№7(23)
Июль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

СОВЕСТЬ И ЕЕ НОСИТЕЛИ

Андрей Нечаев


Сергей Чекмаев. «Носители совести». Издательство: М: АСТ /ЛЮКС. Серия: Звездный лабиринт. Твердый переплет, 336 стр., 2005г.

Действие нового романа Сергея Чекмаева «Носители совести» происходит в наши дни, возможно, через пять-шесть лет. Основное место действия — европеизированная столица независимой республики Североморье, когда-то одной из частей, а ныне — всего лишь осколка огромной Империи.

«Империя» — это, конечно, Советский Союз. Имена персонажей хотя и не самые распространенные — Ксения, Алина, Кира, Ангелика, Инна, Арсений, Лин, Марк — тем не менее, явно указывают, что действие происходит где-то на просторах «великого и могучего». Империя упоминается в тексте только с большой буквы и только негативно. Североморье (а столица — в особенности) живет за счет огромного потока транзитных грузов с востока в цивилизованную часть материка. Во многом из-за этого город наводнен криминальными группировками, и обстановка в нем — хуже некуда.

Главных героев, равно как и сюжетных линий, — двое. Арсений, сотрудник прокуратуры, рабочая лошадка заведомо проигранной войны с криминальными структурами, и Ксения, самая обычная девушка, студентка третьего курса мединститута (единственного в стране престижного вуза).

Роман не только фантастический, но и криминальный, соответственно, и начинается он с выезда Арсения на место бандитской перестрелки. Разборка без жертв не обошлась, среди трупов найдено тело человека, совсем не похожего на преступника. В кармане пожилого мужчины обнаружили паспорт и пенсионное удостоверение на имя Круковского Богдана Владиленовича.

Художественный текст то и дело перемежается следственными документами: протоколами осмотра места происшествия, актами медицинского освидетельствования, докладами оперативников, опросивших соседей Круковского. Погибшего пенсионера все в один голос описывают, как «очень положительного, правильного, ответственного и скромного» человека. Поначалу Арсений не знает, что и думать. А не был ли Круковский вором в законе старой, еще имперской закалки или подпольным миллионером вроде Корейки из «Золотого теленка», намеренно ведущим скромный образ жизни? Продолжая расследовать, по сути, несуществующее дело, Арсений неожиданно выходит на еще одну жертву. Два года назад погиб, замерзнув зимой в собственном загородном доме, пожилой поэт-песенник имперских времен, большой друг Круковского. После развала Империи поэт потерял смысл жизни, ушел на пенсию, продал квартиру и переселился за город. Где и погиб. При внимательном прочтении материалов следствия прокурор выясняет, что дело шито белыми нитками, скорее всего, его просто старались поскорее закрыть. Арсений упорно идет по следу, в конце концов постепенно начинает понимать, что происходит — и сам не верит своим догадкам.

Тем временем в доселе ничем не примечательной жизни Ксюхи тоже начинают происходить странные события. С удивлением и страхом она понимает, что стала объектом чьего-то пристального внимания. На заднем плане повествовании несколько раз мелькает темно-синяя «астра», а однажды, вернувшись домой, девушка обнаруживает, что ее квартиру кто-то обыскал, причем весьма профессионально. Ксюха и не заметила бы, если бы не укоренившаяся с детства привычка к идеальному порядку. Ей сразу же становится ясно, что в доме кто-то побывал.

Дальше все развивается по детективному канону, к которому постепенно примешивается все больше фантастики. Нет, инопланетян, бластеров, демонов или экзорцистов здесь не будет. Про «Носителей совести» читатель может узнать из аннотации на обложке книге, так что я никаких секретов не раскрою: Носители — люди, на которых держится неизменный порядок бытия. Чем этих людей больше — тем лучше мир, а когда их мало, поднимает голову зло.

Высший тип человека — это человек, который утверждает нравственный закон в цивилизации, которая сама по себе неизменно (и неостановимо) скатывается в мрачные варварские времена. Интрига романа зиждется на этико-философской проблеме: кто-то решил истребить всех Носителей Совести, всех «святых». Кто? Какая сила уничтожает их? Основной вопрос книги: присуща ли человеческому социуму изначальная жестокость, безнравственность? Почему погибают Носители? Предопределена ли их смерть только потому, что социум по натуре — хищник и убийца, и не в состоянии долго терпеть Носителей? Или их гибель — результат целенаправленных действия какой-то преступной (возможно — сатанинской) группировки? Если это спонтанная реакция человечества, то, получается, совесть не присуща человеку изначально, и какие-то (высшие?) силы пытаются насадить ее, внедрив Носителей в людское сообщество?

Вопрос, конечно, интересный. Ответ на него читателю и предстоит получить (или додумать самому), прочитав роман. Документальные вставки подчеркивают жизненность повествования, но иногда снижают его темп. Особенно это сказывается вначале, интрига раскручивается постепенно, довольно медленно, как на мой взгляд, хотя через некоторое время повествование набирает обороты и уже к середине становится куда занимательнее. Язык романа вполне квалифицированный, единственное, что иногда мешает восприятию сюжета — досадные опечатки. Корректорам издательства следовало бы внимательнее отнестись к своей работе.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003