№3(31)
Март 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

С САМОЛЕТОМ НА ДИНОЗАВРА


Когда журналисты употребляют расхожий штамп «техника на грани фантастики», то не всегда четко представляют, где находится эта самая грань фантастики, а главное — что за гранью. Только сами господа фантасты знают ответ. Он, однако, всякий раз получается у них хоть и пугающий, но разный... Если, конечно, эти фантасты не зарабатывают себе на жизнь ремейками.

Пока гром не грянет...

Фильм Питера Хайамса «И грянул гром» (A Sound Of Thunder, США, 103 минуты, «Союз-видео», 2005) снят по мотивам одноименного рассказа Рэя Брэдбери. Завязка — примерно та же, что и в классическом литературном произведении: в будущем наука додумалась до машины времени, техника воплотила идею в жизнь, а корпорация «Сафари во времени», руководимая циничным и алчным Чарльзом Хуттоном (Бен Кингсли — «Список Шиндлера»), зарабатывает на прогрессе сумасшедшие бабки, отправляя на миллионы лет назад всех желающих убить динозавра. Поскольку просчитано, что зверь так и так должен умереть, никакого вмешательства в прошлое нет. Однако во время одной из экспедиций случайно гибнет доисторическая бабочка, и изменения реальности оказываются катастрофическими. У Брэдбери, впрочем, метаморфозы были еще сравнительно небольшими. Да, кое в чем изменилась грамматика, а в Штатах на президентских выборах победил кандидат-фашист... Понятно, что на этом сюжете многомиллионный блокбастер сотворить нельзя. Поэтому сценаристы Томас Дин Доннелли, Джошуа Оппенхаймер и Грег Пуэре развили идею рассказа-оригинала до предела. Если уж изменения, то глобальные — чтобы и климат стал жарче, и растения нахальнее, и животные бы эволюционировали в жутких чудищ, похожих на павианов и ящеров одновременно. Главный персонажи фильма, спец по древним животным Трэвис Райер (Эдвард Бернс — «15 минут») и изобретательница супер-пупер компьютера для машины времени доктор Соня Рэйд (Кэтрин МакКормак — «Храброе сердце»), возглавляют опасную экспедицию в асфальтовых джунглях (в буквальном смысле), чтобы сначала понять источник метаморфоз, а затем чтобы вернуться в прошлое и все исправить. Знатоки литературных и киношных хроноклазмов могут предъявить к сюжету кучу претензий. Город будущего едва ли смог бы превратиться в развалины мегаполиса, опутываемого растениями. Поскольку никаких зданий в этом извороте реальности не могло бы тогда быть в принципе. Но воплощение идеи «волн времени» довольно эффектно, а потому продюсеров не испугала нелогичность сценарного посыла. Осталось заметить, что Хайамс уже снимал однажды фильм про «парадокс времени» — «Патруль времени» с Ван Даммом. В обоих случаях хэппи-энд был гарантирован Голливудом.

Из конца в конец апреля путь держу я

Кстати, о патрулях времени. Фильм Стива Бойума «Патруль времени 2: Берлинское решение» (Timecop: The Berlin Decision, США, 81 минута, Universai Pictures Rus, 2005) как раз и является сиквелом упомянутого выше фильма 1994 года. В том первом фильме был Ван Дамм, теперь нету. Да и машина времени похожа не на автомобиль, а, скорее, на зубоврачебное кресло. Полицейского, занятого предупреждением попыток изменить прошлое, теперь зовут Райан Чан (Джейсон Скотт Ли — «Солдат»). Во время одного из заданий он предупреждает попытку экстремиста Брендана Миллера (Томас Йен Гриффит — «Вампиры») изменить прошлое, убив Гитлера. В ходе столкновения выходцев из будущего гибнет жена Миллера. И тот, отсидев два года в тюрьме, решает снова попасть в прошлое, чтобы убить Райана еще ребенком — тогда в будущем жена, мол, останется жива. Шеф Райана, Трэвис О'Рурк (Джон Бек — сериал «Санта-Барбара»), посылает нашего героя в прошлое снова и снова: ткань времени рвется на ходу, все меняется стремительно. Но как быть, если смерть отца Райана уже предопределена, и он вынужден снова стать ее свидетелем? Финальные кадры, когда Райан душит Миллера образца 2025 года на глазах Миллера образца 1988 года, впечатляют. Судя по сюжету, этот факт настолько перепахал молодого Миллера, что тот изменился к лучшему. Таким образом, ход времени все-таки изменился. То есть, выходит, отец героя — не погиб? Но тогда все пошло по-другому? А раз уж все изменилось, так, может, все-таки следовало заодно и замочить Гитлера? Похоже, сценаристы ленты Гари Скотт Томпсон, Майк Ричардсон и Марк Верхейден явно не просчитали всех возможных вариантов. Все чрезвычайно запутано с этими хроноклазмами. Это вам, господа из Голливуда, не вестерны клепать, даже космические...

Миссия перевыполнима

Впрочем, среди звездных вестернов встречаются и недурные. В их числе — свежая картина Джосса Уидона «Миссия «Серенити» (Serenity, США, 119 минут, «Universal Pictures Rus», 2006). Фильм снят по мотивам телесериала, имевшего успех на DVD и вызвавшего восторги фанатов. Действие происходит через 500 лет, когда в борьбе межпланетного Альянса и окраинных планет победил Альянс и начал строить «прекрасный новый мир», не стесняясь проводить тайные эксперименты на людях с целью «улучшения человеческой расы». Жертвой одного из таких экспериментов стала семнадцатилетняя Ривер Тэм (Саммер Глау), которая после психотропного воздействия сделалась провидицей и телепатом, и в этом качестве невольно стала хранительницей секретной информации Альянса. Брат Ривер, врач Саймон (Шон Маэр), помог сестре бежать из клиники, и теперь оба скрываются на корабле «Серенити», возглавляемом капитаном Малкольмом «Мэлом» Рейнольдсом (Нэйтан Филлион). Звездная посудина дребезжит, но летает довольно бодро. На борту ее также находятся: помощник капитана Зои Уоррен (Джина Торрес), пилот Хобэн Уошборн (Алан Тьюдик — он, кстати, одушевлял робота в фильме «Я, робот»), крутой парень Джейн Кобб (Адам Болдуин — «Коэн и Тэйт»), девушка-механик Кайли (Джуэл Стэйт), а позднее к ним присоединяется подруга капитана Инара (Морена Баккарин). Довольно скоро капитан и его команда понимают, что наличие на борту Ривер представляет для корабля и экипажа нешуточную угрозу: во-первых, ее ищет секретный посланник Альянса (Чиветель Эджофор — «Амистад»), во-вторых, эксперименты над психикой девушки превратили ее не только в провидицу, но и в бойца невероятной силы (остановить ее можно только русской фразой: «Это курам на смех!»). И все-таки девушка и ее брат остаются на корабле. Более того: положительные герои стараются помочь Ривер раскрыть тайну Альянса, а узнав эту тайну, сообщить ее по открытым каналам связи всей Вселенной (благо телекоммуникациями ведает веселый раздолбай Мистер Вселенная — Дэвид Крамхольц — «Высоты свободы»)... Хотя бюджет фильма по голливудским меркам невелик (40 миллионов долларов) и никаких серьезных звезд в картине не задействовано (любители кино, быть может, с некоторой натугой узнают в лицо Адама Болдуина, да еще Эджофора), картина получилась вполне достойной: неплохие спецэффекты, отточенные диалоги, нелинейные персонажи и непредсказуемые повороты сюжета. Конечно, досадно, что и в 25 веке люди по-прежнему пользуются пра-пра-пра-дедовским огнестрельным оружием, но, вероятно, на бластеры денег создателям ленты уже не хватило. Все деньги пошли на космические корабли.

Клоны, не склонившие головы

А вот еще один бросок в далекое и технически продвинутое грядущее — картина Карен Кусамы «Эон Флакс» (Aeon Flux, США, 100 минут, 2005). Действие фильма, поставленного по мотивам популярного (не у нас) мультсериала, происходит в 2415 году — через четыре столетия после смертоносной эпидемии, выкосившей 9/10 всего населения Земли. Оставшиеся заперлись в городе-крепости под названием Брегна, и все эти годы люди жили под управлением династии Гудчайлдов — пока, наконец, подполье «мониканцев» не окрепло. Тогда суперагентша подполья Эон Флакс (перекрашенная в жгучую брюнетку Шарлиз Терон — «Монстр») получает от руководительницы «мониканцев» (Фрэнсис Макдорманд — «Фарго») задание: уничтожить главу правительства, Тревора Гудчайлда (новозеландский актер Мартон Чокас). Отправляясь на задание вместе со своей напарницей Ситандрой (Софи Оконедо — «Грязные прелести»), героиня не догадывается, что стала невольной участницей заговора, инспирированного братом Тревора, циничным властолюбцем Ореном (Джонни Ли Миллер — «Планкетт и Маклейн»). Однако, так или иначе, героиня не могла выстрелить в Тревора. Потому что вспомнила, что была с ним знакома в прошлой жизни... Дальше загадка начинает постепенно проясняться, хотя сценаристы сделали все возможное, чтобы запутать повествование. Речь идет не о переселении душ, а о менее ненаучных материях. В сюжете замешаны клоны, несчастная сестра Эон, Уна (Амалия Уорнер), огромное количество автоматчиков и огромный дирижабль-лаборатория со старым Хранителем (Пит Постлетуэйт — «Подозрительные лица») на борту. Лучшая из выдумок авторов фильма — умение героев общаться в виртуальном пространстве, проглотив соответствующую пилюлю. Лучшие сцены фильма (во время съемок одной из них Терон получила серьезную травму) — головокружительные прыжки главной героини. К концу фильма начинаешь сомневаться: а были ли вообще в Брегне какие-то повстанцы? А если и были, то не исчерпали ли себя после гибели заговорщика Орена? Создатели ленты тактично обошли этот вопрос, понимая, что в противном случае хлипкая фабула окончательно разрушится и в картине будет уж слишком много логических нестыковок.

Крылья для полного улета

А теперь вернемся из далекого будущего в более близкое. В двух последних фильмах нашего обзора уже (еще) нет ни машин времени, ни звездолетов. Место космонавтики заняла скоростная авиация.

Фильм Роба Коэна «Стелс» (Stealth, США, 115 минут, «Видеосервис», 2005), который начинается как обычное кино о трудовых буднях военных летчиков в мирное время (омраченное отдельными террористами в разных частях света), через четверть часа экранного времени превращается в фантастику. Троица военных летчиков — Бен Гэннон (Джош Лукас — «Игры разума»), Генри Перселл (Джейми Фокс — «Рэй») и Кара Уэйд (Джессика Бил — «Блэйд: Троица») — отправляются на авианосец «Авраам Линкольн». Им предстоит опробовать в деле необычную военную разработку — самолет «Эди» с искусственным интеллектом. Руководитель эксперимента Джордж Каммингс (Сэм Шепард — «Дело о пеликанах») готов на все, чтобы «Эди» показал класс. Однако во время первого же задания в самолет попадает молния, и электронный мозг «Эди» начинает принимать самостоятельные решения, исходя из своих установок. Казалось бы, со времен «Космической одиссеи 2001» Стенли Кубрика киногерои уже научились обращаться с бунтующей техникой — к ногтю ее и все дела! Однако, по замыслу авторов фильма, бунт машины (она не перестает быть весьма разумной и логичной) в данном конкретном случае меркнет перед человеческой гнусностью: поняв, что за неудачу с «Эди» и гибель невинных людей в ходе операции могут спросить персонально с него, Каммингс решает убрать оставшихся свидетелей — Кару, которая после крушения своего самолета катапультировалась в Северной Корее, и Бена, приземлившегося на Аляске. Так что ближе к финалу хорошим парням и слегка сбрендившей машине приходится все-таки быть партнерами. Как в вестернах, когда деваться некуда, благородство вчерашнего врага становится приятным сюрпризом. Особенно если враг — машина... Роб Коэн отказался от проекта «Три икса-2» в пользу «Стелса» и не прогадал: повороты сюжета и впрямь не вполне ожиданны, а качество съемок — выше всех похвал. 130-миллионный бюджет не пропал даром. Кстати, для тех, кто досмотрит фильм до конца, его создатели предлагают небольшой бонус: после титров нам покажут обломки «Эди», в которых, однако, еще теплится разумная жизнь. Впрочем, о том, сколь высок запас прочности у роботов, зритель знает еще со времен первого «Терминатора». Кстати, Джо Мортон, сыгравший тут капитана «Авраама Линкольна», в памятном втором «Терминаторе» и сыграл того ученого, породившего «Скайнет». Ирония судьбы.

Фильм Василия Чигинского «Зеркальные войны / Отражение первое» (Россия, 110 минут, «SP Digital», 2005) начинается как фантастика, а продолжается как боевик и не более того. Если в фильме «Стелс» главным героем оказывается разумный истребитель, то в российском блокбастере хоть и присутствует сверхманевренный и не имеющий мировых аналогов чудо-самолет «Саблезубый» (в его роли снялся, впрочем, самый обычный СУ-27), но главные злодейства осуществляют люди. На роли четырех злодеев и одного условно-положительного цэрэушника создатели фильма позвали трех подувядших импортных голливудских звезд и двух местных, также имевших дело с Голливудом. Итак, бывший агент ЦРУ Дик Мердек (Малкольм Макдауэлл — «Калигула»), обиженный на своих бывших шефов за то, что они не выручили его после провала в Китае, становится международным террористом и так далее. В данном фильме он выполняет поручение некоего влиятельного Заказчика (Рутгер Хауэр — «Бегущий по лезвию») и по ходу дела компрометирует летчика-испытателя Алексея Кедрова (Александр Ефимов), сына главного конструктора истребителей Кедрова-старшего (Ивар Калныньш). Отстраненный от полетов при помощи шпионки Кэтрин (Ксения Алферова) и шпиона Манфреда (Михаил Горевой — «Умри, но не сейчас»), Алексей освобождает место за штурвалом хитрому Борису Корину (Валерий Николаев — «Терминал») — натурально, купленному Мердеком. По эффектности воздушные съемки проигрывают тем, которые в «Стелсе», а уровень компьютерных эффектов вообще сравнению не поддается (в российском фильме их, похоже, просто нет — там самолеты летают «вживую», а операторы, рискуя жизнью, снимают ручной камерой с колена). В финале террористам едва не удается использовать «Саблезубого» для атаки на президента США, а Мердеку удается уйти благополучно — для фильма-сиквела, надо полагать. В сиквел же, видимо, переберется и цэрэушник Генри (Арманд Ассанте — «Привычка жениться»). Что же касается Заказчика, то он, как можно понять в финале, занимает одну из ключевых должностей в ФСБ... Хотя, быть может, этот намек авторами фильма первоначально не планировался: просто создатели картины не могли отказаться от халявы. Поскольку двусмысленную (в сюжетном плане) финальную сцену в «Домодедово» Рутгер Хауэр отыграл совершенно бесплатно.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003