№2(30)
Февраль 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СПАСИТЕЛЬНАЯ СВЯТОСТЬ


Лоис Макмастер Буджолд. Паладин душ. Роман. - М.: АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига, 2005. - 512 с. - ISBN 5-17-030308-4, 5-9713-0589-1, 5-9578-2078-4. Тираж: 7000 экз.

Формат: 84x108/32

Вместо эпиграфа:

— Только умоляю вас, не читайте аннотаций, напечатанных в книгах.

— Так ведь других нет

— Вот никаких и не читайте.

У меня есть своя версия причины, по которой Буджолд не только решила написать продолжение «Проклятия Шалиона», но и выбрала в качестве главного героя (а точнее — героини) рейну Исту. Причина эта заключается все в той же «женскости» произведений Буджолд. Она физически не могла оставить без заслуженной награды женщину, на долю которой выдалось столько испытаний, сколько пришлось пережить Исте. Несмотря на то, что ей в «Паладине душ» уже сорок лет, настоящей жизни она так и не увидела. Юной девушкой она стала невестой рея (по сути — королевой государства), родила ему двоих детей, еще не зная о проклятии, довлеющем над королевским родом Шалиона. Затем был черный период в ее жизни, когда она, узнав о проклятии, пыталась (как и любая мать на ее месте) что-то сделать (не для себя, конечно же) для того, чтобы ее дети смогли избежать проклятия. Ее совесть приняла на себя убийство ди Льютеса — любовника своего мужа и одного из лучших дворян королевства, исполнявшего обязанности канцлера.

Именно две эти вещи — бремя убийства ди Льютеса и желание дать заслуженный отдых (и настоящую Жизнь и Любовь, которой она была лишена все эти годы) и стало, на мой взгляд, причиной, побудившей писательницу снова сесть за новую книгу и сделать главным героем (к некоторому разочарованию читателей первого романа) не Кэсерила, ставшего канцлером, а вдовствующую рейну Исту.

Еще в «Проклятии Шалиона» Иста предстает перед читателем отчужденной, умалишенной, убитой горем (еще бы — со смертью мужа она утратила свое высокое положение в обществе и вынуждена нести вечный траур вдали от всех) женщиной, разговаривающей сама с собой. Только счастливое обстоятельство — встреча с Кэсерилом, который к тому времени уже обладал вторым зрением, появившемся в результате божественного вмешательства, спасло и ее, и Кэсерила, и в конечном итоге, весь Шалион от гибели. Писательница искусно вела своего читателя, заставляя его сомневаться в разумности Исты. И вместе с Кэсерилом читатель убеждался в том, что безумная рейна вовсе не безумна — она в плену собственных служанок, которые только и делают, что «оберегают» свою госпожу от лишних волнений.

Но это все вступление. А что же ждет нас в «Паладине душ»? Главное тут не читать аннотацию, потому что она настолько же лжива, насколько бестолкова. Нет, слова правды там есть — издатели не переврали имена персонажей и роман действительно получил обе высшие премии в американской фантастике — «Хьюго» и «Небьюлу». В остальном... в общем, не читайте. И не потому, что получите недостоверную информацию, а просто — ну не едите же вы десерт перед основным блюдом? Ну вот. А сейчас я скажу ересь — я не считаю роман «Паладин душ» настолько хорошим, что он достоин этих премий, но процедура литературных премий — вообще вопрос спорный (кто в курсе, тот знает), поэтому лучше остановлюсь на том, что «Паладин душ» роман хороший, практически независимый от первого романа цикла, и никоим образом не вторичен по отношению к нему. именно благодаря выбранной писательницей сюжетной линии. Нет, разумеется, ди Кэсерил в романе упоминается и всегда, когда это происходит, Буджолд удается создать это невероятное ощущение уверенной силы и здравого, прямо таки государственного, мышления. К слову сказать, именно такое ощущение есть в удостоеном премии «Барраяре», когда Майлз, харизматичнейший Майлз Форкосиган появляется на последних страницах романа и мгновенно «перетягивает» на себя все внимание читателя.

Итак, ждет нас во втором романе о Шалионе путешествие. Точнее — паломничество, в которое отправляется рейна Иста, чтобы вернуть... себя себе. Ей надо вырваться из своей золотой клетки и она, в лучших традициях персонажей Буджолд (за что я и обожаю ее как писательницу) решает свои проблемы самостоятельно (что сделало бы честь многим мужчинам, живущим среди нас здесь и сейчас). Не знаю почему (возможно, это и есть авторский стиль, выделяющий писательницу), но мне эволюция сюжета «Паладина душ» отчего-то сильно напомнила тактику Майлза в «Цетаганде». Помнится, там она заключалась в том, чтобы как можно глубже увязнуть в проблеме, и тогда, взяв волю в кулак и мобилизовав все свои организаторские таланты, разрешить ситуацию раз и навсегда. Именно это и происходит с путниками в пути. Они попадают из одной переделки в другую и в итоге останавливаются в пограничном замке, который принадлежит... сыну ди Льютеса (начинаете улавливать, да?) Более того, то, что развязка произойдет именно здесь и главная загадка романа кроется именно тут, становится понятно и Исте, и читателям. Не раскрывая тонкостей сюжета, скажу, что на этот раз Буджолд, поселившая демона в тело Кэсерила в первом романе, и заставившая его трижды умереть за дом Шалиона, превзошла сама себя! Читателя ждет еще более запутанная теологическая шарада и еще более сложный магический парадокс, который предстоит разрешить именно Исте.

И хотя финал нельзя назвать оптимистическим — не все останутся в живых, в целом роман нельзя назвать слабым (при том, что, как я сказал, он не дотягивает до такого уровня, чтобы «честно» получить высший дубль). Он просто другой. Плюс на читавшего всегда накладывается неизбежное и подсознательное желание встречи с полюбившимися героями. Поэтому их отсутствие способно вызвать ощущение обманутых ожиданий. С одной стороны — это фэнтези, с другой — детектив, с третьей (моя собственная версия) — попытка писательницы исправить все те несправедливости, которые она допустила в отношении персонажей своего первого романа шалионского цикла. Кстати, действие третьего романа Буджолд из этой серии — «Священная охота» (The Hallowed Hunt) тоже сюжетно не связано с предыдущими. Книга вышла в 2005 году и, зная политику наших издательств, можно ожидать перевод не раньше осени 2006 года. И при всем желании прочесть новые приключения Форкосигана, я с огромным нетерпением открою третью книгу писательницы, которая в третий раз проведет меня пыльными дорогами Шалиона.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003