№3(31)
Март 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МЕЖДУ ДВУХ СТУЛЬЕВ ИЛИ МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ?


Иван Охлобыстин. Х1У Принцип. Издательство: Галерия, 2005 г. Мягкая обложка, 516 стр., ISBN 5-9900384-3-7, 10000 экз.

«Серьезные» критики и обозреватели отнеслись к новой ипостаси известного кинорежиссера, автора культового фильма «Даун Хаус», мастера боевых искусств, отца пятерых детей и владельца трех охотничьих ружей, православного священника Иоанна Охлобыстина весьма прохладно. Например, Тимур Кибиров — культовый поэт и человек, которого нельзя упрекнуть в отсутствии чувства юмора, в своем радиообзоре «Книжка за книжкой» (канал «Культура»). «Фэнтази как фэнтази, разве что поскучнее, чем обычно… невыносимый юмор, достойный передачи «Аншлаг»…. самодовольное авторское невежество. Цитирую: «Одежда столичных жителей представляла собой гармоничную смесь, состоящую из элементов нарядов средневековой эпохи и эпохи Возрождения, в частности рококо…» Конец цитаты».

Еще более строга «Белорусская деловая газета». «В книге намешано всего понемногу, как в биографии (и, по-видимому, в голове) православного русского холерика, бывшего мастера эпатажа. Скромный главный герой, который в недавнем прошлом продавал поддельную итальянскую мебель, оказывается в окружении благородных скейвенов, не менее благородных эльфов-убийц и прекрасных вампириц. Не говоря уже о таких мелочах, как орки, тролли, драконы и ездовые волки. Происходящее очень похоже на «белую горячку», но строго сюжетно и не лишено логики. Вполне понятны рассуждения о том, что Бог есть любовь, а зло суть обратная сторона добра. Непонятно только одно: куда смотрит РПЦ?»

Разве что газета «Газета» оказалась к о. Иоанну более толерантной: «На пять шестых она (книга) состоит из динамичных описаний и обаятельного трепа, которыми обставлены приключения главного героя — молодого человека по имени Сергей, вырванного из не слишком радостных московских будней… охллобыстинский мир населен всеми категориями существ, известных классическому фэнтези — от эльфов и орков до призраков и ведьм. Благородные вампиры живут в рыцарских замках, а в крысином театре дают «Гамлета».

После «Даун Хауса» никакие экстравагантности, произведенные отцом Иоанном Охлобыстиным, удивить уже не могут. Но в его книге практически нет следов былого эпатажа, зато есть много чего другого, куда более интересного. Охлобыстин сочинил основательное, хорошо продуманное компьютерное фэнтези. Написано не то чтобы оригинально, но остроумно и внятно. Читается легко, так что даже прощаешь автору длинноты и некоторый неявный морализм».

Что же до цеха фантастов, они в большинстве своем книгу Охлобыстина просто не заметили, несмотря на завлекательную аннотацию «Предлагаемая вниманию читателей книга является беспрецедентным фактом сочинения православным священнослужителем романа в жанре фэнтэзи-биотроник. Книга повествует о приключениях молодого человека в виртуальном пространстве». И потому что вышла она в никому не известном издательстве «Галерия», ничем, кажется, кроме выпуска книги о. Иоанна не прославленном. И из-за запредельной — под десять баксов — ее цены. Как результат книга, оказавшись в положении несколько межеумочном, прошла незамеченной. И вообще — что такое фэнтези-биотроник, когда даже судя по аннотации, перед нами — чистый киберпанк?

Впрочем, не знаю, что такое эта самая «фэнтези-биотроник», но на киберпанк «Х1У Принцип» похож мало — во-первых из-за достаточно внятной этической ориентированности, различении понятий «добра и зла», во-вторых — благодаря тому, что виртуальный мир «Принципа» подчиняется тем же строгим логическим законам, что и мир реальный, более того, согласно утверждению о. Иоанна особой разницы между миром реальным и миром виртуальным нет именно благодаря общим для всех миров положениям этики. Мысль не то, чтобы новая, но для киберпанка не типичная.

Итак, вкратце — гениальному разработчику компьютерных игр удалось наконец осуществить тайную мечту любого заядлого геймера — заработанные им в новой компьютерной игре пойнты мистическим образом воплощаются в реальные суммы на счетах реальных банков. Игра, соответственно, требует продолжения и развития — для этого создатель привлекает нескольких доверенных друзей и пускается в виртуальные битвы. Поначалу — для заработка реальных денег. Потом — поскольку выясняется, что в игре находиться гораздо комфортнее, чем «снаружи»; и время тут течет по-иному, так что игроки фактически бессмертны, и заработанные маг-пойнты дают им здесь почти божественную власть над созданным миром, начавшим развиваться и усложняться по законам самоорганизующихся систем. Быть богом приятно — но как в бесконфликтном мире продолжать игру? За счет чего двигать сюжет? В результате друзья-основатели разделяются на темные и светлые силы (весьма произвольно, впрочем, возможно, и согласно неким скрытым свойствам характера). И все же, пространства игры, хотя и медленно, но исчерпываются. А созданный мир неуклонно движется к Армагеддону.

Какой выход нашли «основатели», чтобы спасти уже ставший реальным мир от гибели? Версия спасения, предложенная Охлобыстиным, на деле несет в себе зерно христианской идеи (примерно в той же мере, в которой несут ее, скажем, «Хроники Нарнии»). Иными словами, перед нами — весьма вменяемый и взрослый христианский текст, далекий от явных нравоучений и сюсюканья, излишне, возможно, избыточный и перегруженный отпечатком яркой личности самого пресвитера Иоанна, и потому воспринятый «мэйнстримом» (даже в лице умного и толерантного Тимура Кибирова) как не самый удачный опыт в жанре фантастики. На самом деле роман Охлобыстина — это едва ли не беспрецедентная попытка создать христианский текст на суперсовременном материале.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003