№7(23)
Июль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

БЕЗЗАБОТНЫЙ ФАТАЛИЗМ


Владимир Аренев. Паломничество жонглера: Роман. — СПб: Азбука-классика, 2005. — серия «Магический портал». — 640 с.

Прямо скажем, жителям Тха с высшими силами не повезло. Их боги — это не развратные эгоистичные олимпийцы и не суровые кровожадные обитатели Валгаллы. Это зверобоги, то есть кое-кто похуже — звери с божественными возможностями.

Итак, имеем Тха Реальный, где живут обычные люди, и Тха Внереальный, обитель зверобогов. Естественность и беззаботность — таков идеал местной религии. Однако почему-то никто из населяющих Тха Реальный не стремится достичь этих зверобожественных свойств, они остаются уделом прозверевших («прозверение» — по аналогии с «просветлением») и самих богов. Немного странно для последователей религии? Однако если вникнуть в ситуацию…

В ситуацию действительно надо вникать. Созданный Владимиром Ареневым мир своеобразен, а дела, происходящие в нем, чудесны. Во-первых, жители Тха Реального поклоняются Сатьякалу — сонму двенадцати зверобогов, обитающих в Тха Внереальном, но периодически «радующих» людей своим Нисхождением. Ну а когда зверобоги нисходят, то начинают убивать, уничтожать и крушить. Во-вторых, часть Тха Реального отсечена от мира Пеленой, природа которой никому неизвестна. Из-за Пелены приходят демоны и чудовища, границы ее постепенно сжимаются… В-третьих, существует некий таинственный Тринадцатый… но о нем говорить не будем, чтобы не раскрывать секреты, которых в романе хватает. Если произойдут некие события, Тринадцатый вернется, и мир начнет изменяться, а кто же этого хочет? Жизнь и так нелегка, ведь за нее постоянно приходится бороться. Давненько под Пеленой не видели покоя. И вот когда, казалось, между государствами Отсеченного восстановился желанный мир, появляются демоны, и зловещие знаки предвещают очередное Нисхождение

Немного среди современной фэнтези книг, содержащих по-настоящему оригинальный мир, роман Аренева — среди этих немногих. Хотя по большинству примет пространство «Жонглера» является обычным фэнтезийно-средневековым, религия и своеобразная чародейское мировоззрение придают ему неповторимый оттенок, а поскольку интрига закручена вокруг именно этой религиозно-волшебной части, которая неплохо проработана, то и получается весьма оригинальный мир. С другой стороны, если приглядеться, становится очевидным, что многие параллели с нашими реалиями на самом деле и не параллели даже, а скорее точки опоры (или отталкивания) для создания собственной философии. Цитаты из главной книги чародеев напоминают учение суфиев и прочих мистиков восточного толка, явление прозверения явно указывают на них же.

Читатель погружается в мир романа постепенно, драматизм нарастает — если не от страницы к странице, то, во всяком случае, от каждого десятка страниц к каждому следующему десятку. Текст насыщен событиями и вопросами. Ну, например — с чего бы обычным жонглером заинтересовался капитан королевских гвардейцев? Впрочем, каковы бы ни были причины, Кайнор (так зовут жонглера) не собирается поступать так, как ему говорят, он сам себе голова. Однако, вопреки стараниям, он снова и снова оказывается в руках капитана гвардейцев. Что это — невезение или все же воля богов? Утопленник выбирает направление его дороги, а когда жонглер не слушается, его собираются сжечь... И пока Кайнор Рыжий Гвоздь разбирается с планидой, которая навязывает ему дурацкое и загадочное паломничество со странной компанией, по Лабиринту пробираются те, кто смогут изменить мир, — если сумеют достичь центра Лабиринта.

Шаг за шагом, без дилетантской спешки, автор разворачивает перед нашим внутренним взором картину приближающейся катастрофы. Зловещие предзнаменования, тревожные события медленно нагнетают атмосферу грядущей трагедии. Зверобоги собираются низойти, а люди предпринимают различные шаги, чтобы не допустить этого, ведь Нисхождение обозначает гибель многих, быть может, даже всех. Предупреждающие знаки судьбы становятся раз от раза все тревожней, а в предотвращение катастрофы включается все больше людей на все более и более высоком социальном уровне.

Композиция романа изощренна. Хорошо известен прием параллельного повествования, когда автор прослеживает события, происходящие одновременно с несколькими персонажами или группой персонажей. Автор «Паломничества» пошел дальше: события романа развиваются не просто тремя параллельными линиями, но еще и в трех временных пластах — прошлом, настоящем и будущем. Сюжет вроде бы и безыскусный, но за сложной композицией это не заметно.

В то же время, несмотря на напряжение общей обстановки, в повествовании почти отсутствует напряжение конкретных ситуаций, захватывающего противостояния. Нет, конечно, герои не просто плывут по волнам сюжета, они активны, но впечатление по-настоящему бурных столкновений это не вызывает. Причин тут видится две. Во-первых, «конфликты» разрешаются обычно односторонним путем, то есть одна сторона более активна, другая более пассивна, одна напирает, другая подчиняется. Во-вторых, потому, что персонажи в б ольшей степени сопротивляются, восстают и ведут борьбу с самими собой.

Видимо, это же создает впечатление, что в книге нет ярких личностей. Хотя основные герои прописаны обстоятельно, характеры их пока не раскрываются, остаются в зачаточном состоянии — надо полагать, они сполна раскроются во втором и третьем томах трилогии.

Богов, как и родителей, не выбирают. Однако, пока зверобоги остаются в Тха Внереальном, человечество, ограниченное Пеленой, может жить в относительном спокойствии, не забывая, конечно, задабривать идолов дарами и подношениям, и в этом спокойствии следовать заветам своей религии, главные моральные заповеди которой –– подчинение, естественность и беззаботность. Но как только появляется угроза личного Нисхождения зверобогов на землю, в заботе о спасении жизни забывается всякий фатализм.

Пожалуй, это и есть самый интересный конфликт романа: невозможность противостоять высшим силам и постоянные попытки сделать это. Ну а кто победит — узнаем в следующих книгах.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003