№6(34)
Июнь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НЕМНОЖКО ЖУТИ В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ

Лев Гурский


«Не прошло еще время ужасных чудес», — предупреждал пан Станислав Лем, и многие любители кинофантастики до сих пор сосредоточивают внимание на слове «чудес». А надо бы, в духе времени, на слове «ужасных». Впрочем, как известно, есть большая разница между простым ужасом и «ужасом-ужасом-ужасом». О том и речь.

Суперсолдат Джейн

Чтобы получить сверхспособности, человеку нужно либо умереть, либо оказаться на грани смерти. Эта идея, неоднократно опробованная Голливудом (самый удачный пример — «Робокоп» Пола Верховена), легла в основу комикса Джо Кесады и Джимми Палмиотти, а уже сам комикс стал основой пилота будущего телесериала. Действие фильма Сэнфорда Букставера «Панадол Джейн» (Painkiller Jane, США, 2005. 87 минут) начинается в Чечне, в селе Советском, где почему-то американский спецназ — впрочем, кажется, по согласованию с российскими властями — пытается накрыть героиновую лабораторию. Но вместо этого они находят какую-то биолабораторию, набитую подопытными людьми с непроницаемо черными зрачками. На выходе всех спецназовцев отстреливают из «калашниковых» неизвестные в защитных балахонах, и в живых остается лишь капитан Джейн Броунинг (Эммануэль Важье — «У края воды»). Героиня долго не может понять, отчего она выжила, получив столько пуль, и почему ее раны затягиваются так быстро. Постепенно Джейн понимает, что она стала участницей биологического эксперимента по выведению сверхсолдат. Не понимает до конца фильма она лишь одного: кто ответственен за это безобразие — то ли благообразный полковник Йен Уотс, то ли международный террорист Питер Эрфонд. Героине помогают благородный жулик Ник Пирс и его друзья, а вот роль врача-исследователя Грэма Кнайта (Тэйт Донован) неясна до самого конца. Превратиться в полноценный фильм у сериального пилота так и не получилось. При небольшом метраже действие тянется неторопливо, экшн-сцены наперечет, преамбула перевешивает основное действие, а финал практически отсутствует (и герои, и антигерои остались практически в тех же позициях). Самое печальное, что сами суперспособности Джейн — по идее, главная фишка фильма — показаны крайне скупо. И можно лишь догадываться, почему в названии русской версии названия фильма появился именно панадол («painkiller» — это все-таки просто «болеутоляющее»). Не есть ли это product placement? Вот вопрос.

Библиотечный Индиана Д.

Трилогия про Индиану Джонса всех глубоко перепахала. История про ученого малого, который путешествует по всему свету и находит потрясающие артефакты — чаще всего, волшебного свойства! — до сих пор привлекает внимание. На сегодняшний день картин, так или иначе сделанных в русле трилогии Спилберга, снято уже несколько десятков (из них так-сяк удавшейся следует, пожалуй, признать «Сокровище нации» Джона Тартелтауба), и в большинстве случаев главный персонаж примерно соответствует «индиано-джонсовскому» стереотипу. То есть ум и сила в одном флаконе. Режиссер Питер Уинтер пошел по иному пути, избрав на главную роль в своем фильме «Библиотекарь: В поисках Копья» (The Librarian: Quest For The Spear, США, 90 минут, «Союз-видео», 2005) актера Ноя Уайла (сериал «Скорая помощь») — мужчину с приятной, но не героической внешностью и повадками комедийного придурка. Разумеется, на самом деле Флинн Карсен — далеко не придурок. Напротив, он полиглот, всезнайка и вечный студент, обожающий сам процесс учебы. Получив 22 диплома, герой хочет продолжить собирать коллекцию, но обстоятельства вынуждают его сменить образ жизни. Героя внезапно берут на работу в знаменитую Нью-Йоркскую Публичную библиотеку — причем в самый секретный-рассекретный отдел, где, оказывается, хранятся древние артефакты (включая и Потерянный Ковчег — привет от доктора Джонса!). Там же хранится треть знаменитого Копья Судьбы, дающего власть над миром. Естественно, члены преступного Братства Змеи во главе с бывшим библиотекарем Эдвардом Вайлдом (Кейл Маклахлен — сериал «Твин Пикс») решают похитить Копье вскоре после того, как Флинн попадает в библиотеку, и теперь именно нашему герою и его телохранительнице Николь Нун (Соня Уолгер — «Ноев ковчег») приходится им противостоять. Персонажей заносит то в джунгли Амазонки, то в Гималаи (треть копья хранится, естественно, в Шангри-Ла), а финальный поединок должен произойти там же, где началась вся эта история, — в библиотеке. Спецэффекты в фильме — не самого высшего качества, трюки — намеренно стандартные (вплоть до подвесного моста, который, само собой, рушится под ногами), а сценаристы не отыгрывают всех сюжетных возможностей. Когда героя мимоходом признается, что его папа погиб в Розуэлле, так и ждешь, что в финале наш библиотекарь окажется потомком космических пришельцев (от них, мол, и все его способности к языкам). Однако эта фишка так и не задействована, а жаль: в таком серьезном деле нельзя без пришельцев!

Треугольные дела

«Надо выпить треугольник! На троих его, даешь!» — в свое время призывал персонаж песни Владимира Высоцкого, сурово предрекая: «Треугольник будет выпит! Будь он параллелепипед, будь он круг, ядрена вошь!» Увы, предсказания не сбылись. На Бермудах по-прежнему неспокойно, и подтверждение тому — мини-сериал Крэйга Баксли «Бермудский треугольник» (The Triangle, США, 2005, 250 минут). Согласно сюжету, миллиардер-судовладелец Эрик Бенирал (Сэм Нилл — «Парк Юрского периода) нанимает четырех добровольцев — журналиста Говарда Томаса (Эрик Штольц), инженера Эмили Паттерсон (Кэтрин Белл), ученого Брюса Геллера (Майкл Роджерс) и экстрасенса Стэна Латэм (Брюс Дэвисон), — чтобы они разобрались с необычайными исчезновениями судов в Бермудском треугольнике. В случае успеха героям обещано по 5 миллионов долларов. Тем временем гринписовец Мино Палома (Лу Даймонд Филлипс), потерпевший крушение в этом самом треугольнике и спасшийся, ощущает, как меняет жизнь вокруг него: жена Хелен (Лиза Бреннер) все та же, однако детей то двое, то один, то опять двое. Странные видения — словно бы из иного измерения — навещают и прочих героев, побывавших в треугольнике. Довольно быстро герои (и зрители) понимают, что в дело замешано руководство американского флота и лично его глава Норман Энсти (Грег Верона) — тот самый, который когда-то принимал участие в пресловутом «Филадельфийском эксперименте». Пытаясь управлять электромагнитными полями в самом сердце мирового океана, ученые ненароком дали толчок к изменениями в пространственно-временном континууме. И когда Энсти решает все прекратить, взорвав в Бермудском треугольнике мощную бомбу, наши герои соображают: будет только хуже... Шестисерийный мини-сериал сделан довольно изобретательно (впрочем, штучки с пространством-временем для кино всегда «самоигральны»), хотя, конечно, в сюжете зияют провалы побольше тех, что найдены на Бермудах, и совпадения, которых в таких историях быть не должно. Самое печальное, что, увлекательно закрутив сюжет, сценаристы (среди которых, кстати, — режиссер «Людей Икс» Брайан Сингер) свели все дело к довольно банальным и отработанным в кино ходам (кто только ни снимал кино о печальных последствиях экспериментов Пентагона! да и сам изначальный «Филадельфийский эксперимент» Стюарта Рэфилла не забудем). Чтобы выйти из тупика, куда они угодили, создатели картины даже к концу взяли на вооружение фокус из «Дня Сурка», заставив героя Эрика Штольца прожить дважды один и тот же отрезок времени. Но, по крайней мере, второй раз героям повезло больше, чем первый раз...

Овцы и Чистилище

О том, что тот свет может быть похож на закопченную банку с пауками, предупреждал еще персонаж Достоевского. В фильме «Темные силы» (The Dark, Германия — Великобритания, 93 минуты, «Вест-видео», 2006) Джона Фоссетта (одного из режиссеров телесериала «Похищенные») зрители увидят потусторонний мир, позаимствованный авторами из валлийских преданий и называемый Аннун (в русской версии перевода он называется Анвин). Это не рай и не ад, а нечто вроде вечного чистилища: дом все тот же, что и в царстве живых, но небо, море и земля — другого цвета. Здесь царствуют серые и темно-синие тона, а небо почти черное... Впрочем, разглядеть Аннун в деталях зритель смогут лишь ближе к финалу картины, когда действие достигнет своего апогея. Итак, вот сюжет. Из Америки в Уэльс, где живет художник-отшельник Джеймс (Шон Бин — «Троя»), приезжает его бывшая жена Адель (Мария Белло — «Оправданная жестокость») с дочкой Сарой (Софи Стаки). Увы, оказывается, полвека назад в этом доме жил сумасшедший проповедник, который, желая воскресить умершую дочь Эйприл (Эбигейл Стоун), отправил на смерть своих прихожан. Девочка вернулась, но стала олицетворением зла — вроде персонажей «Кладбища домашних животных» Стивена Кинга. Через некоторое время монстра в обличье ребенка лишили жизни, но в наши дни она снова вернулась в тот же дом. Оказывается, из царства Аннуна можно вернуться, если что-то отдашь ему взамен. Сара исчезает в метафизической пучине (которая, впрочем, выглядит, как реальная вода), и именно на ее место возвращается дочь безумного проповедника. Однако Адель полна решимости вернуть дочь любой ценой, пусть даже собственной жизни. Картина снята по мистическому роману Саймона Магинна «Овцы». Понятно, что фильм с таким названием выпускать было нельзя, однако заглавные животные играют существенную роль и в картине. Агнцы самим фактом своего существования напоминают нам о жертвах, и о том, что порой надо жертвовать всем ради близкого человека, и порой жертва эта может оказаться напрасной... Не ищите в фильме счастливого финала — его не будет. Аннун так просто не отпускает никого.

Вышел призрак из тумана

Ремейки снимают для того, чтобы зритель мог оценить прелесть фильма-оригинала. Вероятно, именно с этой целью режиссер Руперт Уэйнрайт, известный как постановщик «Стигматов», взялся переснять «Туман» Джона Карпентера (1980). Получился новый, еще более туманный «Туман» (The Fog, США — Канада, 100 минут, «Видеосервис», 2006). Итак, более ста лет назад отцы-основатели островного городка Антонио, штат Орегон, ограбили и убили потенциальных переселенцев на этот остров — прокаженных, ведомых капитаном Блэйком (Раде Сербеджиа — «Святой»). Много лет спустя из океана поднимается потусторонний туман, и призраки начинают мочить современных жителей города. Мы уже не раз отмечали, что представители потустороннего мира — в голливудском варианте — чем-то напоминают современных горцев: у них господствует кровная месть, и воздаяние за грехи несимпатичных предков ложится на плечи ни в чем не повинных потомков — владельца яхты Ника Касла (Том Уэллинг — сериал «Смолливиль»), его подруги Элизабет Уильямс (Мэгги Грэйс — сериал «Остаться в живых»), ди-джея Стиви Уэйн (Сельма Блэр — «Блондинка в законе»), священника отца Мэлоуна (Эдриан Хоу) и других. Режиссер честно собрал все мыслимые штампы ужастиков: тут и рука, которая высовывается из раковины на кухне, и зомби, ненадолго оживающий в морге, и мертвец, тянущий живого на дно... и, конечно же, черепушки, косточки в ассортименте. При этом вся подоплека злодеяний предков жителей Антонио проясняется в настолько невразумительных флэшбэках, что лишь аннотация на упаковке диска помогает разобраться в сути происходящего. И то отчасти: финал, в котором бедняжка Элизабет отчего-то оказывается невестой призрака и присоединяется к потустороннему царству, загадочен донельзя. Если кому и может понравиться подобный поворот сюжета, то лишь Тиму Бертону, постановщику «Трупа невесты».

И еще о призраках. Актрисе Деми Мур уже не впервые приходится иметь дело с потусторонним миром: в знаменитом «Привидении» ее героиня астрально общалась — с помощью Вупи Голдберг — с призраком Патрика Суэйзи. Так что когда режиссеру Крейгу Розенбергу для фильма «Сумерки» (Half Light, США, 2005, 108 минут) понадобилась актриса на роль писательницы, авторши мистических сочинений, то лучше кандидатуры, чем Деми, трудно было найти. Сюжет вкратце таков. После смерти пятилетнего сына (бедняга утонул) Томаса писательница Рейчел Карлсон (Мур) отправляется по совету мужа Брайана (Хенри Йан Касик) и лучшей подруги Шэрил (Кейт Айситт) на небольшой остров с маяком. Там, в тихой деревушке, она надеется успокоиться, вернуть утраченное расположение духа, и снова начать писать. Но не тут-то было! Вначале ей мерещится призрак сына, который является в страшных снах и оставляет послания на холодильнике, а потом ее новый знакомый Энгус (Ханс Мэтесон) оказывается, по уверению местных жителей, уже семь лет как покойником. Героиня начинает подозревать, что она сходит с ума, но... Жанр фильма — мистический триллер — предполагает, что, помимо выходцев из потустороннего мира, тут будут присутствовать и скверные представители этого света. И, действительно, какие-то моменты в картине можно объяснить вполне рациональным способом, а вот иные по-прежнему остаются в сфере загробной жизни. Больше всего в этой сумрачной ленте не хватает главного положительного героя (пусть и призрачного), каким был когда-то Патрик Суэйзи. Увы, в одну мистическую реку дважды войти невозможно.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•