№12(28)
Декабрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЛЮДИ, КАК СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Наталья Градовая


«Знаете, — устало сказал мужчина, — на вашей планете насчитывается четыре разумных вида, причем два из них рассматривают людей как стихийное бедствие и о разуме вашем даже и не подозревают…»

Евгений Лукин, «Спасатель», 1990 г.

Когда 11 сентября 2001 года угнанные террористами самолеты атаковали здания ВТЦ в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, я не могла отделаться от чувства, что Том Кленси, автор нашумевших военно-политических триллеров, оказал своей стране медвежью услугу. Именно он придумал и описал ситуацию, когда самолет, направленный рукой камикадзе, врезался в Капитолий и разом уничтожил практически все правительство США. Кто знает, возможно, человек, спланировавший невероятное нападение на ВТЦ и Пентагон, в свое время читал цикл романов о Джеке Райане. С тех пор к жанру технотриллеров я отношусь с особым вниманием. Для меня технотриллер навсегда стал «фантастикой ближнего прицела».

Франк Шетцинг, автор внушительной, объемной книги, «под прицел» берет не просто отдельно взятый город или страну. Нет, «под прицелом» оказывается вся наша планета, все человечество. Вот только люди и не подозревают, в какой опасности оказались.

От главы к главе автор показывает нам устрашающую картину бунта природы против людей. Бунта, направляемого решительной и злой волей, изощренным, лишенным эмоций разумом. С каждым днем положение человечества становится все хуже, масштаб катастроф все растет, неведомая сила остановила Гольфстрим, вот-вот на материки обрушится невиданное по мощи цунами…

Пожалуй, в перечислении бед, припасенных автором для человечества, можно остановиться — читателю понятно, что скучать, читая эту книгу, ему не придется. Тем не менее, позволю себе уточнить — скучать не будет лишь тот читатель, кого не отпугнут особенности жанра. «Стая» — это восемьсот пятьдесят страниц динамичного, под завязку насыщенного событиями и информацией текста. Плотность информационного потока такова, что роман вполне может конкурировать с парой-другой научно-популярных книг. Автор обрушивает на читателя буквально лавину сведений и рисует перед нами картину экономических взаимосвязей, о которых мы редко задумываемся в повседневной жизни.

Проблемы подводной нефтедобычи, перспективы разработки гидрата метана, биология морских млекопитающих и древнейших одноклеточных, генетика и теория катастроф, геология, климатология, теология, и, главное — самые различные аспекты экологии и защиты окружающей среды — кажется, нет такой области знаний, которую не затронул бы Франк Шетцинг в своей книге. Огромная работа по сбору фактического материала оправдала себя — убедительность и достоверность описанных в книге, особенно в первых частях, событий, фактов и идей, заставляет задуматься о действительном положении дел на нашей планете. Поглощенные каждодневными делами и проблемами, неустанно производя и потребляя, мы стараемся не думать о том, что ресурсы планеты не безграничны, что климат меняется с ужасающей скоростью, что наше нежелание отказаться от сиюминутного комфорта расточительно и ведет к катастрофическим последствиям. Франк Шетцинг убеждает читателя: хотим мы этого или нет, рано или поздно привычный порядок вещей изменится, и далеко не в лучшую сторону. Сколько бы мы не жмурились, старательно занимаясь самообманом, «игнорировать будущее» до бесконечности не получится. И хотя фантастическая составляющая книги выглядит достаточно убедительно и проработана автором до мелочей, события драматичны и масштабны, эмоционально они цепляют читателя в гораздо меньшей степени, нежели реальный фактический материал. «Стая» — это тот редкий случай, когда информация, основанная на реальных фактах, оказывается значительно сильнее и важнее развлекательной составляющей книги. Чувствуется, что автор пугает читателя не ради коммерческого успеха, что беды и несчастья, которые претерпевает биосфера Земли по нашей вине, по вине человечества, действительно его волнуют.

Роман на редкость злободневен. Это касается не только темы экологии. Политическая интрига, превращающая последнюю треть романа практически в детектив, в большой степени отражает настроения европейцев в отношении некоей сверхдержавы, неустанно заботящейся о своих геополитических интересах. Поначалу кажется, что Франк Шетцинг твердо придерживается традиций жанра. Как и у Тома Клэнси и Стивена Кунтса, в романе присутствуют США и их непогрешимый президент. Как и у американских романистов, у Шетцинга именно США являются той организующей и направляющей силой, которая помогает человечеству выйти из очередного кризиса. Но. «Мы опять вешаем на свою шею проблемы всего мира. Уже мутит от этого» — с досадой произносит президент, и читатель понимает, что у автора есть свой, особый взгляд на «руководящую» роль США. И взгляд этот скорее саркастичен.

Скептически смотрит писатель и на способность правительств сотрудничать и координировать свои действия в случае глобального кризиса. «Чужие всегда рядом», — говорит один из героев книги, и эти «чужие» — отнюдь не инопланетяне. Это люди, находящиеся по ту сторону границ отдельно взятой страны, по ту сторону эгоистических интересов отдельно взятой корпорации, отдельного человека. Надо ли напоминать, что те же США отказываются подписать Киотский протокол, а ведь подобные соглашения могли бы стать началом конструктивной деятельности по предотвращению глобальной катастрофы, к которой Земля подошла уже вплотную.

Роман «Стая» Франка Шетцинга позволяет увидеть проблемы нашей планеты во всем их многообразии и угнетающих масштабах. И боюсь, что главной фантастической идеей книги немецкого писателя является ее жизнеутверждающий оптимизм и вера в человечество.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003