№11(27)
Ноябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

В ПОИСКАХ ЖАНРА

Олег Поль


В текущем году случилось два литературных события, не слишком пока громких, но, безусловно, симптоматичных. Издательство «Наука» начало издавать серию «новой» художественной литературы, а издательство «Форум», по сию пору выпускавшее только учебники и научно-практические пособия, — серию современной фантастики «Другая сторона». Такое обращение к вольному вымыслу людей, всю свою издательскую карьеру посвятивших сухим фактам, вызвано не тем, что вымыслов в нашей жизни не хватает, а, скорее, тем, что эти люди жаждут немного иных вымыслов… Впрочем, серия «Другая сторона» пока что лишь заявляет о себе, и читателю еще предстоит самому составить о ней свое мнение. А пока о новых книгах серии рассказывает один из ее составителей.

Юлия Галанина. Да, та самая миледи. Роман. — М.: Форум, 2005, — 288 с. — (Другая сторона). Тираж 4 000

Рассказывают, что товарищ Сталин присутствовал на просмотре нового кинофильма, посвященного Октябрьской революции. На экране маленький робкий Ленин по каждому поводу говорил «Мне надо посоветоваться об этом с товарищем Сталиным». И товарищ Сталин, раскуривая трубку, давал мудрый совет, и Ленин внимательно слушал, в восторге всплескивал руками и восклицал: «Как вы правы, батенька! Именно так мы и сделаем!»

Фильм окончился, режиссер и сценарист, присутствовавшие в зале, с тревогой посмотрели на вождя. И тут же облегченно вздохнули: вождь несколько раз хлопнул в ладоши и благосклонно кивнул.

Но, уже идя к выходу, тихо обронил: «Нэ так все это было. Савсэм нэ так»

«Нэ так все было».

Эти четыре слова можно поставить эпиграфом к любой книге жанра криптоистории.

Берется какое-нибудь событие или явление из реальной истории. Желательно — известное всем. На худой конец — описанное в классическом литературном произведении. Таком, как, например, «Три мушкетера» Александра Дюма. А дальше — рассказываем, как все это было «на самом деле».

На первый взгляд — все просто. Но автор должен выбрать один из двух путей. Путь первый — сказать: «Нэ так все было. Савсэм нэ так. А вот как — мы сейчас расскажем».

И рассказать.

Большинство авторов так и поступают. Этот путь — путь свободного творца, не скованного ограничениями. Нужно будет — изменим сюжет, изменим характеры. Понадобится — поменяем местами добро и зло. «Черная книга Арды» Н. Васильевой,

«Д’Артаньян — гвардеец кардинала» А. Бушкова. Достойные книги.

Но есть и другой путь. Он сложнее.

Поверить оригинальной версии. Принять ее как данность. Признать: да, в оригинале написана правда. Но вся ли? Одну сторону мы выслушали, но что будет, если заслушать и другую сторону?

Заслушиваем.

И вот, перед нами Миледи Винтер во всей ее красе.

Кто она такая? Чего она хотела, что ею двигало? Почему все вышло так, а не иначе? На эти вопросы у Дюма мы ответа не найдем. Ладно. Но если не у Дюма, то где?

И вот перед нами знакомые с детства герои. Тот же сюжет, те же поступки. Те же самые слова — с точностью до знаков препинания. Что же добавилось? Мысли главной героини. Немного предыстории. И все. А картина — совсем другая, не та, что мы помним.

Что ж, надо признать — у автора получилось.

Наталья Резанова. Явление Хозяев. Повесть. — М.: Форум, 2005. — 224 с. (Другая сторона). Тир. 4 000 экз.

Перед нами любопытный литературный эксперимент — роман, написанный на стыке двух довольно разнородных жанров. С одной стороны — альтернативная история, любимая многими современными авторами, с другой — вполне мэйнстримовский детектив или судебный роман в духе Эрла Стэнли Гарднера или братьев Вайнер.

Место действия романа — отдаленная провинция Империи, прообразом которой является Рим времен расцвета цезарей. Империя воюет с сильным соседом, в котором угадывается Парфянское царство. Главные герои — Петина, богатая аристократка-вдова, ее рабыня Гелла из недавно разгромленного Империей племени амазонок, и Сальвидиен — молодой честолюбивый адвокат, недавно прибывший в провинцию. Петина умна, независима, свободолюбива. Она ведет себя вовсе не так, как, по мнению местного патриархального общества, подобает вести себя вдове. Врагов у нее хватает, и жизнь ее скучной не назовешь. Один местный помещик угрожает ей судом, ссылаясь на долговые расписки ее покойного мужа. Судом — значит, будет работа адвокату. Другой… впрочем, не станем забегать вперед. Как и положено хорошему детективу, опасность прячется вовсе не там, где показалось сначала.

Оба жанра сочетаются в книге гармонично, не мешая друг другу. Все же перед нами в первую очередь альтернативная история, и лишь потом детектив с непредсказуемой, как и положено этому виду литературы, концовкой. Огорчаться по этому поводу не стоит: вещь получилась хорошей, нетривиальной. И, будем надеяться, не разочарует любителей обоих жанров.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003