№9(25)
Сентябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЗЕМЛЕКОПЫ, ПРИВИДЕНИЯ, ПИРАТЫ И САМУРАИ

Владимир Пузий


Терри Пратчетт. Землекопы / Пер. с англ. Т.И. Редько-Добровольской. — М.: Изд-во ЭКСМО; СПб.: Изд-во Домино, 2005. — 240 с. — (серия «Мир номов»). — 12 100 экз. Марлизе Арольд. Парк Привидений /Пер. с нем. Л. Есаковой. — СПб.: Абзука-классика, 2005. — 296 с. — (серия «Секретная миссия»). — 5 000 экз. Марлизе Арольд. Парк Привидений: Тайный Совет Двенадцати. Похищение /Пер. с нем. Л. Есаковой. — СПб.: Абзука-классика, 2005. — 400 с. — (серия «Секретная миссия»). — 5 000 экз. Карел Верлеен. Сэмми Стоквис и тайна старого пирата /Пер. с голландского Ю. Тележко. — СПб.: Абзука-классика, 2005. — 224 с. — (серия «Секретная миссия»). — 5 000 экз. Салли Альтшулер. Центр Мироздания /Пер. с дат. Б. Жарова. — СПб.: Абзука-классика, 2005. — 416 с. — (серия «Секретная миссия»). — 5 000 экз.

Издатели продолжают знакомить нас с качественной детской фантастикой зарубежных авторов — что не может не радовать. Тем более, что некоторые из этих книг понравятся не только детям.

О чем я? В первую очередь — о втором томе Терри Пратчетта из трилогии о номах. «Землекопы» (1990) — прямое продолжение «Угонщиков» (см. нашу рецензию в июльской «РФ»-ке за этот год). Маленькие человечки обосновались в заброшенной шахте и, кажется, жизнь их начала налаживаться — да не тут-то было!

Во-первых, изнеженные «магазинные» номы отнюдь не с восторгом воспринимают изменения в рационе да и в условиях жизни. Что дает возможность некоторым предприимчивым особам провоцировать номов на проявление недовольства и ведут к расколу общины.

Во-вторых, близится зима, к которой «магазинные» номы совершенно не подготовлены — ни психологически, ни физически. А из-за недоверия к номам «снаружным» они не желают верить в грядущие опасности. Ну да, дескать, знаем мы: зима это такой пушистый снег и снегири на ветках — видывали на открытках. «Лисы»? Какие лисы?!..

В-третьих же, заброшенную шахту, которая стала для маленьких человечков новым домом, собираются снова разрабатывать. И номы вынуждены бороться с огромными, медленными и туповатыми людьми: вывешивать им предупреждающие объявления, обезвреживать автомобили, наконец, брать людей в плен!

И все это — без Масклина, «снаружного» нома, который помнит о давней номской родине и ищет возможность вернуться туда. Для этого Масклин отправляется в далекий аэропорт... и что с ним случилось, мы в «Землекопах» не узн_ а_ем — книга посвящена жизни номской общины в шахтах. (Коварный автор умело интригует читателей — как будто мы и так не купили бы третий том!)

В этой повести Пратчетт, как всегда, остроумен и изящен. Не удержусь и процитирую эпизод размолвки между Масклином и его любимой номицей:

_« — Тогда мы были вместе, ты и я.

Гримма принялась сосредоточенно рассматривать свои руки.

— Мы были маленькими и поэтому жили в одной норе, — уклончиво заявила она и посмотрела на него в упор. — Теперь все изменилось. Во-первых... во-первых, эти лягушки... [...] Я прочла о них в книге, — сказала она. — Понимаешь, есть такое место, оно называется Южная Америка. Там жарко и все время идут дожди, и там растут высоченные деревья, на верхушках которых распускаются огромные цветы — они называются бромелиады. В этих цветах скапливается вода, образуя маленькие озерца. Так вот, существует такая порода лягушек, которые в этих цветах откладывают икру, из нее выводятся головастики и превращаются в лягушек, и эти маленькие лягушки всю жизнь проводят в цветах на верхушках деревьев и даже не подозревают о существовании земли внизу. И вообще мир полон всяких чудес, теперь я знаю о них, но никогда не смогу их увидеть, а ты... — Гримма сделала паузу, чтобы перевести дыхание, — ты хочешь, чтобы я поселилась с тобой в норе и стирала твои носки!

Масклин снова прокрутил в голове эту тираду, надеясь, что со второго раза сможет что-нибудь понять.

— Но я не ношу носки, — возразил он»_.

О том, чем же закончилась история номов, мы узнаем в ближайшее время: вскоре должен выйти последний том трилогии — «Крылья».

* * *

Не отстает от «ЭКСМО» и «Азбука». Традиционно детская литература считается одной из самых сильных позиций у этого издательства, что вполне подтверждает новая серия, «Секретная миссия». Хотя первые три книги, вышедшие в «СМ», предназначены для детей разного возраста и написаны разными авторами, изданы они все в одном стильном оформлении. И, кстати, достаточно внятно переведены.

Итак, по возрастающей. Сериал «Парк привидений» автора нескольких десятков книг для детей и подростков, Марлизе Арольд, рассчитан на читателей, как раньше писали, «младшего школьного возраста». Бесхитростная, но увлекательная история рассказывает о Максе и Софи, современных немецких школьниках, которые устроились работать в Парк Привидений. Парк — нечто вроде зоопарка — место, где обитают редкие виды разнообразной нечисти: привидений, духов, шкодливых существ из маленького народца. Не все из них доброжелательно относятся к людям, поэтому работать помощником смотрителя — занятие опасное. Сперва ребята по незнанию освобождают кикимору, потом в Парк заявился зловредный колдун, затем не менее зловредный гном поднял восстание... А уж в четвертой повести предприимчивые дельцы из шоу с чучелами привидений натворили шороху и заставили поволноваться не только Макса и Софи, но даже могущественный Совет Двенадцати!

В общем, перед нами вполне симпатичные сказки, написанные легко и просто, но не примитивно. Изданы они в привлекательном оформлении: в частности, радует, что издатели не поленились и напечатали в книгах иллюстрации Барбары Шольц из оригинального издания. Правда, есть и недочеты, скажем, перепутанные титулы двух повестей в первом томе: перед «Заговором привидений» — заставка от «Парка Привидений» и наоборот.

Но самый главный просчет издателей — то, что в первом томе «Парка» они поместили первую и третью повести из цикла. Соответственно, во второй вошли вторая и четвертая. В выходных данных указаны годы издания книг на немецком, так что сориентироваться довольно легко, но все-таки, все-таки... И, кстати, непереведенной на русский осталась пока последняя, пятая, повесть. Ждем...

* * *

Ну какой же мальчишка не любит «Острова сокровищ» и ни разу не представлял себя в компании джентельменов удачи?! Романтика пиратских странствий манила многих из нас — но только не героя книги Карела Верлеена.

Обыкновенный голландский школьник, Сэмми Стоквис, однажды обнаружил, что их род ведет происхождение от старого пирата. И род их... проклят! И зачем только предок Сэмми, Карел Кабельяу, ограбил древнее святилище на одном тропическом островке?! Зачем ему понадобилось похищать магическую драгоценность и тем самым привлекать внимание могущественных Князей Зла?!

Так или иначе, а это все случилось на рубеже 17 и 18 столетий — казалось бы, давным-давно, но древние проклятия, увы, не теряют со временем свою силу. Дух мятежного Кабельяу вселяется в Сэмми, и мальчик то горланит пиратские песни, то пьет папин ром — в общем, ведет себя отвратительно, и сам это понимает. Но избавиться от Кабельяу — и от проклятия — можно только одним способом: собрать некогда разделенный магический артефакт. Для этого Сэмми с помощью своего деда (который кое-что знает о проклятии) и волшебного пиратского сундука отправляется в далекое прошлое, на шхуну «Косая пикша». Четверо потомков из команды Кабельяу — такие же ребята, как Сэмми — тоже прокляты и составляют нынешнюю команду шхуны. А еще к ним присоединяется сам призрак великого пирата!..

Увы, найти части драгоценности не просто: Князья Зла будут мешать ребятам. Придется потомкам пиратов научиться дружить, помогать людям и зверям, «обращать свои слабости в свою силу».

В общем, перед нами начало увлекательной серии книг, где элементы фэнтези круто замешаны на пиратской романтике. На данный момент, помимо «Тайны старого пирата» (2003), в Голландии изданы еще три книги (самая новая — в 2005). Князья Зла у Верлеена представлены в виде властелинов четырех стихий плюс некой колдуньи. Так вот, в каждой книге Сэмми Стоквис и его команда сражаются поочередно с воздушной (первый том), водной (второй), огненной (третий) и земляной (четвертый) стихиями. Стал ли четвертый том завершающим или будет еще и пятый? Издаст ли «Азбука» остальные книги серии?.. Во всяком случае, первая оставляет самое приятное впечатление и наверняка понравится — но школьникам постарше, чем тем, для кого предназначен «Парк Привидений».

* * *

Пираты пиратами, а современные ребята уже не представляют себе жизни без компьютеров и мобилок. Роман «Центр Мироздания» (2002) Салли (правильней, пожалуй, Сэлли) Альтшулера1 является оригинальной смесью киберпанка и фэнтези, где Интернет становится едва ли не таким же полноправным героем, как люди или сказочные персонажи. В самом деле, есть что-то чудесное в самом факте существования Сети. И кто знает, что там может таиться...

Так думал и паренек Аллан, который очень любил компьютерные игры — и однажды выиграл приз: шлем, скорее похожий на резиновую шапочку для плавания, и перчатку. Надел их, подключился к телефонному разъему... и попал в Сеть, точнее, в Замок, который находился за пределами Сети. И оказалось, что его, Аллана, там ждут. Что шлем-то прислали ему специально, для того, чтобы мальчик оказался в Замке...

Ведь есть несколько миров: наш, называемый реальностью, Сеть — виртуальный мир, и Замок, самый древний из этих трех миров. Увы, нашлись плохие люди (а возглавила их очень злобная барышня по имени Аранея), возжелавшие разрушить Замок. Банальный, в общем-то, зачин — но очень интересно отыгранный автором.

Во-первых, Альтшулер в равной степени умеет создавать причудливые пейзажи и не менее причудливых персонажей. Его Замок похож одновременно на Горменгаст и на Эмбер, там обитают самураи и индейцы, шут с ручными блохами, каждая размером с собаку, и обычные рыбаки, даже актриса кино, которая на самом деле — не живой человек из реального мира, а порождение Замка...

Во-вторых, автор не менее удачно пишет о реальной жизни: о взаимоотношениях Аллана со своей подружкой Беатрисой, о его родителях, приятелях, — все они неотъемлемая часть истории. Поиски Центра Мироздания не отодвигают реальный мир на второй план, как это часто случается в подобных книгах, но зависят от поступков, совершенных Алланом здесь и сейчас.

Наконец, Альтшулер создает некий аналог «интернетовской» космогонии. Легенды о происхождении мира-Замка, точнее, о творении его великим Током, перекликаются с иудейскими и скандинавскими мифами.

Книга будет интересна в первую очередь читателям «среднего и старшего школьного возраста». При этом «Центр Мироздания» — отдельный роман, не имеющий продолжений.

* * *

Это — только часть книжных новинок для детей. Ну так и обзор наш — не последний, так что продолжим в следующих номерах!

* Сперва, судя по имени, я решил, что автор романа — женщина. Однако на сайте Альтшуллера красуется фотография немолодого усатого и бородатого господина, автора нескольких десятков книг.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003