№8(24)
Август 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЧЕРТ УЕХАЛ, КЛОНЫ ОСТАЛИСЬ

Лев Гурский


Киномистика входит в нашу жизнь без стука. Не говорит «Здрасьте!», а сразу угрожает. В отличие от фантастики научной, ей, гадине ненаучной, гораздо проще: люди верят ей на слово. Потому что боятся связываться. Черт его знает, ЧТО там творится, в сумеречной-то зоне, думают люди. Лучше не рисковать. Целее будем.

Антиманьяк действует

Знаете ли вы, что такое «Икарус»? Нет, это не только марка венгерского автобуса, но и сверхсекретный проект ФБР, нацеленный на пробуждение у агентов паранормальных способностей. Агенты, соответствующим образом натренированные, ухитряются «видеть на расстоянии» и даже отчасти предсказывать будущее... Впрочем, об этом проекте зрителю фильма «Охотник на убийц» (Suspect Zero, США, 99 минут, «Видеосервис», 2005) режиссера Элайса Мериджа («Тень вампира») становится известно ближе к концу, а две трети фильма приходится наблюдать за Беном Кингсли. «Оскаровский» лауреат («Ганди»), Кингсли в роли паранормального Бенджамина О'Райна страдальчески морщит лоб, сдвигает брови и пишет цифры, а потом садится в свою машину и вершит над маньяками самосуд. Тем временем агент ФБР Томас Макилвэй (Аарон Экхарт — «Последний рейд») получает от О'Райна шифрованные послания, каковые должны навести агента на след. Томасу помогает нервическая красотка Френ Куллок (звезда «Матрицы» Кэрри-Энн Мосс), бывшая его возлюбленная... Фильм мог бы получиться (все-таки Кингсли оживит своей игрой любую чепуху), будь сюжет прописан более внятно. Беда в том, что сверхспособности — да и сам проект «Икарус» — воспринимаются персонажами как нечто будничное, типа дополнительной физподготовки. Чтобы скрестить полицейский триллер (из жизни копов и маньяков) с ненаучной фантастикой (из жизни экстрасенсов), авторам нужны были мотивировки поубедительнее, а нюансы — поточнее. Возможно, создатели фильма намекали на то, что и сам агент Томас — тоже из числа паранормалов. Но тогда совершенно неясно, отчего герой своими способностями не пользуется. Пусть не для поисков убийц, так хотя бы для убеждения собственного начальства, чтоб не мешали работать.

Наш Константин берет распятье...

Давно известно, что между Богом и Люцифером более сложные и противоречивые отношения, чем это принято считать, и порою ангелы (архангелы) начинают вести себя скверно, играя в собственные игры. В «Догме» главным заговорщиком оказывается Азраил, в «Пророчестве» — Гавриил, да и в фильме Фрэнсиса Лоренса «Константин» (Constantine, США. «Премьер-видео», 2005), снятом по мотивам комикса «Адская жаровня» (Hellblazer), расклад в финале довольно необычен — настолько, что даже Люциферу (здесь его сыграл Питер Стормаре) приходится объективно играть на стороне добра. Однако по порядку. Картина Фрэнсиса Лоренса смахивает одновременно на «Изгоняющего дьявола», «Адвоката дьявола», «Конец света» и «Восставших из ада». Герой «Матрицы» Киану Ривз выступает в роли экзорциста и демоноборца Джона Константина (так что название ленты указывает на фамилию героя, а не на имя; его можно называть Джонни, но нельзя Костей). Итак, двадцать лет назад наш герой пытался покончить с собой, две минуты побыв в аду и был возвращен на Землю для борьбы со злом. Когда пересекаются судьбы Константина и полицейской Анджелы Додсон (Рэйчел Вайц — «Мумия»), чья сестра-близнец покончила с собой, герой понимает: это неспроста. И точно — зреет заговор против человечества. Некто пытается нарушить равновесие сил (ад внизу, рай наверху, демоны не могут проникнуть в мир людей), чтобы в мир пришел ужасный сын дьявола. И лишь от Константина зависит судьбы мира. А поскольку герой уже и так умирает от рака легких (много курил) и терять ему нечего, битва будет смертельной. В картине много любопытного — чего стоит, например, оружие Константина, полуарбалет-полупулемет, выполненный в виде распятья. Однако самое интересное — как авторы картины представляют ад. Оказывается, ад более всего напоминает американский мегаполис после ядерной войны: красный фон, остовы зданий, скелеты машин и мутанты в канализации. То есть это, конечно, не мутанты, а души грешников...

Грехи ваши — станут наши!

И еще немного о грешниках. Представьте, конкуренция проникла в святая святых — в лоно церкви! Ужас! Потрясение основ!.. Известный голливудский сценарист Брайан Хелгеленд свою третью (в качестве режиссера) картину — после «Расплаты» и «Истории рыцаря» — снял на эту скользкую тему. Его фильм «Пожиратель грехов» (The Sin Eater/The Order, США — Германия, 99 минут, «Гемини Фильм», 2005) повествует о том, что рай не заказан даже тем закоренелым типам, кому церковь отказывается отпускать грехи. Ну и не надо: за приличное вознаграждение ту же функцию, притом качественно, исполнит некий вечно молодой джентльмен. Вместе с хлебом и солью, положенными на грудь умирающему, он проглотит любые грехи... Сценарий фильма долго переделывался, причем и во время съемок, но в окончательном виде сюжет выглядит так. В самом начале картины отлученный от церкви священник Доминик Суза странным образом умирает. Католический священник — и одновременно член ордена каролингов — Алекс Бернье (Хит Леджер — «Патриот») довольно быстро понимает: последним, кто видел Доминика живым, был упомянутый выше Пожиратель Грехов. Алекс отправляется в Рим, и в соборе Святого Петра (масштабные декорации внутреннего убранства — один к одному!) встречает это мистическое существо, скрывающееся под именем Уильям Иден (Бенно Фюрманн — «Принцесса и воин»). В разговоре выясняется, что Иден, которому уже пятьсот лет, до чертиков утомился и ищет преемника. Дескать, следующим Пожирателем вполне может быть Алекс; тем более, тот давно уже тяготится обетом безбрачия, ибо влюблен в художницу Мару Уильямс (Шэннон Соссамон — «История рыцаря»). Молодой священник колеблется. Вроде и работка полезная, и много интересных впечатлений, но... Тем временем кардинал Дрисколл (Питер Уэллер — «Робокоп») рассчитывает стать новым Папой Римским и ради этого готов заключить союз с кем угодно. Дрисколл борется с Иденом за право быть Главным Отрицательным Героем фильма, однако кардиналу почему-то везет гораздо меньше. Зато экс-Пожиратель, сделавший немало гадостей, получает индульгенцию. Таким образом, зло частично остается безнаказанным, и это придает всей фабуле некую двусмысленность. Спецэффектов в фильме минимум: грехи отчего-то похожи на полупрозрачных летучих амеб со щупальцами. Человек, обреченный веками пожирать такую дрянь, не может не вызвать зрительского сочувствия.

Демоны размуровались

Картина режиссера Уве Болла «Один в темноте» (Alonе In The Dark, США, 96 минут, «Лизард», 2005) снята по мотивам видеоигры. Как и положено, в фильме присутствует сумасшедший профессор Лайонел Хадженс (Мэттью Уокер — «Сумрак разума»). Он собирает артефакты, связанные с исчезнувшим народом абхани — племенем, которое могло открывать дверь в потусторонний мир, мир демонов. Этот псих-ученый — отнюдь не безобидный чокнутый археолог, а самый настоящий стопроцентный маньяк. Он желает открыть эту дверь снова, а пока инфицирует сирот червячками-демонами, дабы подчинить своей воле (и сирот, и демонов). В борьбу со злом вступают Эдвард Корнби (Кристиан Слэйтер — «Интервью с вампиром») — один из тех, в теле которого демон-червячок почему-то не прижился, а также его подруга Эйлин Седрик (Тара Рид — «Американский пирог») вкупе с руководителем «Группы 13» (по изучению паранормальной нечисти) Марко Берком (Стивен Дорфф — «Зона преступности»). Фильм, снятый постановщиком «Дьявольского особняка», представляет собой безумный гибрид из «Факультета», «Обители зла», «Темной породы» и еще множества других фильмов о монстрах, которые то внутри, то снаружи. Те, что снаружи, напоминают прямоходящих ящеров, которых, впрочем, можно убить особыми пулями и, как объясняется, солнечным светом. Поэтому, естественно, эти твари будут бегать в полумраке — дабы огрехи компьютерной анимации были не так заметны. Но они, конечно, все равно заметны.

В этом черном, черном, черном доме...

С легкой руки Роберта Родригеса, который одним из первых соединил боевик с мистическим ужастиком («От заката до рассвета»), пошли гулять по экранам жанровые гибриды: только настроишься на одно — ба-бах! Выползают потусторонние и плотоядные твари и хватают живых — причем, в основном, несимпатичных — граждан. Постановщик фильма «Мертвые пташки» (Dead Birds, США, 92 минуты, «Видеосервис», 2005) Алекс Тернер («Удаление») двинулся по той же комбинированной тропке. Начинается все, как вестерн. Во время Гражданской войны в Америке банда под командованием Вильяма (Генри Томас — «Всадники пылающих прерий») удачно грабит банк. Но, на их беду, заночевать они решаются в доме, хозяин которого — прежде, чем погибнуть, — превратил своих родных в демонов. Эта часть сюжета прописана весьма приблизительно, и не очень ясно, каким образом нормальные люди попревращались в призрачных монстров. Важен, однако, результат: под покровом ночи и грозы демоны (в виде зубастых деток, голых монстров и чудищ а-ля «Чужие») выбираются на волю, съедают бандитских лошадей и приканчивают бандитов по одному: бородатого толстяка Джозефа (Марк Бун Младший — «Быстрый и мертвый»), раненого Сэма (Патрик Фьюджит — «Почти знаменит»), хитреца Клайда (Майкл Шэннон), чернокожего Тодда (Исайя Вашингтон — «Настоящее преступление»), трепетную Аннабель (Никки Линн Эйкокс — «Джиперс Криперс-2») и, под конец, самого Вильяма. И поделом! «Никого не жалко, никого», — спел бы Шнур, если бы американцы поручили ему саундтрэк к фильму. Впрочем, судя по всему, бюджет фильма был ограничен, а потому его создатели сэкономили не только на музыкальном сопровождении, но и на спецэффектах. Такими дохлыми самодельными монстрами, как в этом фильме, можно напугать разве что бандитов из позапрошлого века...

Сколько их? Куда их гонят?

Вначале был роман Уильяма Питера Блэтти «Экзорцист», ставший литературной основой одноименной картины Уильяма Фридкина (1973), — о сложном и опасном процессе изгнания злого духа, завладевшего телом девочки Риган. Затем последовали еще два сиквела, 1977 и 1990 годов, после чего многим показалась, что история себя исчерпала. Однако уже в начале третьего тысячелетия вместо сиквела решили сделать приквел — то есть рассказать о том, как отец Меррин Ланкастер из первого «Экзорциста» (в новом фильме его сыграл Стеллан Скарсгард — «Мнения сторон») впервые столкнулся со случаем одержимости бесом. Об этом — картина Ренни Харлина «Изгоняющий дьявола: начало» (Exorcist: The Beginning, США, 114 минут, «Екатеринбург-арт», 2005). Действие происходит в Кении 1948 года. Герой, разочаровавшийся в религии (поскольку Бог не помог невинным жертвам германского нацизма), становится археологом и приезжает на раскопки старого христианского храма. В подвале храма Меррин обнаруживает капище, где приносились человеческие жертвы. Древнее зло рвется наружу. Все вокруг убеждены, что дух вселился в маленького местного мальчика, но на самом деле жертвой злых сил стала женщина-врач Сара Новак (Изабелла Скорупко — «Золотой глаз»), которая была женою нациста и, стало быть, более подвержена злу. В общем, круг замкнулся... Фильм-приквел первоначально намеревался снимать Джон Франкенхаймер, потом за дело взялся Пол Шредер (однако версия постановщика «Охоты на ведьм» продюсеру показалась недостаточно кровавой) и, наконец, фильм практически переснял заново горячий финский парень Ренни Харлин («Остров головорезов», «Крепкий орешек-2»). В новой версии кровь бьет ключом, трупы громоздятся штабелями, но единственное, ради чего стоит посмотреть фильм, — это Стеллан Скарсгард. Шведского актера с некрасивым помятым лицом давно приметил Голливуд и обычно использует всегда, когда персонаж должен испытывать страдания — по причине несовершенства мира либо вследствие внутренней драмы (часто связанной с тайным преступлением). Понятно, что люди без сучка и без задоринки дьяволу неинтересны, но и зрителю они тоже скучны. А вот борения героя, не уверенного в себе, отчаявшегося, почти выжженного изнутри, — это, безусловно, предмет для серьезного кинематографа... Другое дело, что картина Ренни Харлина, конечно, чистая попса.

Детки Розмари

В 1968 году Роман Полански поставил фильм «Ребенок Розмари» (по роману Айры Левина). Миа Ферроу исполняла там заглавную роль Розмари, чье дитя оказывалось сыном Сатаны (муж героини был в заговоре). Почти четыре десятилетия назад никто еще не верил в перспективы клонирования, а потому Сатане приходилось самому заниматься зачатьем младенца... С тех пор наука шагнула вперед, и для появления сатанинского отродья присутствие Сатаны вовсе не обязательно. По сюжету фильма Саймона Феллоуза «Проклятые» (Blessed, Великобритания — Румыния, 90 минут, «Пирамида», 2005) педагог Саманта Ховард (Хитер Грэм — «Из ада») и ее муж, писатель Крэйг (Джеймс Пьюрфой — «Обитель зла»), хотят иметь детей. Но безуспешно. После долгих мытарств они приезжают в городок Лэйквью и обращаются в элитную клинику, которой патронирует седовласый магнат Ирл Сидни (Дэвид Хеммингс — «Банды Нью-Йорка»). Доктор Лидс (Дебора Уэстон) соглашается помочь супругам Ховард. Те и не подозревают, что магнат попутно еще и увлекается... да-да, клонированием! И не просто увлекается: старик где-то достал древнюю капсулу с кровью самого Люцифера и с помощью Саманты намерен возродить на земле Сатану. Финал печальный. Увы, местный борец с сатанизмом (Энди Серкис — «Властелин колец») — тоже маньяк, и, стало быть, у супругов Крэйг выхода нет. А если учесть, что на свет появилось сразу двое близняшек, человечеству не позавидуешь. Слишком поздно Саманта понимает, КОГО родила. Зрители же, знающие о «Ребенке Розмари», понимают все еще на час раньше и заранее тоскуют... Нет, все-таки удивительно, что благодатную тему клонирования киношники используют столь однообразно: либо монстр появляется, либо Князь тьмы, либо какой-нибудь психопат. Хоть бы кто додумался клонировать Юрия Гагарина!..

В последнем фильме нашего обзора обошлось без явления дьявола. Сюжет фильма «Точная копия» (A Тon Image, Франция, 90 минут, «Союз-видео», 2005) режиссера Аруны Вильерс намекает на то, что и во всякой науке — не без чертовщины. Повстречав тридцатичетырехлетнюю Матильду (сорокатрехлетняя Настасья Кински — «Роковые письма»), врач Тома Гийю (Кристофер Ламберт — «Горец») влюбляется в нее — еще не зная, что его избранница в свое время лишилась любимого ребенка и настороженно относится к браку. Тем не менее, они женятся, и, поняв, что ранний климакс не позволяет героине зачать нового ребенка, Тома решается принять помощь специалиста по клонированию. Но Матильда не знает, что ее дочь Манон (Одри Де Вильдер) — точная генетическая копия матери. И она совершит то, о чем мать только думала, но совершить не решалась... Перед нами — еще одна лента о вреде клонирования. Совсем недавно на экране вышел «Другой» с Робертом Де Ниро, и вот теперь — еще «антиклонная» лента. По мысли создателей картины, клоны — создания не только недолговечные, но и опасные для окружающих. Таким образом, культивируется еще одна фобия. Будь овечка Долли разумным существом, она бы подала в суд на создателей фильма и выиграла бы, пожалуй: дискриминация налицо.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003