№6(34)
Июнь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

КРЫЛЬЯ АНГЕЛА

Владимир Пузий


Пол Макоули. Ангел Паскуале (страсти по Да Винчи). Роман. СПб.: «Азбука-классика», 2006 

Думал ли когда-нибудь британец Пол Макоули, что его роман издадут в России благодаря тому, что американец Дэн Браун напишет супербестселлер «Код да Винчи»? А ведь именно на волне читательского интереса ко всему, что связано с именем Леонардо, «Азбука» рискнула выпустить совершенно «не форматный» роман. Даже спроворили обложку, на которой, если смотреть издалека, чётко прочитывается «Ангел да Винчи».

Ну, оставим двойное название и игры дизайнеров на совести «Азбуки». Добавим только, что попенять издательству можно не очень качественной бумагой да двумя-тремя ошибками в переводе; в остальном же роман в русском переводе представлен вполне достойно.

Так о чём же он, «Ангел Паскуале»? О Флоренции — ренессансной, да не очень. Или, точнее, слишком ренессансной: здесь все изобретения великого Леонардо воплощены в жизнь, и вот по улицам разъезжают паровые повозки, охранники носят в кобуре настоящие пистолеты, стражники летают под облаками в этаких пра-дельтапланах, ежедневно выходят газеты... даже фотографию здесь изобрели!

Но на тех же самых улицах, в тех же самых домах верят в чернокнижие и алхимию, проводят богомерзкие обряды, чтобы узреть ангелов, вкушают пейотль, привезённый из Нового Света. На улицах этой Флоренции точно так же убивают ради денег и славы — но и здесь находятся люди, для которых важнее другие ценности. Молодой художник Паскуале учится у мастера Джованни Россо — человека талантливого, но не слишком успешного. Поэтому оба вынуждены пробавляться любыми подработками, например, малевать этюды с обнажёнными девицами для гравюр сорта «товар-люкс». Паскуале же мечтает изобразить на настоящей картине... ангела — не очередного юнца с крыльями, скопированными с голубиных, а всамделишного ангела, «проникнутого скорбным знанием о том бремени, которое вынужден будет нести Священный Младенец, но и радостью, что завет между Небесами и Землёй наконец-то обрёл плоть».

И вот во Флоренцию накануне визита самого Папы приезжает Рафаэль — с тем, чтобы помирить Флоренцию и Рим... или чтобы шпионить в пользу последнего? Впрочем, Паскуале заботит лишь одного: когда-то Рафаэлю удалось написать «правильного» ангела. Вот если бы поговорить с мастером...

Но, разумеется, согласно законам жанра Паскуале очень скоро становится не до ангелов. Убивают спутника Рафаэля — и подозрение падает то на сторонников папы, то на испанцев (которым на руку вражда Рима и Флоренции), то на савонаролистов... Дело просят расследовать известного журналиста, Никколо Макиавелли. Паскуале помогает Никколо, и случайно в руках юного художника оказывается тайна нового изобретения Великого Механика!..

Эту странную парочку — пьяницу-журналиста Никколо и юного художника Паскуале — ожидают опасные приключения: погони, перестрелки, предательства... в общем, всё, что полагается в хороших детективах. Чернокнижники будут строить козни, предатели державы — плести заговоры, вспыхнет бунт, запылают дома, Паскуале так или иначе столкнётся с множеством изобретений Великого Механика, а затем и с самим да Винчи...

Читатель, увлечённо следя за сюжетом, конечно, станет вылавливать — в меру эрудиции и желания — авторские «подмигивания»: вот к Никколо является жена секретаря военной комиссии Лиза Джокондо, вот пруссаки дразнят французов криками «А всё-таки она вертится!», вот приехавшая из Нового Света индеанка даёт Паскуале попробовать пейотль.

Но «Ангел...» Макоули — не просто очередной исторический боевичок с претензией на интеллектуальную подложку. Неужели автор изменил ход её величества Истории лишь для создания колоритного, запоминающегося антуража, этакого соединения несоединимого: да Винчи, савонаролисты, чернокнижники — и пистолеты с газетами, паровые повозки?..

А собственно, так ли уж много невероятного привнёс Макоули? Ведь и пышные праздники с множеством движущихся фигур в Италии регулярно происходили, и прочие механические изобретения имели место быть, и порох к тому времени вовсю использовали... И в черную магию верили, а как же!

По сути, Макоули лишь довёл до крайности, обострил те самые противоречия, о которых едва ли не с первых страниц размышляет юный Паскуале. Расцвет искусства — и приход эры механики. Что важнее: работа мастеров, созидающих нечто новое, или обычного копировальщика? Благодаря печатному станку статьи Макиавелли читают многие, благодаря тому же станку художники остаются без работы...

К счастью, Макоули не настолько прост, чтобы создавать этакий пролуддитский памфлет. Любое новшество, всякий прогресс, всякое изменение неизбежно несут с собой не только благо, но и боль. Становиться на пути прогресса бессмысленно — не зря третья часть романа называется «Напрасные хлопоты».

И всё-таки... И всё-таки — напрасные ли? Неужели всё сводится к замене работы, в которую вкладывается душа, конвейерным штампованием фотооттисков? В конце концов, ведь ангел — это не просто человек с пририсованными крыльями голубя, и картина — не просто механическое копирование реальности, но — трактовка её, по сути, создание собственного микроуниверсума.

Каждый из героев создаёт вокруг себя собственный микромир: от постепенно спивающегося Макиавелли до Леонардо да Винчи, который выстроил огромную башню и не выходит из неё вот уже много лет. Все эти люди живут в одном городе, но существуют словно бы в разных плоскостях.

Пожалуй, иной читатель поставит в упрёк автору такую концентрацию знаменитостей в пределах одной книги, но ведь автор прав. Так и бывало во все времена, это уже потом биографы разъединили микромиры, описывая жизни своих «подопечных» так, словно каждый был врисован в ограниченную рамой картину. А Макоули сталкивает эти мини-вселенные, заставляя изменяться, взаимодействовать. Всё как в жизни, как тогда, так и сейчас.

«И из всего этого зарождались [...], проступали черты чего-то большего, чем человек, и меньшего, чего-то стоящего между миром идей и миром вещей, между Словом и Делом, возможно, это было [...] светящееся невероятным светом изумительное лицо его ангела».

####

...Интересно, знакомы ли Макоули и Браун, читали ли книги друг друга?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003