№5(33)
Май 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МЫ ОТВАЖНЫЕ ГЕРОИ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО РОСТА


Герой-дылда вызывает меньше сочувствия, чем герой-карлик, а ребенок в качестве главного действующего лица даст и тому, и другому сто очков вперед. Вот поэтому мировая кинофантастика всегда сочувствует тем, кто помоложе, помельче, не умеет драться, плохо летает, не попадает в цель из бластера... Зритель (чаще всего, такой же юный) догадывается: лиха беда начало. Терминатор, когда был маленьким, тоже не все умел. А вырос — и стал губернатором солнечной Калифорнии...

Ангел и Чарли

Постановщик «Бэтмэна» и «Битлджюса», знаменитый визионер и выдумщик Тим Бертон взялся второй раз экранизировать поучительную сказку Роальда Даля. Так родился фильм «Чарли и шоколадная фабрика» (Charlie And The Chokolate Factory, США, 110 минут, Universal Pictures Rus, 2005). Заметим, что в 1971 году уже был снят фильм по мотивам этой сказки, и популярный комик Джин Уайлдер (любимый актер Мела Брукса) сыграл главную взрослую роль. Однако три с лишним десятилетия назад возможности кино не позволили воплотить на экране все невероятные выдумки писателя, так что Бертон имел возможность все начать заново и своими словами рассказать историю о бедном мальчике Чарли (Фредди Хаймор — «Волшебная страна»), которому повезло вытащить один из пяти счастливых билетов, дающих право посетить чудесную шоколадную фабрику эксцентричного миллионера Вилли Вонки (Джонни Депп — «Сонная Лощина»). Вместе с Чарли и его дедушкой Джо (Дэвид Келли — «Агент Коди Бэнкс-2») по фабрике путешествуют малосимпатичные дети с родителями: обжора Августус Глуп (Филипп Вигратц) с толстой мамашей, высокомерная Виолетта, вечно жующая жвачку (Анна-София Робб), с мамашей (Мисси Пил), капризуля Верука Солт (Джулия Уинтер) с покорным папочкой-толстосумом (Джеймс Фокс — «На исходе дня») и фанат телевидения Майк (Джордж Фрай) с папаней. Разумеется, по ходу действия все плохие детки отсеются, а Чарли не только выиграет всю фабрику в качестве бонуса, но и помирит самого Вилли Вонку с его папой-дантистом (Кристофер Ли — Саруман во «Властелине Колец»). Джонни Деппу уже случалось играть в фильме со «сладким» названием (имеем в виде «Шоколад» Лассе Халлстрема). На сей раз актер, изображая своего персонажа, создал весьма нетривиальный образ: нечто среднее между Мэри Поппинс и Майклом Джексоном (гримеры постарались сотворить персонажу неестественное кукольное лицо). Ирония Роальда Даля не помешала его тексту быть нравоучительным (толстый мальчик наказывался за обжорство, активная девочка — за любовь к жевательной резинке и тому подобное), поэтому Бертону пришлось спасать положение убойным видеорядом и спецэффектами: к примеру, шоколадная река в фильме выглядит, как настоящая, а белки, которые лущат орехи, — самые взаправдашние, дрессированные. Что же касается работников фабрики, маленьких умпа-лумпов, то все племя в одиночку сыграл низкорослый Дин Рой, «размноженный» с помощью компьютера. Юного телефаната Майка пришлось, кстати, сделать еще — в духе времени — мастером игры в компьютерные «стрелялки», о возникновении которых писатель не мог догадаться. Но это умение, разумеется, персонажу ничуть не помогло. Все зрители изначально понимают: победа достанется Чарли. Ему надо семью кормить.

Путешествие в шкаф и обратно

Клайв Стейплз Льюис в родной Великобритании считается классиком, не слабее Толкина. И, подобно Толкину, он — такой же профессор — занялся литературой между делом, ради развлечения: сперва писал богословские трактаты, затем христианскую фантастику (замаскированную под НФ), а потом уж дело дошло и до сказок, с религиозным подтекстом. Британское ТВ время от времени переводило семикнижье «Нарнии» в формат телесериалов, но вот полнометражное кино со спецэффектами затевать никто не рисковал. Слишком много было в тексте сказки Клайва Льюиса волшебства, животных и мифологических существ, чтобы все фокусы удалось бы воспроизвести с помощью чучел, грима и комбинированных съемок. Лишь в начале третьего тысячелетия, когда технологии достигли расцвета и переводу на пленку поддался даже многофигурный эпос «Властелина Колец», киношники взялись и за второго английского классика. Для начала выбор пал на вторую книгу из семи. Эндрю Адамсон, постановщик «Шрека», снял картину «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» (The Cronicles Of Narnia: The Lion, The Witch And The Wardrobe, США, 131 минута, «Видеосервис», 2006). Дорога в чудесную страну Нарнию для главных героев — лондонских детей, переехавших из города (подальше от немецких бомбежек) в сельскую глубинку, в дом чудаковатого профессора (Джим Бродбент), — начинается из платяного шкафа. Первой побывала в заснеженной Нарнии маленькая Люси Пэвенси (Джорджи Хинли), за ней — обидчивый и закомплексованный Эдмунд (Скандер Кийнес), а уж потом более старшие брат Питер (Уильям Мосли) и сестра Сьюзен (Анна Поплуэлл) оказались в волшебной стране. Трем из четырех юных героев пришлось спасать непутевого Эдмунда, который по недомыслию стал предателем, угодив в плен Белой Колдунье (Тильда Суинтон). «Мы ведь совсем не герои, мы из Лондона», — в некотором смятении бормочет Питер, получив меч из рук Санты-Клауса. Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Придется сражаться. В финале происходит битва, в которой войско света, руководимое нашей четверкой и великим львом Асланом (озвучивал в оригинале Лайам Нисон), победило силы зла. Фильм уже собрал неплохую кассу и, очевидно, окупит расходы (более 100 миллионов долларов), однако проект трудно назвать удачным. Несмотря на то, что Тильда Суинтон играет ныне сплошь негодяек (совсем недавно из-за ее персонажей разбили физиономию Биллу Мюррею в «Сломанных цветах» и едва не прикончили Киану Ривза в «Константине»!), ей в одиночку оказалось не под силу олицетворять Зло — и массовка не помогла. К тому же драться на мечах с женщиной, пусть даже и злой колдуньей, было не очень похоже на подвиг. Главная беда фильма вытекает из главной беды книги — назидательность зашкаливает, а просветленность быстро становится приторной. Особую неприятность фильм доставил российским прокатчикам. Они столь демонстративно озвучивали имя льва, делая нелепое ударение на первом слоге, что даже люди, далекие от политики, начинали видеть аллюзии, о которых Льюис и не помышлял. Увы, главный положительный герой не мог у нас быть Асланом (с ударением на втором слоге) и романтически приносить себя в жертву ради других. Спасибо, что у Льюиса не хватило фантазии вывести за компанию со львом Асланом еще и какого-нибудь барса Шамиля... тогда бы фильм в России уж точно официально не был дистрибутирован. Что, возможно, и к лучшему.

Водный мальчик, огненная девочка и сю-сю-сю

Лев Толстой очень любил детей и, отвлекаясь от «Анны Карениной» и «Воскресения», написал для самых маленьких «Филипка». Роберт Родригес, постановщик вампирских «От заката до рассвета», инопланетного «Факультета» и черного-пречерного «Города грехов», тоже любит детей. Причем настолько, что готов потратить собственные деньги, время и силы, чтобы экранизировать фантазии своего семилетнего сына Рэйсера. Так родился фильм «Приключения Шаркбоя и девочки-Лавы в 3D» (The Adventures Of Sharkboy And Lavagirl In 3-D). США, 89 минут, «Видеосервис», 2006). Хотя сценаристом (как и продюсером, и композитором, и создателем большинства спецэффектов) в титрах прежде всего значится Родригес-папа, фантазии юного сынули явились основополагающими. Вот почему картину, сделанную в графических интерьерах ярчайших кислотных цветов, могут без содрогания смотреть дети от трех до семи. Итак, жил-был мальчик Макс (похожий на юного Маколея Калкина субтильный Кейден Бойд). Его родители (Дэвид Аркетт и Кристин Дэвис — «Секс в большом городе») постоянно ссорились, а самого Макси третировали в школе и одноклассники, и учитель (Джордж Лопес). За что? За склонность к беспочвенным фантазиям. Однако вскорости придуманные Максом мальчик-акула (Тейлор Лотнер) и девочка-лава (Тейлор Дули) появляются в реальности, и теперь всей троице нужно освободить планету от наступления Тьмы. Сюжет состоит из механического нагромождения эпизодов, зато в финале торжествуют дружба и взаимовыручка: плохие исправляются, хорошие примиряются, а самый страшный злодей Электрик с лицом все того же Джорджа Лопеса рассыпается на атомы. Сам учитель осознает, что был неправ, ограничивая деток в мечтаниях... Поскольку Родригес славится умением снимать фильмы задешево, «Дименшион» и «Коламбия Пикчерз» не останутся внакладе. Ну а взрослым зрителям, которые надеются получить от Родригеса чего-нибудь качественного, придется обождать. Вот дети у режиссера вырастут, тогда...

Мама, папа, я спасаю мир!

В мире, где существуют супергерои и суперзлодеи, должна быть школа, где этих героев воспитывают из пацанов и пацанок. А поскольку мир этот в остальном похож на нашу обычную реальность, то и в школе «Небесная высь» (чье название попало в оригинальный заголовок фильма Майка Митчелла, известного как постановщик комедии «Пережить Рождество») — все, как обычно: наглые торжествуют и издеваются над слабыми, а администрация ни во что не вмешивается, следя лишь за учебным процессом. В самом начале фильма под русскоязычным прокатным названием «Высший пилотаж» (Sky High, США, 100 минут, «Видеосервис», 2006) сын двух супергероев — летучей Джози (Келли Престон) и сверхсилача командора Стива Стронхолда (Курт Рассел — «Солдат»), юный Уилл (Майкл Ангарано) принят в эту самую школу «Небесная высь», которую когда-то закончили и его родители. Проблема в том, что и у Джози, и у Стива сверхспособности проявились в самом раннем возрасте, а у их сына — увы. В Sky High, которая на манер свифтовской Лапуты парит в воздухе, между тем царит форменная «дедовщина»: тех детишек, у кого суперспособности не на уровне, получают обидный статус помощников героев и место париев. Поначалу Уилла, его знакомую Лейлу (Дэниэл Панабэйкер) и еще нескольких милых ребятишек тренер Бумер (Брюс Кэмпбелл — «Зловещие мертвецы») определяет в помощники, но потом сила просыпается в мальчике, он переходит в «деды» и чуть было не бросает друзей ради обольстительной Гвен (Мэри-Элизабет Уинстед). Но в конце, когда разлучница показывает свое истинное лицо, а «деды» подыгрывают силам зла, именно Уиллу со своими маленькими друзьями приходится спасать мир. Хотя назидание выпирает из каждого кадра, а хэппи-энд абсолютно неизбежен, фильм не так уж плох. Вывод авторов прост: все герои комиксов — Икс-люди, Фантастическая четверка, Люди-пауки и Люди-мухи — на самом деле глубоко закомплексованные люди, а все почему? Школа виновата! Гарри Поттеру следует серьезно задуматься...

Трудно в космосе без джунглей

В 1982 году писатель Крис Ван Оллсбург придумал сказку «Джуманджи», которую тринадцать лет спустя экранизировал Джо Джонстон: история увлекательной и опасной игры, превращающей обычный городской дом в филиал джунглей, была снята лихо, красочно и с фантазией. Присутствие комика Робина Уильямса достойно дополняло слонов и носорогов. Фильм собрал отличную кассу, и потом долгие годы компания «Коламбия Пикчерз», купившая права на сиквел, пыталась сообразить, как этими правами распорядиться. Было понятно, что снять фильм-продолжение «Джуманджи» примерно так же просто, как сделать сиквел «Титаника». Усилия пяти сценаристов ничего не дали. Тем временем ставший маститым Ван Оллсбург написал еще одну книгу, где вновь возникали мотивы необычной игры — только вместо экзотических приключений на Земле юных героев ожидали приключения в космосе. Поняв, что взять за основу именно такую историю — наиболее выгодный вариант (можно было завлечь не только поклонников собственно «Джуманджи», но и любителей фантастики), деятели из «Коламбии» купили у писателя киноправа на новую работу. Согласно сюжету фильма Джона Фавро «Затура» (Zathura, США, 113 минут, «Видеосервис», 2006), теперь в модифицированный, то есть с жестяными ракетами, кнопкой и счетчиком, играют два братца — шестилетний Дэнни (Джона Бобо) и десятилетний Уолтер (Джош Хатчерсон). «Воскресный папа» (Тим Роббинс — «Игрок»), оставив сыновей на попечение старшей дочери Лизы (Кристен Стюарт — «Комната страха»), и не подозревал, что ребятишки возьмутся именно за эту игру и невольно отправят родной дом в глубокий космос. По ходу сюжета будет и метеоритный дождь, и неисправный робот (его в оригинале озвучивал известный режиссер Фрэнк Оз), и заблудший астронавт (Дэкс Шепард), и нападение человекоядных чудищ... Режиссер Джон Фавро («Эльф») — безусловный профи, однако и он не смог второй раз сыграть в «Джуманджи». Первый фильм, головокружительный и яркий, был подлинным открытием для самой разной аудиторию. Вторая лента оказалась чрезвычайно детской и весьма-весьма нравоучительной (братья, которые поначалу ссорятся, к концу фильм становятся лучшими друзьями). Возможно, стерильный мир «Затуры» можно было как-то оживить, призвав на помощь пару носорогов или слонов. Однако создатели новой ленты ограничились какими-то невнятными многоглазыми козлами. А за козлов кому же всерьез охота отвечать?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003