№6(34)
Июнь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

GAME-КНИГА

Виктор Исьемини


Илья Новак. Некромагия. Роман. — М.: Эксмо, 2006 — 480 с. — (серия «Герои уничтоженных империй»

История написания романа «Некромагия» сегодня смотрится достаточно экзотически. Автор, Илья Новак, создал его в рамках проекта «Герои Уничтоженных Империй» («Heroes of Annihilated Empires») студии GSC Game World.** Проект комплексный, включает, кроме цикла из пяти романов, компьютерную игру, вернее, трилогию, сценарий которой также писал Новак. К новеллизациям игр на западе давно привыкли, да и у нас это направление начинает развиваться (достаточно вспомнить переводные серии «WarCraft», «StarCraft» и «Warhammer 40000» издательства «Азбука», или эксмовский «DOOM. Стреляй и иди»). Все просто, никакой экзотики — нанимается автор, его снабжают материалами, дают поиграть — и он пишет.

Подобного рода произведения, как правило, тривиальны и сугубо развлекательны, да и рассчитаны почти исключительно на геймеров, фанатов определенной игры. На книги этого ряда, что вполне справедливо, не обращают внимания критики и рецензенты.

Другой вариант — когда писатель, вдохновленный компьютерной игрой, пишет что-то, вроде бы, и свое, но созданное под ее влиянием. Здесь, пожалуй, изредка случаются удачи, все же авторы руководствуются — хотя бы отчасти — творческим началом, а не меркантильным заказом. И, тем не менее, эти тексты вторичны по отношению к сценарию игры.

В данном случае, однако, мы имеем нечто иное. Романы Ильи Новака — не новеллизация. Собственно, игры еще нет, первая часть должна появиться в сентябре. Серию «Герои уничтоженных империй» нельзя отнести и к книгам, созданным «под влиянием», сюжеты романов не является беллетризацией сценария игры. Книжный цикл связан с игровым разве что географическими названиями да сходством отдельных декораций.

Первые романы и сценарии первых частей игры писались одновременно; тексты образуют с игрой некую новую сущность. Как знать, возможно, «Некромагия» возвещает начало эпохи? Конечно, сказано громко, но новое поколение читает все меньше и, быть может, в «Героях Уничтоженных Империй» Новака намечен прообраз того, что придет на смену нынешнему состоянию литературы: синтез компьютерной игры, где геймер является в некотором смысле соавтором, и традиционного текста. О кризисе привычных форм сказано уже немало, но, возможно, вот он — выход, второе дыхание литературы? Не станет ли в не слишком отдаленном будущем подобный синтез естественной и чуть ли не единственно приемлемой формой подачи текста? Поживем — увидим.

Что до сюжета романа, он — на первый взгляд — не слишком оригинален. После того, как престарелый правитель отходит от дел, в борьбу за власть вступают главы четырех магических цехов, могущественные чародеи. Каждый плетет собственную сеть интриг, и их планы сталкиваются, накладываются, образуя причудливый лабиринт. В этом лабиринте бредут «маленькие люди» — пробираются на ощупь, силятся вырваться из многослойной паутины, падают, поднимаются и снова бредут, то и дело натыкаясь на невидимые стены… Кто натравил дикарей на поселение гноморобов? Зачем перебили родных маленькой Ипи? Откуда черпает могущество жестокий шаман Джудекса? Для чего снабдили оружием уличное отребье, штурмующее мрачную твердыню братьев Черморов? Герои Новака не остаются бессловесными жертвами. Им тесно в лабиринте, они хотят жить и любить, им нет дела до интриг сильных мира сего… Снова и снова герои книги ищут путь к спасению, добиваются ответа, пробуют на прочность стены незримого лабиринта — и кому-то непременно удастся отыскать выход.

Эти-то персонажи — не обусловленные привязкой к миру компьютерной игры — и составляют, на мой взгляд, самый ценный ресурс книги. Невозмутимый служака Трилист Геб, увлеченные механикой карлики-«гноморобы», наглый, эгоистичный, но и странно обаятельный мерзавец Дук Жиото… Интересные, удивительно живые (ничуть не похожие на плоских персонажей стратегической игры), они позволяют автору выстраивать собственный мир, показывать его читателю, поворачивая так и этак, то взлетая к облакам, то опускаясь в древние подземелья. Лесные дикари, обитающие на периферии Аквадора, выглядят не менее живописно, чем великие маги, вступившие в схватку за власть над империей. Каждый из этих магов олицетворяет ту силу, которой повелевает, и является носителем определенного типа характера: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик… Из характеров вытекают поступки, мотивы, образ действий. Автору удалось избежать поляризации мира и героев, в романе почти нет однозначно «положительных» и «отрицательных» персонажей, любой вызывает симпатию, за любого интересно «сыграть». Даже немного жаль, что в «Heroes of Annihilated Empires» мы их не встретим.

Что еще, пожалуй, роднит «Некромагию» с компьютерной игрой — щедро (на мой вкус, местами избыточно щедро) выписанные декорации и динамичный, изобилующий сюрпризами, сюжет. Действие сразу увлекает, затягивает. Завладев вниманием читателя, автор осторожно, исподволь, подводит его к основной мысли: не в силах человеческих изменить судьбу мира. Мы все глядим в Наполеоны, но, в конечном счете, оказываются игрушками в руках Рока и могущественные мастера магии, и заплутавшие в тенетах их интриг «маленькие люди». Да, сильным мира сего тоже не удастся переиграть Провидение… Заключая сделку с Судьбой, следует очень внимательно читать все пункты договора, ибо, как правило, в «Примечаниях» мелким шрифтом набрано самое интересное.

Илья Новак не слишком добр к своим героям, не всем удастся дожить до последних страниц, но чья-то воля окажется достаточно сильной, чтобы преодолеть лабиринт, сплетенный из козней великих магов. Тот, кто не тщится навязать миру свою волю, но следует собственной совести, тот, кто сражается за любовь — получит шанс. Их усилия не будут напрасны. И взлетит к облакам воздушный корабль гноморобов, а Трилист Геб, умирая, сумеет защитить не рожденное еще дитя…

Вероятно, чтобы полностью оценить работу Новака, следует дождаться появления игры… но и сам по себе роман «Некромагия», несомненно, является одной лучших фэнтези нового века, а созданный воображением автора мир Аквадора — одной из наиболее масштабных и продуманных фантастических вселенных, сквозь мрачно-величественные декорации которой проступают хорошо узнаваемые черты нашей реальности.

*Рецензия печатается во второй авторской редакции.

**О работе над этим проектом см. в «РФ» № 11 (27) статью Ильи Новака «Как мы писали сценарий»



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003