№11(27)
Ноябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ОСТОРОЖНО! ТУТ ВОДЯТСЯ РИНСВИНДЫ!


Терри ПРАТЧЕТТ. Патриот. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2005 (сер. «Плоский мир»). — 560 с. Терри ПРАТЧЕТТ. Последний континент. — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2005 (сер. «Плоский мир»). — 512 с.

В последнее время автору этих строк приходится всё чаще спорить о свежепереведенных романах Терри Пратчетта. Есть, конечно, среди любителей фантастики те, кто на дух не переносит серию о Плоском мире, — но речь не о них. Многие из тех, кто крепко «подсел» на плоскомирные романы, заявляют, что Пратчетт исписался, — а это совсем не так. Некоторые заявляют, что по крайней мере одна из новых книг («Патриот») — едва ли не лучшая книга Пратчетта или, во всяком случае, одна из лучших; и с этим не соглашусь. Так в чем же дело?

В рецензии на предыдущий «комплект» романов Пратчетта («РФ», 2005, № 1) я писал о том, что после блестящих романов конца 80-х — начала 90-х годов писатель словно бы оказался заперт в своем мире. Герои — известны, их характеры — тоже, осталось менять антураж. Писатель пытается быть серьезным — он умеет быть серьезным, — но то и дело срывается в фарс.

Примеры.

Посреди Круглого моря, как раз на полпути между Анк-Морпорком и Клатчем из воды поднимается древний город Лешп (упоминавшийся, кстати, еще в одном из первых романов цикла). На остров одновременно ступают два патриота — рыбаки с противоположных берегов. И каждый, конечно же, провозглашает Лешп исконной территорией своей страны.

А что произойдет дальше, догадаться нетрудно. Война под лозунгом «Патриоты мы или нет?!». Ополчение, в которое идут мальчишки и дворецкие. Покушение на посла. Погромы клатчских лавок в Анк-Морпорке — лавок, чьи хозяева родились и выросли по эту сторону моря. Пожар в клатчском посольстве.

Многообещающая и очень ярко написанная завязка. Военный совет, на котором выясняется, что у Анк-Морпорка нет ни армии, ни денег, ни союзников, описан с замечательным сарказмом. Комические перебивки берут на себя сержант Колон и капрал Шноббс, участвующие в десанте на вражескую территорию вместе с гениальным изобретателем Леонардом Щеботанским и не менее гениальным политиком лордом Витинари.

«Неприятна сама мысль о том, что Они — это Мы. Если дело в Них, то никто ни в чем не виноват. А если дело в Нас, то что такое Я?..»

Так размышляет Ваймс, и это — главное в книге.

А с какого-то момента всё начинает разваливаться. То, что начиналось как ядовитый комментарий на тему Международных Отношений, превращается в балаган — причем в прямом смысле слова. Витинари со товарищи шныряют по Клатчу в костюмах бродячих артистов, а капитан Моркоу прекращает войну приемом, словно взятым напрокат из шоу «Монти Пайтон». Да и юмор всё чаще «ниже пояса». Сильные сцены — а их немало — положения не спасают. И лишь немного выравнивают крен очень правильные последние страницы, где выясняется, что истинный лозунг войны — «Вени, вици... Витинари» (все помнят изречение Юлия Цезаря... простите, генерала Тактикуса?).

Ваймс, наряду с матушкой Ветровоск, один из любимых героев Пратчетта. А самый докучливый — безусловно, волшебник Ринсвинд, с которого, собственно, всё и началось: он был героем (вернее, трусом, спасающим мир) в первых романах цикла.

Пратчетт не скрывает, что написал «Последний континент», поддавшись на уговоры фанатов Ринсвинда, которых неожиданно много. Да, волшебник «прикольный», а его Сундук на ножках «крутой» — но разве этого достаточно?.. Для самого писателя — явно нет.

В предыдущих книгах беготня Ринсвинда была более-менее осмысленной. В «Интересных временах», например, он помимо воли оказался во главе Красной Армии — повстанцев Агатовой Империи. А теперь, очутившись на континенте ИксИксИксИкс (читай: Австралии), он всего лишь носится по пустыне, подгоняемый смутным пророчеством о том, что ему суждено принести на эту землю дождь. Сюжет отсутствует: как и в самых ранних романах о Плоском мире, его заменяет набор пародий — вариаций на «кенгуровую» тему. Иногда — очень смешно. Байка о хищных медведях коала, которые прыгают с деревьев на зазевавшихся туристов (в Австралии ее рассказывают всем новичкам); преподавательский состав Незримого Университета, объясняющий богу эволюции, что возможен такой способ размножения, как... э... гм... секс. Аркканцлер Чудакулли со товарищи непринужденно затмевают Ринсвинда — но и они нарочито двумерны.

А еще в «последнем континенте» есть миф — то, в чем Пратчетт разбирается отлично. Однако, в отличие от «Санта-Хрякуса», он оттеснен на третий план, хотя те, кто разбираются в устройстве мифологических систем вообще и австралийской в частности, получат свою долю удовольствия.

Но не более того. Книга для фанатов.

Если верить обещаниям издательства «Эксмо», в ближайшие месяцы мы увидим переводы тех книг, в которых Пратчетт попытался выйти за пределы привычного. «Carpe Jugulum», что в переводе означает «Хвать за глотку», — история войны ведьм с вампирами, один из самых мрачных и самых умных романов цикла. «Пятый элефант» — книга, в которой командор Ваймс останется один в снегах Убервальда — один, если не считать стаи вервольфов. «Правда» и «Вор времени», где давно знакомые персонажи будут увидены глазами новых, только что придуманных...

А там — грядут три лучших книги Пратчетта последних лет: гомерически смешной «Последний герой», сага о последнем походе Коэна-варвара и его Серебряной Орды; получившая престижную медаль Карнеги сказка «Потрясающий Морис и Его Образованные Грызуны» — гибрид «Гаммельнского Крысолова» с «Повелителем мух»; и «Ночной Дозор» — почти реалистический роман о революции в Анк-Морпорке... и о том, что ждет победителей.

Так что не верьте скептикам: «Последний континент» — вовсе не последний берег Плоского мира.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003