№1(29)
Январь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ИГРЫ В ИГРЫ


Мария ГАЛИНА. Хомячки в Эгладоре. М., Форум, 2006. 208 стр., тираж 4000 экз.

Не успела книга Марии Галиной «Хомячки в Эгладоре» появиться на книжных прилавках, а уже наделала немало шуму — в основном, благодаря выложенным в Интернете отрывкам. Фанаты-ролевики, прочитав три страницы текста, невероятно возбудились. В чем только ни обвиняли автора — и во вторичности, и в полном незнании толкинистских реалий, и в попытке обидеть милых и добрых людей.

Что же взбудоражило народ? Ведь такая бурная реакция означает, что автору (быть может, и невольно) удалось задеть некую болевую точку. На мой взгляд, точка эта — взаимопревращения игры и реальности, не только на внешнем плане, но и внутри самого человека. И проблема тут глубже, чем банальный «эскапизм», то есть бегство от жизненных трудностей в уютный мирок, созданный играми ли, книгами ли, химическими ли препаратами... Где та граница, что отделяет настоящую жизнь от придуманной? И существует ли она? Покажите мне границу между светом и темнотой?

Что, собственно, происходит в мини-романе (или, если угодно, макси-повести) Галиной? Двое молодых людей старшего студенческого возраста, Генка и Дюша, после летней сессии маются от безделья, отдых с друзьями сорвался, деться им некуда. И тут малознакомый приятель предлагает поучаствовать в ролевой игре по «Властелину Колец». Ребята соглашаются, хотя от Толкина отнюдь не фанатеют. Просто чтобы хоть чем-то себя занять.

Начинается игра, поначалу довольно смешная и нелепая. Прыщавые девицы, изображающие эльфийских богатырей, палочки, изображающие боевых коней... обручальное колечко, изображающее Кольцо Всевластья, sms-сообщения, в которых наши хоббиты (впоследствии называемые «хомячками») получают очередные инструкции от Мастеров игры. И, конечно, особую прелесть придают вставленные в текст фрагменты с толкинистских интернет-форумов (взятые автором из реальной жизни, только сетевые имена изменены). Кажется, что все это — язвительная пародия. И будь оно действительно так — можно понять читательское раздражение. В конце концов, кто только ни пародировал ролевиков-толкинистов... может ли вырасти что-то свежее на этой грядке?

Но не спешите раздражаться. Далее события принимают странный оборот. Игра явно начинает идти не по плану. С героями-«хомячками» происходят какие-то безумные вещи, которые те поначалу еще пытаются объяснить логически, но чем дальше — тем больше все эти рациональные объяснения трещат по швам. В Москве появляются отнюдь не игрушечные черные призраки — назгулы, в туннелях метро, куда попадают наши герои, водятся вполне настоящие огненные демоны-балроги, а в павильоне цветоводства на бывшей ВДНХ — самые что ни на есть реальные эльфы. Кстати, вовсе не те благородные симпатяги, коих создала фантазия Профессора.

Короче — игра становится реальностью. Было? Тысячи раз было. Только вот и такое понимание происходящего — тоже поверхностно. На самом деле все закручено хитрее. Интрига держится на том, что внутри одной игры творится совсем другая, а внутри нее — третья. Как в знаменитых китайских шариках или в отечественных матрешках.

Где-то уже с середины текста становится ясным, что цель автора — вовсе не постебаться над наивными толкинистами. Не смеется Галина и над реалиями толкинского Средиземья, наложенными на Москву 2006 года. Разумеется, и юмора, и переходящей в сарказм иронии в книге предостаточно — но это вообще свойственно прозе Галиной, где, по заветам Гоголя, смех идет в одном флаконе со слезами. Она улыбается — но не высмеивает. Ее позицию лучше обозначить так: сочувственное понимание. Более всего ее интересует психология героев, поставленных в ситуацию, когда привычные представления о жизни расползаются по швам, когда приходится принимать решения в совершенно безумной, нелепой обстановке (а разве не это, в глобальном смысле, происходит со всеми нами сейчас?).

Конечно, те философские конструкции, которые строит автор в «Хомячках», не новы. Представление о том, что человеческая вера способна структурировать окружающую нас реальность — весьма древнее, восходящее к мифологиям самых разных народов. Активно эта тема эксплуатировалась и в фантастике — хотя бы вспомнить повесть Г. Л. Олди «Ожидающий на перекрестках». Но ведь у Галиной идея о человеческом воображении, творящем иные, столь же полноценные, как и наша, реальности — не самоцель. Средство это, декорация. Гораздо важнее, что происходит на сцене. Важнее — драма человеческого выбора, стремление остаться человеком в нечеловеческой ситуации.

Вот, собственно, и все. Последнее, что хотелось сказать — это порадоваться за издательство «Форум», рискнувшее выпустить довольно тонкую (двести страниц) книгу под твердой обложкой. Держишь ее в руках — и ностальгически вспоминаешь те времена, когда книга была еще книгой, а не товарным продуктом, когда ценили содержание, а не объем, когда от писателя не требовалось выпекать кирпичи весом не менее 15 а.л. Может, «Хомячки» — это первая ласточка?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003