№8(24)
Август 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ, НО НЕ ВЕРБЛЮД

Роман Арбитман


Клайв КАССЛЕР. Сахара. — М.: Альфа-книга, 2005.

Клайв Касслер — это такой американский писатель, типа Жюля Верна, только современный, более глянцевый, более системный и более однообразный. Среди всех своих несокрушимых персонажей автор больше всего любит расчетливого авантюриста, умеренного романтика и супергероя Дирка Питта, который то дает отпор неонацистам («Атлантида»), то находит золото инков («Золото инков»), то расследует деятельность суперкорпорации («В поисках Валгаллы»)... В общем, про Дирка Питта написано уже, без малого, два десятка романов и конца этому не видно. Более того: сериал получил новый импульс после того, как кинокомпания «Парамаунт» выпустила в свет масштабную экранизацию «Сахары» с Мэтью Макконахи в главной роли. К этому событию российские издатели и подгадали выпуск романа с кинопостером на обложке. Надо заметить, что до сих пор «Сахаре» на книжном рынке СНГ не очень везло: первое русскоязычное издание увидело свет в «ОЛМЕ-Пресс» и провалилось. В начале нынешнего века Касслера взяла под крыло «Альфа-книга», и дела у американца пошли чуть лучше. Однако лишь голливудский брэнд способен реально качнуть весы популярности в нужную сторону. Кино со всеми его дорогостоящими атрибутами (яркая картинка, много action, спецэффекты, звезды в главных ролях и пр.) — замечательный способ отвлечь внимание от тех сюжетных ходов, которые порой граничат с безумием. Но об этом — чуть позже.

На языке оригинала книга впервые вышла еще в 1992-м году, так что действие «Сахары» разворачивается в недалеком (и для нас, естественно, уже прошедшем) будущем — в 1996-м. Перестройка и распад СССР прошли для Касслера незамеченными, так что Советский Союз упоминается в романе как геополитическая реальность. К счастью, главное внимание автора приковано не к Европе и даже не к Америке, но к Африке, которая может стать эпицентром всепланетной экологической катастрофы. Довольно быстро читателям становится ясно, что экологию отравляет французский толстосум Ив Массард, построивший в Мали супер-пупер-комбинат на солнечном электричестве. Получая у корпораций и правительств хорошие денежки за утилизацию химических и радиоактивных отходов, Массард предпочитает не уничтожать всю завезенную гадость, а кое-что просто сбрасывать в специально вырытую яму (благо генерал Затеб Казим, с головы до ног коррумпированный и до карикатурности жестокий правитель Мали, вместе с французом пилит международные субсидии). И чтобы никто не прознал о злодействе, Казим с Массардом рука об руку занимаются отловом и отстрелом приезжих экологов и врачей. Ужасная судьба ожидала бы и прекрасную специалистку-американку Еву Рохас, но всех наемных убийц ликвидирует случайно подвернувшийся Дирк Питт. Сцена эта дает толчок Большому Приключению и Большой Любви — и то, и другое в финале завершатся хэппи-эндом под мирный плеск моря...

Читатели, не чуждые экологии, сильно удивятся катастрофической быстроте распространения заразы (по сюжету, человечеству, если оно не окоротит Массарда, останется всего год жизни). Однако писателю и этого мало. В прологе к книге, еще до нападения на красотку Еву, нам предложены две ретроспективы. В одном случае действие переносится в 30-е годы ХХ века, когда отважная летчица терпит катастрофу над пустыней. В другом случае читатель попадает во вторую половину XIX столетия: идут последние дни Гражданской войны в США, поражение конфедератов неминуемо, единственный боеспособный корабль южан, броненосец «Техас», с тяжелыми ящиками в трюме и загадочным пассажиром отрывается от погони и уплывает в неизвестность, оставив наблюдателей в тяжкой прострации.

Бедная покойная летчица нужна романисту для пустяковой надобности. В одной из глав, где Дирк Питт и его напарник Эл Джордино, изнемогая от жары, бредут по пустыне, разбившийся самолет оказываются для героев удивительно кстати: из обломков они мастерят парусный самокат и преодолевают многокилометровые бесплодные пески прямо-таки с ветерком. Что же касается «Техаса», то с ним связан гораздо более значительный (и по объему, и по степени безумия) сюжетный пласт. Названный броненосец тоже, в конце концов, будет найден теми же героями и — притом в песках той же самой Сахары! Казалось бы, непросто переместить многотонное судно от берегов одного континента вглубь другого. Но для Клайва Касслера нет ничего невозможного. В его романе бронированный «Техас» преодолевает океан, достигает Африки, заходит в Нигер, доползает до самого мелководья и позволяет себя засыпать песком... и все для того, чтобы скрыть от человечества ужасную тайну войны Севера с Югом. Как выясняется, настоящий Линкольн был в самом конце войны похищен конфедератами. Однако янки предпочли скрыть потерю, выставили вместо Линкольна двойника и сами же его вскоре ухайдакали в театре руками Бута. Писатель придавал большое значение этому фабульному кунштюку и до чертиков обиделся на сценаристов фильма, когда Линкольн выпал из сюжета (на борту осталось только золото пар... то есть, Конфедерации).

Надо заметить, что сценаристы фильма «Сахара» вообще оказались несколько более вменяемыми людьми, чем романист, поэтому отличия книги от блокбастера — тема, достойная упоминания. Прицельному усекновению подвергся не только Линкольн. Был существенно понижен градус милитаризма главных героев. Если в романе они путешествуют по Нигеру на огромной яхте «Каллиопа», набитой оружием под завязку, и мимоходом уничтожают добрую половину армии суверенного Бенина, то в фильме герои плывут на скромном катере, где из вооружения — одна ракетница. В фильме, в отличие от романа, о грядущей опасности для мира говорят бегло, почти нехотя, да и у персонажа, который впервые озвучивает эту версию, внешность полоумного «ботаника». В фильме нет сцены с актом каннибализма (у Касслера зараза превращает людей в людоедов). Нет и эпизода с участием президента США (сцена, где хозяин Овального кабинета отдает приказ о высадке войск в Африке — на благо мира и прогресса! — выглядела бы сегодня не по-хорошему злободневной). Киношный Дирк Питт избавлен от привычки его романного прототипа прятать в туфлях деньги и часы (впрочем, как и в книге, так и в фильме героев, взятых в плен, не подвергают никакому обыску).

Но самое печальное для романиста отличие книги от фильма — в другом. Сам автор «Сахары» сочетает писательскую деятельность с поисковой, он основал Агентство морских и подводных исследований (NUMA: National Underwater Marine Agency). Недаром в книге поисками броненосца «Техас» занимается эпизодический дядька по имени Клайв Касслер... и такого важного персонажа, представьте, сценаристы тоже не пропустили в фильм! Ну не гады они после этого?



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003