№10(26)
Октябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЕСЛИ ВЫПАЛО В ИМПЕРИЮ СВАЛИТЬСЯ..., ИЛИ РИМЛЯНЕ В ХРОНОСЕ

Владимир Пузий


Гарри Тертлдав. «Пропавший легион. Император для легиона» — Пер. с англ. А. Вейцкина. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — серия «Gold collection» — 784 с. — Тираж 5 000 экз. Гарри Тертлдав. «Легион Видесса. Мечи легиона» — Пер. с англ. А. Вейцкина. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — серия «Gold collection» — 992 с. — Тираж 4 000 экз.

Время от времени в околокнижной периодике, да и на соответствующих сетевых ресурсах, в очередной раз начинаются баталии на тему «хорошей» и «плохой» литературы. К «плохой» обычно причисляют ту, которая «ничему не учит», не имеет глубоких философских мыслей и вообще — исключительно развлекает! Ее, убогую, ревнители чистоты искусства записывают в золушки изящной словесности. И чем яростней они это делают, тем б ольшие подозрения возникают, что оные ревнители тайно, под одеялом, вооружившись фонариком, эту самую «плохую» литературу почитывают.

А между тем водораздел между «хорошей» и «плохой», как мне кажется, пролегает совсем в иной плоскости. Единственный критерий — качество текста: его внятность, правдоподобность событий, внутренняя логика событий, живые характеры персонажей... И в этом случае «хорошими» будут и фантастический боевик, и изысканный роман в стиле магреализма, и космоопера, и эпическая фэнтези; ну и «плохими» — они же, только некачественно, на тяп-ляп, испеченные.

Подобные не слишком оригинальные размышления у автора этих строк вызвало прочтение тетралогии «Пропавший легион» Гарри Тертлдава. Вот казалось бы: оригинальной сверхыдеей книги не блещут, не сулят особых философских глубин, не поражают витиеватым стилем изложения... — а читаешь с удовольствием! В чем секрет?

Ответ, как мне кажется, прост: автор блестяще справился с поставленной задачей и написал увлекательную приключенческую эпопею с жизнеспособным миром и некартонными персонажами. Про мир — разговор особый. Прием знакомства с ним стар, как мир (простите за невольный каламбур!): главные герои в результате некоего локального магического катаклизма падают не-пойми-куда и потихоньку начинают разбираться, где же это они оказались. Многие нынешние фантбоевики с историческим (правильнее бы сказать — псевдо-историческим) уклоном выстроены именно по такому сценарию.

«Легион» отличается от них сразу по нескольким пунктам. Во-первых, в Neverland попадает не современный студентус вульгарис и не майор ВДВ, а... целый римский легион! Во-вторых, автор тетралогии выстраивает свой Neverland на основе Византийской империи, которую очень хорошо знает, Тертлдав даже защитил по ней диссертацию, — так что реалистичность и правдоподобность гарантированы. Наконец, легионеры не подпадают ни под одну из категорий героев, которые нынче ой как востребованы в фантастике a la «наши тама». Военный трибун Марк Амелий Сквар и его люди не могут похвастаться супербонусными оружием или умениями, которые бы позволили им безбедно жить в чужом мире. И они — не раздолбаи-неумехи, не алкаши, не автоматы по трансляции древних анекдотов и тупых гэгов. Даже кельт Виридовикс, по роковому стечению обстоятельств угодивший вместе с римлянами в Видесс1, не вытупает в амплуа «забавного нацменьшинства»: он любит пошутить, но умен и не беззащитен.

Оказавшись в Видессе, римский легион вскоре устраивается на службу к тамошнему императору. Потихоньку римляне обживаются в новом мире, узнают расстановку здешних сил. Описывая страны и народы, Тертлдав не мучает читателей многостраничными пассажами: информация подается строго в тех количествах, которые нужны, чтобы у вас в воображении возникла «картинка». По сути, Видесс и соседние с ним страны мало отличаются от наших земных. Да и магии здесь не в пример меньше, чем обычно в фэнтези. Чародеи занимаются целительством да изредка — с малой долей эффективности — помогают в боевых действиях. Единственный сильный колдун и становится главным противником империи и легиона. Но борьба с ним мало напоминает классические образцы жанра: т.е., будут, будут и проникновение в самое сердце вражеской территории, и масштабные батальные сцены, и предательства, и месть, и отчаяние!.. — однако же все это описано необычно, не по канону жанра. Собственно, перед нами не героическая фэнтези, но военный роман. Поневоле вспоминается другой сериал, стартовавший на три года раньше «Легиона», — «Черный отряд» (1984) Глена Кука. Только у Кука магии уделено больше внимания, Тертлдав же живописует быт солдат, политические интриги, грандиозные битвы... В этом он ближе к стилю «Записок...» Гая Юлия Цезаря. Кстати, в тетралогии действует несколько персонажей, которые фигурировали и в «Записках...» — такая вот легкая литературная игра «для своих».

Пересказывать сюжет тетралогии не станем. Самое интересное, пожалуй, не что, а как: Тертлдав подкупает бытовыми подробностями (которые не становятся занудным бытописанием), живыми диалогами, атмосферой. На мой взгляд, именно атмосфера — самое главное в этих книгах, то, благодаря чему они стали популярны.

Справедливости ради скажу: не всем «Легион» придется по вкусу. Кому-то он может показаться чересчур простым, кто-то попросту не проникнется проблемами и тревогами римских легионеров. Но это уже дело вкуса. Что касается задачи, которую поставил себе Тертлдав, то он ее выполнил: приключенческая военная фантастика сделана на «пять».

И, добавлю, переиздана «Азбукой» на «пять с минусом». Хорошая бумага, выверенные переводы, удачные иллюстрации на обложке, карта, словарь в конце каждого тома — это все в плюс. В минус — ужаснейшие иллюстрации в самой книге. Я даже не о «матчасти» (хотя костюмы и анатомия изображенных существ не могут вызвать ничего, кроме приступов безудержного веселья), я о впечатлении «в целом». Подозреваю, такое даже на уроках в школе больше, чем на «троечку», не тянет.

Кстати, тетралогия о легионе — не единственная в цикле о мире Видесса. К нему же примыкают трилогия об императоре Криспе и тетралогия «Хроники смутного времени» (действие происходит соответственно за 500 и 650 лет до появления легиона). Если книги о легионе издавались на русском четырежды, в разных вариантах, то остальные — всего один раз (а два последних романа так и остались неизвестными отечественным читателям). Будем надеяться, что этот недочет наши издатели наконец-то исправят. Тем более, что Тертлдав анонсировал новый роман об этом же мире...

1 — по невнятным причинам при переводе империя Videssos стала Видессом. Остается только посочувствовать особо извращенной фантазии редакторов или корректоров, углядевших в этом названии нечто... хм... непристойное.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003