№1(29)
Январь 2006


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ВЕЛИКИЙ БУНТАРЬ И ГУМАНИСТ


9 декабря 2005 года умер Роберт Шекли.

77 лет назад, 16 июля 1928 года, он родился в Бруклине в американо-еврейской семье (сама фамилия «Шекли» — искажение «Шкловского»). Будущий писатель вырос в Нью-Джерси, принял участие в Корейской войне, обучался в Нью-йоркском университете. Его первый рассказ был напечатан в 1952 году, и с тех пор Шекли опубликовал сотни новелл, несколько десятков романов и повестей.

«Первоклассным оводом» назвал Шекли британский писатель и критик Кингсли Эмис. «В лучших своих вещах Шекли — это Вольтер с содовой», — написал другой британец, Брайан Олдисс: «Наука» в произведениях Шекли — не физика, а метафизика». Через сорок лет после выхода первой книги писателя «Где не ступала нога человека» (1954) составители «Энциклопедии НФ» провозгласили ее «одним из самых замечательных дебютных сборников в истории жанра».

Роберта Шекли, как и едва ли не всех писателей его поколения, к фантастике пристрастили Верн, Уэллс, Э.Р.Берроуз, Лавкрафт, Меррит. Но в лучших своих рассказах Шекли продолжил совсем иные традиции: он верный наследник великих новеллистов Марка Твена и О.Генри. Шекли блестяще обыгрывал затертые, казалось бы, темы фантастики — первый контакт, путешествия во времени, договор с дьяволом. Каждый раз он предлагал читателю новую интеллектуальную игру: даны исходные обстоятельства — и что произойдет с героями? какой они найдут выход? Но достаточно вспомнить классические рассказы «Страж-птица», «Ордер на убийство», «Премия за риск», «Город-мечта, да ноги из плоти», «Я и мои шпики», «Седьмая жертва», — вспомнить и понять: конфликт человека и общества для Шекли важен и интересен не менее, чем лихо закрученные сюжеты с неожиданными финалами. Не случайно «Премия за риск» и «Седьмая жертва» были экранизированы в Европе (во втором главную роль сыграл Марчелло Мастроянни). Впоследствии Шекли переписал «Седьмую жертву» в роман «Десятая жертва» и создал две книги-продолжения. Роман «Корпорация «Бессмертие»» стал основой американского фильма «Беглец» («Freejack») — в этой не слишком удачной картине блестяще сыграли Энтони Хопкинс и Мик Джаггер. Шекли — юморист, Шекли — сатирик, а ведь есть и третий Шекли, которого мы открыли только в конце 1980-х — Шекли-абсурдист.

В 1960-е годы писатель все чаще обращался к крупной форме. Романы «Обмен разумов» (1960), «Хождение Джоэниса» (1962), «Координаты чудес» (1968) посвящены приключениям обыкновенного здравомыслящего человека в безумном мире. «Герои Шекли — невинные и наивные люди, которых отправляют в странствия, специально рассчитанные на то, чтобы лишить наивных идеалистов их иллюзий» (Б.Олдисс).

В последние десятилетия Шекли продолжал создавать и короткие рассказы, и крупные произведения. В соавторстве с Гарри Гаррисоном он написал роман из цикла о Билле — герое Галактики; в соавторстве с Роджером Желязны — трилогию о демоне Аззи. Вышли в свет пятитомное собрание рассказов и сборник классических романов «Измерения Шекли». Два года Шекли редактировал один из самых престижных НФ-журналов «Омни».

Американский фэндом не баловал писателя премиями: в 1974 году его рассказ «Вымогатель» получил премию «Юпитер», в 1991 году Шекли вручили премию Рэймонда Галлуна за вклад в фантастику, а в 2001-м писатель был награжден премией «Emeritus», присуждаемой фантастам, ушедшим от активной творческой деятельности (что в отношении Шекли совсем несправедливо).

За рубежом Шекли пользовался большей популярностью, чем на родине: любовь читателей Италии, Германии, Польши и, конечно, постсоветских стран остается неизменной. Советские любители фантастики наградили повесть «Цивилизация статуса» и рассказ «Седьмая жертва» премиями «Великое Кольцо» за лучшие переводные произведения 1988 и 1989 годов. В 1997 году на конгрессе «Странник» Шекли получил премии «Паладин фантастики» и «Малый Золотой Остап».

Но премии — только внешнее и малое проявление признательности за то, кем был Шекли для читателей. Не случайно в сообщениях о смерти писателя так часто повторяются слова «мысль» и «свобода». Он учил мыслить, и мыслить свободно. Те, кто подражал его манере или даже заимствовал его сюжеты, нередко становились даже более коммерчески успешными — достаточно назвать только Дугласа Адамса («Путеводитель по Галактике») и Стивена Кинга («Бегущий человек»). Но Шекли оставался неповторимым и единственным. И останется навсегда.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003