне, тебе меня было жалко?
Да.
Спасибо.
Каждое прикосновение сжигает часть его, ее души. На пол сыплются опаленные нолики и единицы. Клим и Валерка касаются друг друга, смотрят друг другу в глаза, улыбаются глупо, как школьники. Кажется, это называется регресс.
Очень тихо, правда, Клим?
Прости меня. Из-за меня мы…
Не надо, не проси прощения, ну их в жопу эти извинения… ты, блин, подарил мне счастливую любовь. Мне этого достаточно.
Какая же она счастливая?..
Глупый. Она потому счастливая, что никогда не закончится. И умрем мы в один день, как в сказке.
«…говорит радио «лав.ком.гутт.дел.кур»! Сегодня прекрасный летний день и для вас выступает певица Гулькерия! Гулькерия, прошу вас!..»
Они тихо смеются.
Даже в такой ситуации радио может опошлить момент, говорит он с улыбкой.
Как и ты, улыбается она. У тебя, Клим, наверное, нолики и единички расположены в том же порядке, как и у этого радиоведущего.
Он хохочет.
Они замолкают. Становится очень-очень тихо.
Это тихая история.
В ней не будет взрывов и кульминаций.
####
Уровень маны упал почти до нуля. Огни дымно-красным светом заволокли маленькую кабинку. Становится трудно дышать.
Клим, наша машина, погибая, прольется серебряным дождем?
Или просто растает, как ледяная фигура. Или обратится в пепел. Зависит от того, в какое время мы попадем. Зимой, в лесу, она выпадет снегом. В городе, посреди оживленной улицы, превратится в смог. Это магическая защита, специально предназначенная для того, чтоб в случае аварии, аборигены не заметили машину.
Клим, ты всегда такой серьезный?
Я…
Не спорь со мной, пожалуйста. Мы прольемся на землю серебряным дождем.
Откуда ты знаешь?
Радио шипит и прокручивает записанное сообщение:
«…небо облачное, местами ожидаются дожди…»
Валерка говорит:
Я надеюсь.
Клим шепчет:
Давай, все-таки попробуем остановить машину времени? Вдруг нам повезет, и мы вынырнем в нормальном времени? Представь, если нам повезет, какая жизнь нас тогда ждет? Жизнь вдвоем, вместе, всегда.
Она молчит.
####
Курильщики безмолвствуют, внимая мне.
А я говорю: у меня был двоюродный брат. Он полюбил свою напарницу Валерку Курочкину, девушку, походящую на него как две капли воды, девушку, душа которой состояла из тех же единичек и ноликов, что и у него, и они пролились на землю теплым весенним дождем, впитались в теплый, исходящий паром чернозем у ног маленькой темноглазой девочки, чумазой и вертлявой. Девочка засмеялась, протянув руки к небу, затянутому тучами, и стала кружиться на месте, держа в одной руке совок, а в другой ведерко.
Ее громко звал вышедший на балкон пьяный отец, но она не слушала его, она собирала в ведерко серебро неожиданного дождя.
####
За покрытым мыльными разводами окном серо, промозгло, угрюмо. Питерская осень. Растрепанные ведьмы грустно носятся по небу на метлах, пытаясь при помощи колдовства разогнать низкие тучи. К сожалению, у них ничего не выходит. Магии не всегда удается победить природу.
Ленка докуривает сигарету, вминает бычок в край пепельницы, бывшей когда-то банкой из-под растворимого кофе, и говорит:
Ладно, во всех хрономашинах ведется запись в реальном времени, которая передается в Центр Управления, и я могу поверить, что саму историю ты не выдумал. Но в концовку, прости, не верю. Откуда ты знаешь, что они пролились именно дождем?
Жека стоит рядом с ней какой-то потерянный, смотрит только на Лену и вдруг говорит:
Ленка, прости меня, ради Бога.
Она, растерявшись, спрашивает:
Что?
Я долго не отвечаю на Ленкин вопрос, обращенный ко мне. Крепко затягиваюсь, а потом говорю: а я и не знаю, чем все закончилось. Я выдумал финал, выдумал серебряный дождь, чтобы эта любовь была еще немного счастливее. Добавил в нее щепотку счастья. Быть может, Клим и Валерка на самом-то деле развеялись пеплом над пожарищем или еще что. Кто его знает.
Жека вдруг обнимает Лену, а она не отталкивает его. Она тихо плачет. Остальные в курилке смущенно отводят глаза, украдкой посасывают сигаретки. Всем почему-то немножко стыдно.
Я говорю:
Ведь много счастья не бывает, правда?
Все молчат.
У меня звонит телефон. Я извиняюсь перед грустными курильщиками и выхожу из курилки. Прячусь за углом, достаю сотовый, подношу трубку к уху:
Алло?
У Клима грустный и, кажется, немного пьяный голос:
Мишка… брат… приезжай, а?
Что случилось?
Ну…
Что?
Да вот… Валерка ушла. Собрала вещи и ушла, ничего не сказала… брат, приезжай. Водки возьми, коньяка и приезжай. Бухнём. Отпросись с работы и приезжай; я не знаю, что с собой сделаю, если не приедешь…
А ну прекрати! говорю. Размазня. Ты, мать твою, мужик или баба?
Миша, ради Бога…
Хорошо, говорю, сейчас буду. Крепись.
Я прячу трубку в карман, наблюдая сквозь стеклянную дверь, как Жека прижимает к себе Ленку. Они, кажется, счастливы; пускай их счастье и недолго продлится.
####
Это тихая, тихая история. Так легко опошлить ее неловким жестом или словом, произнесенным чуть громче, чем надо.
Быть может, я ее уже опошлил.
В таком случае, извините.
####
Тс-с-с…
|