№2(30)
Февраль 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ДИНАСТИЧЕСКИЕ ПРОКЛЯТИЯ

Сергей Митяев


Лоис Макмастер Буджолд. Проклятие Шалиона. Роман. — М.: АСТ, 2002. — 608 с. — (Золотая серия фэнтези), ISBN 5-17-016010-0. Тираж: 7000 экз.

Лоис Макмастер Буджолд мы в первую очередь знаем как автора великолепной саги о Форкосиганах и писательницу, придумашую самого харизматичного персонажа в фантастике конца ХХ столетия — Майлза Форкосигана. «Проклятие Шалиона» (в оригинале — «Curse of Chalion» — в переводе Чалион стал Шалионом) не первый роман писательницы, написанный в жанре фэнтези. Ее первая книга фэнтези «Кольца духов» не имела успеха, а на фоне великолепных произведений о Форкосиганах выглядела и вовсе слабой вещью (сам роман, признаться, читать можно, но он именно «проходной» и войдет в историю только лишь благодаря известности самой писательницы, приобретенной на других «фронтах»). Но «Проклятие Шалиона» благодаря уникальному и, чего греха таить, — достаточно мрачному миру, а также любопытному пантеону богов и выверенным образам персонажей, способно принести славу писательнице даже без учета ее прежних заслуг.

С первых же страниц романа читатель погружается в удивительный мир, где, по сути, нет никакой магии — главного атрибута фэнтези. Но это не означает, что в Шалионе не происходит чудес. Все они «завязаны» на теологию мира, в котором существуют пять богов и демоны. Любая магия или сверхестественное событие связано с религией и божественным вмешательством. И на этом материале Буджолд, со свойственным ей мастерством, выстраивает не только цепочку сюжетных событий, но и создает причудливые комбинации, манипулируя предсказаниями — еще одной составляющей хорошего романа в жанре фэнтези.

Разумеется, все события вращаются вокруг Люпа ди Кэсерила, главного героя произведения. Представитель бедного дворянского рода, он рано начал карьеру и подростком поступил на службу пажом у своего сеньйора. Семнадцать лет, проведенных в боях и походах, совершенно преобразили его. Он предстает перед читателем изможденным от ран нищим, мечтающем лишь о том, чтобы поселиться в родных местах и получить работу, позволившую заработать на жизнь. Буджолд постепенно раскрывает характер своего любимого персонажа, не желая сразу выкладывать все свои карты. Даже его имя — Люп — звучит в романе всего один раз, в наполовину романтической сцене, когда писательница на минуту дает ему понять, что он не просто хороший слуга, благородный дворянин, наставник принцессы, но и прежде всего человек, мужчина. Способный радоваться жизни и извлекать пользу из нее не только для других, но и для себя.

Лично для меня роман «Проклятие Шалиона» представляет собой образец интересной композиции — поначалу кажется, что перед тобой «обычный» «рыцарский» роман, просто перенесенный в декорации придуманного, но все же знакомого нам по средневековью миру. Затем акцент перемещается в сторону придворных интриг (в том числе закулисных). В какой-то момент времени роман, казалось, вырывается из-под контроля автора и начинает жить своей жизнью — накал страстей усиливается, жизнь для главного героя и его окружения усложняется до невыносимого предела и произведение начинает принимать черты готических романов, наполненных проклятиями, привидениями, запутанными предсказаниями и мистическими ритуалами — чего только стоит предсказание о снятии проклятия, тяготяющего над домом Шалион человеком, трижды по доброй воле отдавшим жизнь за Шалион. До последних страниц читатель будет мучаться вопросом, как писательнице удастся развязать этот узел, но ответ даст еще больший всплеск эмоций. Да такой, что, получив его и закрыв последнюю страницу книги, понимаешь, что тебя форменным образом «надули», рассказав красивую волшебную сказку, которыми учат детей верности, любви, дружбе и всему тому, что вкладывается в понятие «хорошее воспитание». Да — Буджолд написала красивую сказку, заставив искренне сопереживать героям и подсовывая читателю по кусочкам детали мозаики. Нет, это не детектив Агаты Кристи, когда убийцей является тот, на кого меньше всего падает подозрений. Финал романа нельзя просчитать или предсказать — писательница слишком умна для того, чтобы давать подсказки по ходу повествования. Да, она спрячет козыри в рукаве, но и не опустится до простого «Deus ex machina» — самого простого решения, тысячи лет эксплуатируемого авторами. Читателя ждет невероятная история, наполненная благородством и предательством, подлостью и верностью. Писательница с легкостью манипулирует сложившимся представлениям о природе святости и о святых. В самом деле, что есть святость — божий дар или божье проклятие? Какое бремя способен вынести человек, уже перенесший до этого все горести, которые только могут выпасть на его долю? «Проклятие Шалиона» — это еще и притча о Смирении. Именно так — с Смирении с большой буквы. О том, как, потеряв все, но при этом оставаясь Человеком, можно достичь многого и даже, как ди Кэсерилу — всего. Буджолд еще раз напоминает всем нам, зачерствевшим в суете современного мира, о том, что благородство, верность долгу и искреннее желание помогать другим рано или поздно награждается. И чем больше лишений приходится пережить — тем выше награда. И не важно, что на пути стоят жадность, трусость, проклятия людей и печати богов.

Эта книга учит Доброму и Вечному. Поэтому она оставляет след в сердце, а не в памяти. Поэтому «Проклятие Шалиона» при явном отсутствии каких-то прорывов для жанра в целом, занимает почетное место на моей книжной полке. Поэтому (и это особенно приятно) Буджолд для меня — это не только Форкосиган, при всей моей любви к коротышке Майлзу. Писательница, способная создавать такие разные миры и такие сильные по восприятию книги, заслуживает самого серьезного уважения.

Многие называют Буджолд слишком «женской» писательницей. Лично для меня эта фраза звучит как очевидное преимущество. Кто, как не женщина, способен написать текст так, чтобы затронуть самые тонкие струны души и поднять такую бурю эмоций, до которым «грубым и неотесанным мужланам» просто никогда не добраться.

И напоследок. Завидую тем, кто впервые откроет эту книгу — их ждет Приключение, которое мне, уже знакомому с сюжетом, недоступно. А пока... «Кэсерил услышал всадников еще до того как увидел их».



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003