№10(26)
Октябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ПТИЧКИ СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

Роман Арбитман


Тим ПАУЭРС. На странных волнах. — М.: АСТ, 2005 («Альтернатива. Фантастика»). Патрика О'ЛИРИ. Невозможная птица. — М.: АСТ, 2005 («Альтернатива. Фантастика»).

В одной из недавних рецензий я уже рассказывал о книге серии «Альтернатива» издательства «АСТ». Произведениях, опубликованные в ярких оранжевых переплетах, хоть и остаются в рамках предложенного жанра, заметно отличаются от привычной массовой продукции (бывает, правда, что и не в лучшую сторону). Сегодня есть смысл вновь вернуться к этой серии: пришло пополнение. Имена авторов новых романов известны далеко не всем любителям science fiction and fantasy, однако вещи, упомянутые в нынешнем обзоре, так или иначе заслуживают читательского внимания.

Во-первых, следует обратить внимание на книгу Тима Пауэрса «On Stranger Tides». Впервые роман вышел на русском языке еще в 1997 году — ровно через десять лет после создания — в серии «Век Дракона», однако читатель, привыкшей к обычной фантастике «меча и магии», оказался равнодушен к прихотливым построениям Пауэрса. Лишь теперь, после успешного возвращения этого автора к российскому читателю (роман «Черным по черному» выпустило «Эксмо», а «АСТ» сообразило переиздать «Врата Анубиса»), книга наверняка будет оценена по достоинству. Пауэрс — любитель соединять несоединимое: то Чарльза Диккенса с египетским колдовством, то вампиров с традиционной антиутопией. В романе «На странных волнах» традиционный «пиратский» роман в духе Сабатини или Сальгари переплетается с мистической историей, в которой движущей силой поступков большинства героев является магия вуду. Ученый Бенджамен Харвуд, потерявший жену, одержим идеей-фикс во что бы то ни стало ее воскресить. Харвуд углубляется в дебри вуду, становится сильным магом, но одновременно с этим из него выветривается все человеческое. Он согласен принести в жертву собственную дочь Элизабет — лишь бы достигнуть своей цели. Всю дорогу безумному ученому-магу противостоит скромный кукольник Джон Шанданьяк. Чтобы спасти Элизабет, Джон претерпевает множество злоключений. Законопослушный член общества, он становится пиратом, и, начав коком, в финале оказывается капитаном корабля. Героя пытаются убить, и он сам убивает; его испытывают магией, и он сам берет на вооружение магические приемы... Книга написана увлекательно и, главное, весьма убедительно. Волшебство (тяжкое, страшное, неприятное) разлито в воздухе, и люди, одержимые злыми духами, гораздо опаснее просто злых людей. Неслучайно пиратский капитан Дэвис становится в итоге вернейшим другом Джона, а колдун Френд — смертельным врагом. Не станем рассказывать о сюжете более подробно. Заверим лишь читателя, что мастерство кукольника пригодится Джону самым неожиданным образом. И, в итоге, приведет историю к долгожданному хэппи-энду.

Продолжим наш обзор рассказом о книге Патрика О'Лири «The Impossible Bird». Открывая этот роман, вольно или невольно вспоминаешь кавээновскую шутку: «Долетит ли колибри до середины Днепра? Да, потому что колибри — редкая птица, а у Гоголя говорится, что именно редкая птица долетит до середины Днепра». В американском романе от колибри, действительно способных на многое (например, зависать в воздухе, летать задом наперед и т.п.), не требуется именно таких подвигов. Зато эти маленькие и гордые птички годятся для другого: с их помощью инопланетные пришельцы могут «записывать» личность человека и сохранять ее даже после смерти физического объекта. Более того. Всех, кто умер в течение десяти лет после невидимого вторжения инопланетян, переселяют в иную реальность. Это нечто вроде рая. Нет смерти (даже слово это невозможно выговорить). Нет голода. Но счастья, оказывается, тоже нет. Поскольку космические гости — СЛИШКОМ чужие для человечества, чтобы его понять. «Все наши представления о вторжении основаны на человеческих стереотипах, — рассуждает один из героев книги. — Мы приготовились встретить врага. Центурионы, варвары, нацисты — с любыми в этом роде мы могли справиться. Мы ожидали лучей смерти и монстров. Но мы не имели представления, что делать, когда встретили действительно чужеродное...»

В мире, сконструированном для умерших людей гостями из космоса, земляне чувствует себя одушевленными манекенами, живыми мертвецами, и самые активные из них (так называемые корректоры) пытаются уйти навеки. Рецепт есть: надо повторно убить трех самых близких тебе людей. Убитые все равно вернутся сюда обратно. Убийца же будет «стерт» безвозвратно — а этого инсургент, собственно, и добивался: покоя, забвения, небытия. Главные герои книги, два брата Глинна, Майкл и Дэниэл, долго не могут разобраться, как построен этот потусторонний мир. А когда разбираются, долго не могут убедить пришельцев в том, что произошла ошибка: вместо рая люди получили вечную тюрьму для собственных «я»... Чтобы узнать, признают ли пришельцы свои ошибки, надо дочитать книгу до конца. Рискните. Чтение не из простых. Результат непредсказуем.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003