№9(25)
Сентябрь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СТАРЫЙ ВРАГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ


Сегодня в нашим обзоре представлен целый выводок разнообразных кошмарных существ мистического свойства. Некоторые из них — далеко не новички в кинематографе и имеют богатый послужной список злодейств, другие делают еще только первые шаги на скользком пути кинокошмаров. Впрочем, и те, и те существа отличаются редкой кровожадностью. Людям с ними лучше не встречаться. Целее будут.

Ты меня породил, а я тебя убью!

Режиссер Кевин Коннор, замахнувшись на фильм «Франкенштейн» (Frankenstein, США — Германия — Словакия, 180 минут, «Екатеринбург-арт», 2005), снял неведомо какую по счету киноверсию романа Мэри Шелли, почти не отклонившись от первоисточника и довольно близко воспроизведя десятилетней давности фильм Кеннета Браны с Робертом Де Ниро в роли чудища (только без драйва упомянутой экранизации). Бюджет этой ленты был, судя по всему, не очень велик, а потому все главные роли играют малоизвестные молодые актеры. Фильм, как и положено, начинается с полярной экспедиции капитана Роберта Уолтона (Дональд Сазерленд — «Казанова Феллини») на корабле «Прометей», вышедшем из Архангельска. Экипаж корабля (в шубах и с балалайками — русские же!) обнаруживает во льдах сперва заснеженного ученого Виктора Франкенштейна (Алек Ньюмен), а в финале и его рукотворное создание, монстра (Люк Госс — «Зигзаг»). В промежутке доктор рассказывает капитану свою печальную историю о том, что он создал монстра и тот, обидевшись на весь свет, сломал жизнь создателя: убил его малолетнего брата, невесту Елизавету (Николь Льюис), друга Генри (Дэн Стивенс) и еще кучу народа, совсем уже непричастного. В общем, наказал человека за то, что тот не приручил создание рук своих... Фильм вышел вялый, сонный, без всяких ужасов. То ли из-за того, что гримеры оказались из рук вон, то ли по причине личного постмодернизма режиссера, чудище получилось совсем не страшное и даже почти не уродливое: лицо Люка Госса по сравнению с жуткими масками Бориса Карлоффа, Де Ниро (из фильма Браны) и даже Мэрилина Мэнсона выглядит почти привлекательным. Тут и романтическая бледность, и ровные белые зубы, и длинные прямые черные волосы, и шовчик на лице маленький и чисто символический. Совершенно неясно, отчего этот юноша бледный со взором горящим и «Потерянным раем» Мильтона за пазухой сам не нашел себе невесты, а всю дорогу приставал к Франкенштейну, требуя, чтобы тот сшил ему женщину из трупов. Похоже, монстра сгубила инфантильность — и только... Роль слепого дедушки, который приветил чудище, исполнил полузабытый Жан Рошфор («Высокий блондин в черном ботинке»). Впрочем, актеру много играть не пришлось: в основном, дедуля играл на скрипке, как какой-нибудь Альберт Эйнштейн.

Лига выдающихся уродов

Любимый рецепт Джеймса Бонда — «смешать, но не взбалтывать!» — давно взят на вооружение Голливудом. Киношники приучили зрителей к экономии: покупать сразу нескольких монстров по цене одного. Картину «Ван Хельсинг» (Van Helsing, США — Чехия, 132 минуты, «Союз-видео», 2005) снял режиссер Стивен Соммерс. Постановщик обеих «Мумий», на совести которого уже был один удачный гибрид, «Подъем с глубины» (помесь боевика про пиратов с ужастиком про подводных чудищ), сообразил, сколько бесхозных персонажей можно собрать в одной картине. В фильме «Ван Хельсинг» встречаются представители разных направлений фантастики — упомянутое выше чудище Франкенштейна (даром, что ли, роман Мэри Шелли торил дорогу будущей science fiction?) и вампир Дракула (персонаж романа Брэма Стокера в жанре fantasy нам сегодня еще встретится). Плюс еще оборотень. Из романа о вампирах перешел в этот фильм и заглавный герой. Но если в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы борца с Дракулой играл пожилой Энтони Хопкинс, то в нынешней ленте было решено омолодить кадры. Поэтому на смену Хопкинсу пришел молодой Хью Джекман: его Ван Хельсинг — тайный агент Ватикана, борец со всякой нечистью. Выбор в пользу Джекмана был определен и его предыдущей заметной ролью — Росомахи в двух «Людях Икс». Оба раза этот персонаж, страдая амнезией, пытался вспомнить прошлое, и в финале второй ленты выяснялось, что герой как-то связан с главным злодеем. По такой же методике скроен и Ван Хельсинг: он пытается вспомнить какие-то древние битвы и заглушает головную боль исступленной борьбой с нечистью. Вскоре после того, как наш герой уничтожил мистера Хайда в Лондоне, его отправляют в Трансильванию — на помощь Анне Валериос (Кейт Бекинсэйл — «Другой мир») из древнего рода борцов с Дракулой (Ричард Роксбург — «Мулен Руж»). Герой вместе со своим подручным Карлом (Дэвид Уэнэм — «Властелин колец») отправляется в Трансильванию; на их глазах брат Анны, Вэлкан (Уилл Кемп — «Охотники за разумом»), укушен оборотнем и сам становится оборотнем. Между тем Дракула хочет использовать упомянутое выше франкенштейново чудище (Шулер Хенсли), чтобы с помощью электрических разрядов оживить свое потомство — плоды скрещивания Дракулы с гарпиями (одну из них играет Элена Анайа). Гром гремит, электричество трещит, монстрики выпадают из коконов, прямо как в «Чужих», а чудище Франкенштейн оспаривает у «ботаника» Карла должность главного комического персонажа. В финале Ван Хельсинг узнает, наконец, от Дракулы, что именно наш герой четыре столетья назад его убил — и обеспечил тем самым долгое посмертное существование. Режиссер (он же сценарист) не полностью приоткрыл тайну Ван Хельсинга. Однако подарил зрителям более чем существенный намек, сменив имя героя с Абрахама на Гэбриэла. И когда Дракула между делом бросает реплику, что-де наш герой был правой рукой Бога, то разгадка начинает вырисовываться... Неужто Ван Хельсинг и архангел Гавриил — один и тот же персонаж? От таких намеков Брэм Стокер в гробу, наверное, перевернулся. Впрочем, после множества разнообразных экранизаций «Дракулы» ему вертеться не привыкать.

Кровопиец в космосе

В фильме Даррелла Джеймса Рудта «Дракула-3000» (Dracula 3000, Великобритания — Германия — ЮАР, 83 минуты. «Пирамида», 2005) герой «Звездного десанта» Каспер Ван Дин по-прежнему бороздит космос. Только теперь, в 3000 году, он руководит маленьким пиратским суденышком, и зовут нашего героя Ван Хельсинг... да-да, он далекий потомок того самого, грозы вампиров и прочей нечисти. Опытный зритель сразу поймет, что и появление Дракулы не за горами. Однако экипаж кораблика не чует беды. И когда в космосе обнаруживается брошенный старый гигантский корабль «Деметра», то никто не способен заподозрить недоброе. Между тем покойный капитан «Деметры» Варна (Удо Кир — «Конец света») весь фильм тупо предупреждает с видеозаписи, что полвека назад его судно захватил вампир. Однако межзвездные корсары не слушают. Таким легкомыслием экипажа пользуется находящийся на корабле граф Орлок (Ленгли Кирквуд), он же Дракула (тот самый, с планеты Трансильвания!), который принимается кусать экипаж. Сперва он вонзает клыки в наркомана по кличке 187 (Кулио — «Украсть красотку»), потом в Мину (Александра Камп — «Шестой элемент»), затем в самого капитана Ван Хельсинга (увы, потомок почтенного доктора падет под клыками Дракулы!), а под конец в ученого-инвалида по прозвищу Профессор (Грант Суонби). К концу фильма на корабле остаются, кроме полуживого Орлока, еще и черный качок Хамви (Том «Тайни» Листер — «Пятый элемент») и белокурая роботесса Аврора (Эрика Элениак — «В осаде»). И тут, наконец, корабль взрывается: заряд, заложенный полвека назад покойным капитаном корабля, все-таки срабатывает. Никто не уцелел... Сценарий, который сварганил сам Рудт, не лезет ни в какие ворота. Идиотизм всех героев учету не поддается: даже поняв, что пули на вампиров не действуют и надобно действовать деревянными колами, персонажи тупо таскают с собой огнестрельное оружие. Общий бред усугубляется развешанными всюду на «Деметре» плакатами с Лениным, транспарантами «Партия — наш рулевой» (на русском языке), красными знаменами с серпами и молотами. Если это намек на вампирскую природу большевизма, то решительно непонятно, отчего сам Орлок обряжен в черный мелкобуржуазный плащ Дракулы, а не носит костюм-тройку, галстук в горошек и партийную ленинскую кепку.

Кого засосала опасная трясина

Предупреждал же Конан-Дойл! «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот». То ли современные американцы не читают британского классика детективного жанра, то ли рассудок и жизнь оценивают дешево, но только в фильме «Леший» (Man-Thing, США — Австралия, 93 минуты, «Пирамида», 2005) режиссера Бретта Леонарда («Газонокосильщик») все персонажи — независимо от пола, возраста и уровня IQ, — упрямо бродят по болоту, да еще ночами. Между тем, среди топей водится существо стократ опасней баскервилльской собаки... Сюжет фильма, ставшего экранизацией комикса издательства Marvel, разворачивается прямолинейно. Молодой актер Мэттью Ле Невес («Гаражные дни») играет тут роль Кайла Уильямса, нового шерифа городка Байуотер, стоящего на болоте. Прибыв на место, герой узнает, что на болотах совершаются убийства с нечеловеческой жестокостью. И точно: убийца — не человек, а дух здешних болот, недовольный поведением нефтемагната Шиста (Джек Томпсон — «Плоть и кровь»). Тот нарушил покой здешних мест, обманом и преступлением отнял территорию у здешних индейцев, а затем внаглую начал качать права и нефть, разрушая окружающую среду. Как и положено потусторонней твари, болотный дух особенно не разбирает правых-виноватых и мочит всех, кто под ветку попадется. К концу фильма погибнут все главные персонажи, кроме Кайла, конечно, и его здешней подруги — учительницы-блондинки Терри Элизабет Ричардс (Рэйчел Тэйлор). Любопытно, что в фильме Леонарда злобный болотный дух смахивает на гибрид старого сучковатого дерева с осьминогом: зеленый красноглазый монстр выслеживает людей с упорством инопланетянина из фильма «Хищник» и вцепляется в них щупальцами-ветками. Ну а нефтемагната тварь мстительно накачивает нефтью из цистерны... Любители кино вспомнят о том, что четверть века назад великий Уэс Крэйвен поставил свою «Болотную тварь» («Swamp Thing»). Названия фильмов похожи, но у Крэйвена среди топей засел все же не дух, а результат научных экспериментов... И еще один момент. Давая фильму русское название «Леший», прокатчики «Пирамиды» словно позабыли, что американская картина с таким русским названием уже выходила в России на видео — то есть «The Gingerbread Man» Роберта Олтмена. В общем, путаницы в фильмографиях не избежать.

Горячий камушек

Постановщик фильма «Призрак из глубины» (Phantom Force, США, 90 минут, «Лизард», 2005), режиссер Кристиан Макинтайр, известен своими работами в жанре Халтурной Кинофантастики студии UFO и окрестностей («Зловещее предупреждение», «Бермудский треугольник» и др.). И в этот раз мэтр не изменил своему правилу и создал нечто конгениальное своим предыдущим работам: маленький бюджет, маловразумительный сюжет, отсутствие звезд первой-второй величины. Начинается все в Эгейском море: подлодка подбирает со дна артефакт — Камень Гадес, способный открыть двери ада. Поскольку двери сторожат демоны (могучие быковатые мужики уголовного вида, в кожаных ремнях и с топорами), экипаж подлодки погиб. Чтобы исследовать феномен или хотя бы его обезвредить, на лодку отправляется команда, в составе которой есть два человека с паранормальными способностями — Марк Дюпре (Ричард Грико — «Восточный экспресс») и Леанна Поттс (Тэнги Миллер — «Лепрекон-6»), а также спец по иным измерениям Катлер (Джим Файф — «Радиостанция смерти»). В финале камень, как-то поднятый на поверхность, захватывает македонский вояка, желая с его помощью то ли восстановить Югославию в довоенных границах, то ли добыть деньжат. Понятно, что в финале вояка и его люди погибнут от рук все тех же демонов-громил, а Марк, вопреки приказу своего шефа, Джека Баварро (Найджел Беннетт — «Кодер»), разобьет камень выстрелом из гранатомета. Чтобы, типа, артефакт не достался ни нашим, ни вашим. Уровень оригинальных диалогов персонажей не может затмить даже кошмарный русский перевод. «Если что-нибудь найдется, оно найдется, когда найдется. Если найдется», — говорит героиня. Но беда даже не в перлах, а в хромающей логике сюжета. Строго говоря, совершенно неясно, почему персонажам, пребывающим в здравом уме и трезвой памяти, могли понадобиться ворота в ад? Если кто-то хочет туда попасть, он попадет туда естественным путем.

Призраки made in Japan

Не приведи господь видеть японский ужастик, бессмысленный и беспощадный! Кажется, мастера из Страны Восходящего Солнца бьют все рекорды по запутанности, кровавости и алогичности. Но кое-кому это, представьте, нравится. Вот почему американские продюсеры (в числе которых — легендарный режиссер «Человеков-пауков» Сэм Рэйми) решили не мудрствовать лукаво: призвали на съемочную площадку постановщика японского «Проклятия» (2003) Такаши Шимицу и попросили изобразить то же самое еще раз — только с добавлением американцев в качестве главных героев. Так возникло еще одно «Проклятие» (The Grudge, США — Япония, 91 минута, «Союз-видео», 2005). На главную женскую роль пригласили Сару Мишель Геллар, памятуя о том, что в «Крике-2» она довольно убедительно изображала на лице смертельный ужас... Съемки нового фильма, как и ленты-оригинала, проходили в Японии. По сюжету, молодые американцы Карен Дэвис (Геллар) и Алекс (Джейсон Бер) приезжают в Токио по студенческому обмену. Получив работу — присматривать за пожилой женщиной-инвалидкой, — Карен и не подозревает, что в том доме несколько лет назад было совершено преступление. И оттого злобные зубастые большеротые призраки (один в виде синеватой девушки с распущенными волосами, другой — в виде маленького мальчика с мрачным личиком) кидаются на всякого, кто переступит порог дома. Фильм начинается со смерти профессора Питера Кирка (бедняга Билл Пуллман — «День Независимости»), а дальше умертвия следует чередой — под жуткие скрежет, царапанье и щелканье. Понять что-нибудь трудно, а поэтому и не очень-то страшно: не знаешь, ЧЕГО бояться. В обычных американских ужастиках призраки хотя бы иногда мстят целенаправленно. Японская же нечисть НИКОГДА не разбирает ни правых, ни виноватых, оттого фильмы лишены хоть какого-то поучительного смысла.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003