№11(27)
Ноябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

НУ И ЧТО ВАМ РАССКАЗАТЬ ПРО САХАЛИН?

Светлана Дмитриева


Светлана Прокопчик. Русские ушли. — М.: ЭКСМО, 2005. — 384 стр.

На обложке значится коротко и ясно «Русские ушли». Мужественный герой без особых признаков интеллекта на лице надевает перчатки с таким видом, что становится ясно — сейчас кому-то будут бить морду. На заднем плане угрожающе пикирует нечто летающее. Словом, внешне эта книга ничем не примечательна и почти не отличается от многих других космических боевиков. Но вот о романе под этой обложкой никак нельзя сказать, что он ничем не примечателен. «Русские ушли» — одна из самых спорных и неоднозначных книг, которые встречались мне в последнее время. Этот роман категорически нельзя читать для развлечения или для того, чтобы скоротать время в поезде. События, описанные в нем, и герои, с коими эти события происходят, заставляют надолго отвлечь свое внимание от реальной жизни. Они заставляют думать, злиться, радоваться или сопереживать людям, которых никогда не существовало.

Начать с того, что этот роман во многом жесток. Гораздо более жесток, чем книги о космических войнах, изобилующие описанием кровавых схваток. Он жесток в мелочах, но эти мелочи задевают куда более сильно, нежели иные глобальности.

«На рассвете они, разморенные чистотой и сытной едой, разрешили помыться и Элле. Она упоенно плескалась, а приятели, развернув на крыше диванчики, хихикали: пусть помоется за свои денежки!»

Подстава, вранье, «крысятничество» и прочие неприятные детали реальной жизни нашли в романе свое место. Это не значит, что в нем не осталось места идеализму, поддержке, дружбе и взаимовыручке — все это там тоже есть. Но не в начале. Довольно долго меня не оставляло ощущение, что герою до этих прекрасных вещей нужно еще дорасти. Он начинает свои приключения подростком — избалованным, бесшабашным, жестоким и в определенной степени трусливым. Часто те, кто вырос в почти тепличных условиях, не умеют приспособиться к условиям более жестким. «Русские ушли» — роман о том, как благополучный мальчик, пытаясь спасти свою шкуру, вырастает в настоящего мужика. Пусть не без недостатков — но потому и настоящего.

Майкл Тейлор, единственный сын и наследник одного из самых богатых людей мира, руководитель могущественной корпорации РАСТ, в одно мгновение лишается всего. Его банковский счет заблокирован, его отец отказывается узнавать его, а власти обвиняют в убийстве. Ощущение чудовищной ошибки, фарса, спектакля для одного зрителя возникает сразу же, буквально с первых страниц книги. Но, как ни странно, это роман вовсе не портит. Вокруг Майкла творится форменный сумасшедший дом, он пытается скрыться, пересидеть. То, что мальчику-мажору это все-таки удается, поначалу вызывает удивление. Он не знает трущоб, не знает этой стороны жизни, однако выживает и не дает себя поймать.

Он и впрямь долго раздражал меня, этот избалованный, хамоватый молодой человек — ровно до того момента, пока сюжет не привел его в тюрьму. Точнее сказать — на зону, где властвуют обычные лагерные законы, тысячи раз описанные в популярных некогда советских романах тюремного жанра. За одним исключением — никакого налета романтики в описаниях зоны у Светланы Прокопчик нет. Есть стукачи, опущенные, садистского толка администрация тюрьмы. А вот «благородных разбойников» — не наблюдается. Зато прозы жизни — хоть лопатой отгребай.

«Сосед по камере помер ночью. Надсадно хрипел, потом затих. На прощание обгадился, и по всему продолу до утра воняло дерьмом. Через два дня на барщине Майкл видел, как два вертухая баграми тащат из отстойника тело пацана из девятнадцатой — утонул. От него воняло химией и навозом. Еще через неделю в чистилище по приказу Шанка удавили стукача. Мочалками. Тот извивался, сучил ногами, а в дверях стоял вертухай и равнодушно глядел в зарешеченное окошко. От трупа воняло мылом и тухлой водой».

Майклу везет — из каждой передряги он выбирается, рано или поздно, так или иначе. И каждая передряга делает его немножко старше, немного мудрее, немного более человечным. Пожалуй, при внимательном рассмотрении это выглядит парадоксальным — зло, зверства и прочие мытарства должны были ожесточить его, но, когда наступает «полная задница», рядом с ним обязательно оказывается по-настоящему хороший человек. Именно это, как мне показалось, и оправдывает взросление героя. Не будь в романе пары идеализированных персонажей второго, и даже третьего планов — вряд ли можно было бы поверить в то, что отсидевший, затравленный, отслуживший в армии и снова посаженный человек не возненавидел весь мир, не решил заделаться террористом и завоевать все обозримое пространство.

Что касается манеры изложения и языка, то это вопрос отдельный. «Русские ушли», не стоит читать горячим поклонникам «литературной речи». В романе много слов, которые воспитанный человек употреблять не станет и, вероятно, поморщится, увидев иха в книге. Но ведь умный человек не станет требовать, чтобы каторжники, зэки и озябшие солдаты выражались тем же языком, что и барышни из хорошего колледжа. Если бы употребление такой стилистики было неоправданно — руганью героев стоило бы возмутиться. Но во многом именно язык придает роману колорит, правдоподобность и объемность.

Пожалуй, я рискну посоветовать прочитать эту книгу всем, кто еще не читал ее. Возможно, вы будете негодовать и плеваться, не желая знакомиться с жизнью преступников и солдат, с реалиями самого дна жизни. Но в романе «Русские ушли», кроме колорита, интересного сюжета и мастерски описанных героев, есть еще одна вещь, которую сейчас редко можно встретить в фантастических и приключенческих текстах. В нем есть идея. Этой книгой автор хотел сказать читателям нечто для него важное, и это чувствуется. Возможно, вы не поставите ее на полку. Но и равнодушным эта книга вас не оставит.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003