№10(26)
Октябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БАБУШКИ С БОЛЬШИМИ ЗУБАМИ

Лев Гурский


«Главное — на Земле!» — возвращаясь из космоса, рассуждал герой Стругацких и был не совсем прав. Главное — везде, куда ни плюнь. В наше время все перепуталось, переплелось, замкнулось. Вверх смешался с низом, кислое — с пресным, дикое — с домашним, и уже трудновато понять, откуда растут ноги (лапы, щупальца, псевдоподии) у какой-нибудь опасной невероятности. С первого взгляда, вроде своя, местная, земная напасть. А со второго — пришлая. Поди разберись, откуда тот, кто тебя сейчас слопает.

Собачья работа

Знаменитую фразу «Собака — друг человека!» мадам Плющ из «Бриллиантовой руки» называла странной. И как в воду глядела! Судя по фильмам, все сложнее привычных схем. Впрочем, о том, что собака — далеко не всегда друг, поведал в свое время еще Рэй Брэдбери. В романе «451 градус по Фаренгейту» появлялся такой страшноватый Механический Пес, который, взявши след человека, уже не бросал его до самой смерти — либо своей, либо преследуемого, либо обоих. Постановщик фильма «Ротвейлер» (Rottweiler, Испания, 91 минута, «Пирамида», 2005), известный своими мистическими ужастиками режиссер Брайан Юзна («Некрономикон», «Возвращения реаниматора» и др.) почти всю картину не мог определиться, ЧТО же он снимает: то ли притчу, то ли научную фантастику. А потому жуткий пес, всю дорогу преследующий главного героя на суше и в воде, — не то порождение ада, не то механическое изделие (не очень понятно, правда, зачем испанских пограничников оснастили такими зверюгами). Согласно сюжету фильма, парочка американских обалдуев, Данте (Уильям Миллер — «Синдром») и Ула (Ирен Монтала — «Испанка»), занимаются редкой разновидностью экстремального туризма: пересекают границу Испании без документов, вместе с нелегалами из Африки. Зачем? Для прикола. Игра «Проникновение». Когда же их ловят на границе, то на Улу, разозлившую тюремного начальника Куфарда (Пол Наши), спускают пса, а избитого Данте бросают в зону. Примерно через год герою удается бежать, убив охранника. В отместку его преследует чудище на четырех лапах, которое по пути тренируется на всех, кто попадается ему на зуб. Хотя мистики в картине хватает (главный герой периодически ведет беседы с покойным приятелем), в финальной сцене режиссер, наконец, определяется с жанровой ориентацией: жуткий пес — не гость из бездны. Это собачий терминатор с электрическим глазом, металлическим скелетом и стальными зубами (глядя, как механический каркас, щелкая зубами, выползает из огня, всяк вспомнит про Арнольда Ш.). В конце все погибают, но жалости к главному экстремалу зритель не испытывает. С иммиграционными службами лучше не играть в подвижные игры. Могут, знаете ли, неправильно понять.

И обернулся Иван-царевич серым волком...

А вот другой кошмар на сходную тему — фильм «Оборотни» (Cursed, США, 97 минут, «Вест-видео», 2005). Отгадайте загадку: «Кто в обычные дни ходит на двух ногах, а в лунные ночи — на четырех?» Правильно: это оборотни, они же вервольфы — самое хищное олицетворение все той же собачье-волчьей ипостаси. Знаменитый пугатель Голливуда, постановщик «Кошмара на улице Вязов» и трех «Криков», Уэс Крейвен, к сожалению, пошел по проторенной дорожке, не внеся в традиционную тему оборотничества ни особого юмора, ни стеба, ни парадокса. Согласно сюжету, брат и сестра Хадсоны, Элли (Кристина Риччи — «Сонная лощина») и Джимми (Джесси Айзенберг — «Таинственный лес»), попали в автокатастрофу и на месте аварии стали жертвой монстра, который слегка покусал обоих. Чудище, само собой, оказалось оборотнем, поэтому в положенный срок героям захотелось выть на луну, отращивать клыки и пить кровь. Кристина Риччи, запомнившаяся массовому зрителю ролью мрачной дочки из Семейства Адамсов, ныне играет члена семейства оборотней. Поскольку забота о младшем брате у героини в крови, она растерзает любого, кто покусится на жизнь Джимми. Помимо интриги мистической, в фильме наличествует интрига детективная. Зритель почти сразу догадывается, что смурной Джейк Тейлор, парень Элли, — оборотень. Но вот кто еще из персонажей — замаскированный вервольф-убийца, суждено узнать лишь в финале картины. Сценаристом фильма стал Кевин Уильямсон («Факультет»), мастером спецэффектов — Рик Бейкер (тот, кто поработал на «Американском оборотне в Лондоне)... Кстати! Обычно против укуса оборотня противоядия нет. Но авторы фильма милосердно предлагают героям палочку-выручалочку: представьте, можно вернуться к человеческой жизни, если убить оборотня, с которого в этой компании все страсти-мордасти и начались. Так что последние семь минут картины посвящены невеселому (но неизбежному) процессу убивания монстра. Если под рукой нет серебряной пули, сойдет и серебряная вилка. Или шумовка. Даже чайная ложечка сгодится.

Кости из космоса

«Все понимает, а сказать не может!» — эта мысль часто посещает людей, глядящих в умные и преданные собачьи глаза. Люди гладят по холке брата нашего меньшего, приговаривая: «Хороший мальчик!» Между тем не всякий пес мог бы вернуть комплимент своему хозяину. В фильме «Лохматый спецназ» (Good Boy!, США, 84 минуты, «Гемини Фильм», 2005) легкомысленный жанр фантастической комедии позволил режиссеру Джону Роберту Хоффману (взявшемуся за экранизацию повести Зака Ричардсона «Собаки из космоса») поставить эксперимент над людьми. Итак, юный Оуэн Бейкер (Лиам Эйкен), найдя себе собаку и назвав пса Хабблом — должно быть, в честь известного радиотелескопа, — поначалу и не подозревает, что к нему в друзья затесался посланец собачьей планеты из системы Сириуса и вместо имени у него на самом деле четырехзначное число. Доктор Дулиттл, как известно, мог общаться со всякой живностью. Оуэну была подарена способность чуть поменьше: из-за технического сбоя передатчика мальчик начал понимать только собачий язык. Но и этого хватило с лихвой. От Хаббла (пса в оригинале озвучивал Мэттью Бродерик — «Годзилла») мальчик узнает, что на самом деле все собаки попали на нашу планету с Сириуса и должны были стать господствующей расой. Однако обленились, потеряли форму, разрешили людям о себе заботиться и, в конечном счете, утеряли свой статус. Теперь Земле предстоит инспекция Главной Собаки — Большого Дэна (огромного черного дога озвучивала Ванесса Редгрейв — «Убийство в Восточном экспрессе»). Его Собачье Величество будет решать: сохранить нынешний статус-кво или отозвать всех собак обратно на свою планету? Каким будет решение — догадайтесь сами. Фильм получился добрый, временами до приторности, зато среди благодарных юных зрителей картины наверняка прибавится собаковладельцев. Кому же не хочется иметь в друзьях потенциального инопланетянина, пусть даже и лохматого?

Марш космических придурков

И еще кое-что об инопланетянах. Когда в распоряжении у режиссера картины — сто миллионов долларов и более, он может себе позволить снять приличный фантастический блокбастер с пришельцами и со спецэффектами (типа «Дня Независимости»). Когда у режиссера денег три цента, он снимает фильм-пародию, надеясь возместить идиотским сценарием отсутствие всего остального. Постановщик фильма «Пришельцы-завоеватели» (Evil Alien Conquerors, США, 83 минуты, «Пирамида», 2005), сценарист Крис Мэтисон («Невероятные приключения Билла и Теда») встал за режиссерский пульт, имея в кармане эти жалкие центы. Так что фабула фильма получилась, сами понимаете... В общем, с планеты Кабижж (желтая пустыня, красная гора и сомнительных кондиций красный шатер) отправляются два посланца-дегенерата, Май-ик (Дитрих Бадер — «Офисное пространство») и Да-аг (Крис Парнелл — «Дамский угодник»), которым поручено уничтожить землян. Однако у пришельцев нет ни средств, ни сил, ни умения нанести вред людям: они не в силах победить даже корову. Честный парнишка Кенни (Майкл Уэстон — «Счастливые номера») из жалости опекает этих двух бранчливых бедолаг, которые за два дня успевают почувствовать вкус чипсов, гамбургеров и пр., а еще подраться, надраться и влюбиться. Короче, злобным (на словах) пришельцам больше не хочется уничтожать землян. Тем более, что посланный вслед за ними великан Крокер (Тайлер Лабин) на Земле скукоживается до размеров среднего американца и быстро находит свое призвание в рекламе... Юмор фильма — под стать героям, то есть незамысловат: пришельцы ахают, глядя на фото голых женщин в журнале, и умываются в унитазе. Примерно к середине фильма зритель понимает, что даже то скромное финансирование, которое компания «Гуд Машин Энтернэшнл» получила для съемок, наверняка организовали дистрибьюторы «смирновской» водки в Штатах. Данный напиток появляется в кадре так часто и афишируется всеми героями с таким простодушием, что этот факт даже перестает раздражать. В конце концов, что еще пьют инопланетяне, как не «Smirnoff»? Не нарзан же, в конце концов...

Хронический Дизель

Продолжим о космосе. В 1999 году режиссер Дэвид Туи снял фантастический фильм «Черная дыра» с мало кому известным Вином Дизелем в главной роли. Сборы были неплохие (особенно на видео), и руководство «Юниверсала» решило: вот он, новый герой. Не в пользу героизации Риддика, сыгранного Дизелем, было уголовное прошлое (не актера, а его персонажа, конечно), а в пользу — крепкие бицепсы, наголо выбритый череп и умение видеть в темноте. Последнее оказалось решающим: Риддик был избран в герои и, после долгих метаний студии и перебора сценаристов (среди которых побывал даже маститый Акива Голдсман), вернулся в новом блокбастере того же Туи — «Хроники Риддика» (The Chronicles Of Riddick, США, 123 минуты, «Парадиз Диджитал», 2005). В этом фильме персонаж Дизеля еще больше похож на булгаковского Абадонну: если снимает темные очки, это означает, что будет мочиловка. После непродолжительных приключений (пара драк, один захват корабля) Риддик попадает на планету Хелион, которую решил то ли завоевать, то ли уничтожить зловещий лорд Маршалл (Колм Фиори — «Шоссе смерти»), вождь расы некромангеров. Риддику помогает Кайра (Алекса Давалос), которую герой освобождает из тюрьмы, и полупризрачная пророчица Эреон (эту роль уговорили сыграть Джуди Денч — «Айрис») из расы элементалей: она предсказывает, что именно Риддик убьет лорда. Эту честь у Риддика оспаривают заговорщики — жена Маршалла, Девако (Тэнди Ньютон — «Правда о Чарли») и ее подручный Вако (Карл Урбан — «Властелин колец»). В финале Маршалла убивает, как и ожидалось, именно Риддик и потому становится вождем некромангеров... Кое-кто из критиков назвал «Хроники Риддика» замечательной НФ картиной последнего времени, но на самом деле хороши в этом фильме только две с половиной драки, да еще главный символ негромангеров — эдакий четырехликий Янус. Все же остальное, включая сценарий, весьма убого. Чтобы понять, КТО в этом фильме за кого, надо вдумчиво читать аннотацию на обложке кассеты, а потом сверять прочитанное с увиденным. И не факт, что обе версии совпадут: понять происходящее на экране довольно сложно.

Гадкое — уже на Земле

С коварством инопланетных пришельцев может сравниться лишь коварство Пентагона: уже не одно десятилетие военное ведомство США героически служит Голливуду, поставляя сюжеты для сотен фильмов-ужастиков. Любой обыватель знает, что американское Минобороны изощряется в поисках все новых и новых орудий смертоубийства, переходя все рамки разумного и вторгаясь в заповедную область безумного. Об одном таком жутком эпизоде и рассказывает фильм «Генетическая особь» (Deep Evil, США — Канада, 90 минут, «Лизард», 2005) режиссера Пэта Уильямса (сериал «Смолвилль»). Ясно, что фильмы «Чужой» и «Обитель зла» глубоко перепахали постановщика, и он сложил два и два. Взял немного отовсюду... Итак, в секретной биологической лаборатории США на Аляске произошла катастрофа. Чтобы устранить ее последствия и спасти, если можно, людей, отправлена команда в составе ученых Питера Лангдона (Джим Торберн — «Круг») и Сью Коул (Она Грауэр — «Дом мертвых»), а также спецназовцев Трайнера (Лоренцо Ламас — «Последний раунд»), Холла (Уилл Сэндерсон — «Компьютерный убийца»), Росса (Адам Харрингтон), О'Брайен (Рэйчел Хейворд). Увы, далеко не все участники экспедиции знают, что речь идет не просто о биологическом оружии, а о вырвавшемся на свободу клоне инопланетного разумного вируса, найденном на метеорите, упавшем некогда в Сибири. Вместо того, чтобы честно-благородно открыть находку Объединенным нациям, Пентагон вздумал использовать инопланетное чудо-юдо в качестве оружия. Но пришелец начал собственную игру. Ближе к финалу зритель понимает, что инопланетянин, приняв напоследок облик одного из членов экспедиции, перехитрил всех. Единственное, что непонятно: зачем монстр так долго (полтора часа) валял дурака? Издевался над людьми, что ли? Или киношники ему приплачивают?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003