№12(28)
Декабрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БУНТ СИБАРИТА

Александр Ройфе


Лукьяненко С. Черновик: Роман. — М.: АСТ, 2005. — (Звездный лабиринт). — 416 с. 120 000 экз. (п) ISBN 5-17-033151-7

Нравится это кому или нет, справедливо или не очень, но после успеха киноленты «Ночной дозор» именно Сергей Лукьяненко занимает гипотетическую должность «главного российского фантаста», именно его произведения читатели ждут с наибольшим нетерпением и изучают с наибольшим тщанием. Писатель, однако, не спешит завалить своих поклонников новыми текстами: роман «Черновик» — это первое его оригинальное крупноформатное сочинение с 2002 года, считая с выхода романа «Спектр» («Сумеречный Дозор», который, во-первых, сиквел сиквела, а во-вторых, набор повестей, мы в расчет брать не станем, хорошо?). Любопытно, что писался «Черновик» при активном участии публики: большинство глав по мере создания выкладывались в онлайновый дневник автора, и любой желающий мог их прокомментировать и улучшить общий результат.

В целом подобная практика, наверное, себя оправдала. Сюжет у романа закручен так, что мало не покажется: сначала главного героя, менеджера московской компьютерной фирмы Кирилла Максимова, некая сила методично стирает из нашей реальности — родные и близкие о нем забывают, документы рассыпаются в труху, в квартире объявляется новая хозяйка. Затем Кирилл оказывается на таможенном посту между параллельными мирами, и ему предстоит эти миры открыть и исследовать, ведь от этого зависит ответ на самый главный для него вопрос: кто сделал его таможенником и с какой целью? По ходу дела герою придется сражаться как с террористами, так и с теми, против кого эти террористы боролись, — что, конечно, тоже добавляет книге читательского интереса.

Как ни странно, ключевое слово для приключенческого романа «Черновик» — «уютно», оно встречается в тексте чрезвычайно часто. Кирилл Максимов, мягко говоря, «негероический герой»: гораздо выше приключений он ценит возможность вкусно поесть, отведать изысканных напитков и опуститься в кресло возле камина с книжкой в руках. Добрый автор всячески пытается ему в этом помочь, и поскольку совсем отказаться от боестолкновений было бы опрометчиво с точки зрения занимательности, Кириллу щедрой рукой в комплекте с обязанностями таможенника выдаются сверхспособности — неслыханная физическая сила, быстрота, способность регенерировать ткани тела. В принципе ничего плохого в подобном повороте событий нет: снабдить простого человека набором исключительных умений — обычное дело в фантастике; это дает и легкость читательской самоидентификации с данным персонажем, и простор для авантюрных сюжетов. Тот же Лукьяненко уже эксплуатировал этот ход и в «Спектре», и в «Ночном Дозоре». Но Кирилл — уж такой сибарит, уж такой обыватель, что его внезапный бунт против тайных властителей мира (в смысле — миров!) может показаться не очень-то естественным…

А вот описания параллельных реальностей в «Черновике» — исключительно ярки и хороши. Читаешь и с грустью думаешь о невозможности на самом деле побывать в Кимгиме (приморском городе условного XIX века, где дамы ходят в кринолинах, по улицам ездят ландо, а в бухте водятся кракены), о красочных пейзажах Нирваны (мира, где в воздухе витают галлюциногены), о социальных достижениях Аркана (там Советская Россия развилась-таки в доброе и справедливое общество). Впрочем, роман оборван на полуслове, продолжение должно появиться обязательно, так что по этим мирам мы еще погуляем. Хотя бы на книжных страницах.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003