№9(25)
Сентябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ


Киз Г. Терновый король: Роман — М.: Эксмо, СПб: Домино, 2005. — 816 с.

Американскому писателю-фантасту Грегори Кизу все наперебой пророчат успех и признание. Киз уже сейчас возглавляет многие рейтинги популярности современной фэнтези, номинируется на достаточно престижные премии. И очень часто звучит мысль, что Грегори Киз имеет все шансы «потеснить на троне короля фэнтези Джорджа Мартина». Подобные надежды во многом связаны с новым циклом Киза (предположительно пятитомник) «Королевство костей и терний», который открывается книгой «Терновый король».

В прологе мы читаем историю о том, что в далекие времена в мире, описываемом Кизом, правили жестокие скаслои — они знали многие тайны и заклинания и умели пользоваться магией. Люди же были у них в рабстве. Но однажды появилась королева Виргения Отважная, которая помогла угнетенным сбросить с себя господство скаслоев и создать государство людей для людей. Но не все так просто — иначе не было бы книги: для победы людям пришлось воспользоваться древней магией, которая, как они позже узнали, становится для победителей страшным проклятием. События самого романа рассказывают о том же мире две тысячи лет спустя, когда проклятие начинает сбываться.

Мы воспринимаем эту историю глазами разных людей: юной принцессы, придворного рыцаря-телохранителя, королевского лесничего и готовящегося в монахи юноши. Вместе с ними мы проникаемся предчувствием надвигающейся беды — в государстве начинают происходить странные вещи, слишком много зловещих совпадений, слишком много страха. А в лесах просыпается терновый король, во всяком случае, именно с его пробуждением связана основная часть проклятия. К сожалению, проникнуться ощущением нарастающей смутной угрозы (как это задумано автором) читателю не удастся. Персонажи книги все время сомневаются, а не кажется ли им, действительно ли происходит нечто зловещее — или это только игры воображения, существуют ли на самом деле это проклятие и терновый король. Но заботливые издатели не захотели оставлять читателя в неведении и в аннотации сразу сообщили, что да, терновый король существует, проснется он обязательно и будет сражаться с такими-то героями. В результате нас, читателей, не гложут сомнения и мы всю первую половину книги ждем, когда же этот король, наконец, проснется и проклятие начнет сбываться.

Вторая половина романа — собственно борьба с проклятием и совершенно естественный для первой книги эпопеи открытый финал. Череда проклятий и предсказаний продолжится, новые поколения героев будут еще пару тысяч страниц «отвечать за деяния своих отцов».

От книги в целом и от каждой главы в частности остается впечатление исключительной чистоты жанры. Если «Пушка Ньютона» был романом во многом новаторским и необычным для самого Киза, то «Терновый король» вполне традиционен. Сам сюжет достаточно распространен в фэнтези и обыгран уже многократно, да и большинство героев Киза — сшиты по классическим фэнтезийным выкройкам. Юноша, который и не мечтал стать рыцарем, но за боевые заслуги удостоен этого звания и попадает во дворец — этакий честный вояка среди лицемеров и трусов. Мальчик, почти ребенок, легкомысленный и увлекающийся, открывает в себе неожиданное предназначение. Грубый мужлан, который возрождается к жизни под влиянием молодой, прекрасной, но невероятно своенравной и острой на язык дочери трактирщика — вариация на тему «Укрощения строптивой».

Тем не менее, наблюдать за развитием событий глазами столь разных людей все-таки довольно интересно. В первую очередь из-за того, что эти персонажи не самые главные. Ярко выраженного «главного героя» в романе нет, так что кто погибнет, а кто выживет после всех перипетий, можно только догадываться.

Ну и что касается стиля автора и его манеры изложения, то и здесь на каждом шагу встречаются многочисленные литературные штампы. Ну, к примеру, после описания первого поцелуя молодой девушки следует фраза «Все существо ее трепетало». Да простят меня почитатели Киза, но на пространстве 800-страничной книги не нашлось, по-моему, ни одного небанального эпитета, ни одной непредсказуемой эмоции. Все идет в соответствии с изначально намеченным планом. Рыцари помешаны на своем кодексе чести и ничего, кроме верности долгу, не знают. Королевские дочки дружно влюбляются в безродных юношей и приносят личное счастье в жертву своему благородному происхождению. Старцы увещевают молодежь, та, в свою очередь, не слушается и совершает роковые ошибки. Эта поголовная архитипичность и чистота (чтобы не сказать стерильность) жанра — палка о двух концах. Многим любителям фэнтези это-то как раз и нравится — приятно играть по заранее известным правилам, встречаться со знакомыми персонажами (пусть в других книгах их звали иначе), проходить по уже знакомым тропинкам сюжета. Других читателей это утомляет.

Впрочем, есть и оригинальная версия, согласно которой «Терновый король» — вовсе не фэнтези, а альтернативная история. Процитирую одного из рецензентов: « Вирджиния Дэр — имя, известное каждому американцу. Так звали первого английского ребенка, родившегося в Новом Свете. Произошло это в 1587 году в колонии, расположенной на острове Роанок. Через год англичане, жившие на острове, бесследно исчезли — почему, не известно до сих пор. В "Терновом короле" Грег Киз предлагает разгадку этой тайны: подданные рыжеволосой королевы Елизаветы были перенесены в иной мир, управляли которым скаслои — раса колдунов-садистов, использовавших людей в качестве рабов.»

Даже если Киз и проводил параллели между историческими и книжными событиями (хотя лично мне так не показалось), это в любом случае не является основой романа. «Терновый король» повествует о базовых фэнтезийных ценностях — борьбе со Злом, предназначении, выборе, верности и т.д. Причем, Киз ни на йоту не отступает от буквы и духа жанровых канонов. Роман, конечно, ни в коем случае нельзя назвать дешевой поделкой или графоманским творением. Многие любители фэнтези наверняка примут книгу восторженно, и она займет достойное место в золотом фонде фантастики. На ней прямо так и хочет поставить штамп о соответствии всем стандартам. Сама она — хоть и золотой, но все-таки стандарт.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003