№5(33)
Май 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИМЯ ЕМУ — УДАЧА

Владислав Гончаров


Людмила Белаш, Александр Белаш. Капитан Удача. — СПб.: Лениздат, 2005

По основной своей профессии Людмила и Александр Белаш — медики, а Александр еще и патологоанатом. Возможно, именно поэтому все произведения авторов демонстрируют внимание к любым мелочам. Все любовно и тщательно выписанные детали всегда на своих местах. Однако они, эти «развешанные по стенам ружья», совсем не обязаны немедленно «выстрелить» — многие из них явно оставлены в качестве задела на продолжение. Кроме того, в из множества деталей «выстраивается» сюжет —именно яркие культурные, этнографические и биологические подробности во многом обусловливают приключения главного героя Белашей в незнакомом и причудливом мире, с которым ему приходится столкнуться не по своей воле. При этом — в отличие, например, от Урсулы Ле Гуин, — культурология и этнография не являются для авторов самоцелью, их задача — не изучить сконструированную ими самими цивилизацию, а лучше понять социальные законы, управляющие обществом разумных — к какой бы расе эти разумные ни относились.

Я неспроста упомянул именно Ле Гуин. Мир сверхцивилизации ТуаТоу из повести «Выстрел» чем-то напоминает планету Геттен из романа «Левая Рука Тьмы» — и не только тем, что туанцы гермафродиты, но и самой структурой туанского общества, в котором монархический традиционализм играет главную, «цементирующую» роль. Впрочем, при ближайшем рассмотрении выясняется, что под маской псевдосредневекового традиционализма кроется вполне динамичная общественная система, где аристократизм соседствует с развитой экономикой, а сложная вязь ритуалов — с коррупцией и даже откровенным бандитизмом. Правящая на планете военно-феодальная каста вполне уживается с авторитарно-уравнительной системой Белой Веры, а последняя, в свою очередь, успешно сотрудничает с развитым профсоюзным движением. А еще есть КонТуа — промышленный орбитальный пояс, лишь формально подчиняющийся императору, царство торговли, наживы и прочего разврата. Мир ТуаТоу настолько причудлив и ярок, что даже порождает немало поклонников и фанатов среди человеческой цивилизации (образцы таких заигравшихся в чужой мир персонажей будут выведены во второй повести сборника, «Эскорт»).

Впрочем, пилоту Фортунату Кермаку, по ошибке сбитому местной системой ПВО, совсем не до восхищения культурологическими деталями и тонкостями туанского этикета. Чтобы выбраться с убогих земель, когда-то сожженных пламенем ядерной катастрофы, а сейчас служащих прибежищем каторжников да нищих бродяг-льешей, ему придется приложить всю свою смекалку и сноровку. Ведь, вдобавок ко всем неприятностям, до него одновременно пытаются добраться две враждующие силы — могущественная контуанская корпорация «Вела Акин» и имперское военное ведомство. И те, и другие заинтересованы, чтобы как Форт, так и бортовой самописец его погибшего корабля, исчезли навеки. Впрочем, главную опасность представляет именно криминальный бизнес с КонТуа, а с военными еще можно как-то поладить — но это выяснится лишь в финале повести...

Да, еще важная подробность: Фортунат Кермак — мертвец. Точнее, разум погибшего человека, записанный в тело киборга. А мертвецы (тем более киборги), как известно, умеют то, что живым недоступно. Это, кстати, заставляет вспомнить узкую специальность одного из авторов «Капитана Удачи» — а также другую книгу Белашей, роман «Имена мертвых», где вызванные из небытия мертвецы успешно боролись с нацистскими последышами и современными политическими гангстерами.

Вторая повесть сборника непосредственно продолжает приключения Фортуната Кермака. Здесь пилот-киборг попадает в очередную неприятность: пойманный в ловушку службой безопасности станции «Скайленд-4», он вынужден во главе экипажа из представителей трех крайне непохожих друг на друга рас сопровождать на разваливающемся корабле смертельно опасный груз до точки его ликвидации. О том, что вместе с грузом должен быть ликвидирован и сам корабль, Форт, естественно, не подозревает.

На первый взгляд, «Эскорт» — это повесть о дружбе. О том, как сплачивает разумных существ совместное преодоление опасностей. Однако финальная фраза представителя «тоталитарной сверхцивилизации» мирков, вытащившего экипаж «Сервитера Бонда» из лап службы безопасности «Скайленда», не оставляет сомнений, что и здесь авторов волнуют в первую очередь проблемы, общие для всех людей:

-- Ох уж эти младшие миры с их рыночными отношениями!.. — делился Секер с Надаром и Багук. — Сплошное жульничество, голая корысть и служебные преступления!..

Впрочем, признаемся честно: если бы не то, не другое и не третье, то и писать большинству авторов современной остросюжетной фантастики было бы не о чем...



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•