№6(22)
Июнь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТРАКТАТ СО СПОЙЛЕРАМИ

Александра Альтман


Реальность чуда: Монография/ М.И. Назаренко. — Киев: Изд-во «Мой компьютер»; Винница: ЧП «Видавництво «Тезис», 2005. — 256 с.

Для заядлых читателей и любителей фантастики литературоведческие работы — удовольствие не меньшее, чем собственно сами художественные произведения. Особенно, когда подобные работы написаны не только профессионально, но и бережно по отношению к исследуемым книгам. Монография «Реальность чуда» Михаила Назаренко, киевского литературоведа, критика, писателя, посвящена творчеству одних из лучших украинских фантастов Марины и Сергея Дяченко. Сам факт появления подобной работы знаменателен для украинской фантастики. Да и для отечественного книгоиздания, тем более, что книга издана в очень приятном и удобном формате, на белой качественной бумаге и с красивой обложкой. А что же внутри?

В предисловии автор сам пытается определить направленность своей работы.

«Литературоведение занимается литературой как таковой… Филологии противопоказана оценочность: литературоведы говорят о том, как сделан текст и каково его место в истории, но не о том, хорош ли он. Суть критики в одном: разъяснять читателю, какую книгу следует прочесть немедленно, а какую можно и вообще не раскрывать… Какую книгу я пишу? Наверное, пограничную. Мне всегда было интереснее разбираться в устройстве текста, чем перечислять его достоинства. Но при этом — разве я удержусь от того, чтобы сказать, что мне нравится, а что нет?...»

Несмотря на относительную узость предмета исследования, «Реальность чуда» познавательна не только в контексте творчества Дяченко (хотя будет, конечно, интересна в первую очередь поклонникам этого писательского дуэта): в книгу вошли фрагменты и целые главы, посвященные проблемам творчества как такового, феномену литературного соавторства, различным жанрам фантастики, в частности фэнтези, особенно фэнтези украинской, и многому другому. Вообще, монография стала еще одним подтверждением того, что отечественная фантастика стремится ко все более глубокому осмыслению себя, а это - свидетельство о ее зрелости...

Филологическое исследование часто переходит из сферы «чистой» литературы в плоскость философских размышлений, что, впрочем, нисколько не идет в ущерб книге. Писательство — не умение складывать буквы и фразы, а умение мыслить. Именно об этом монография Михаила Назаренко. В нее вошли главы, посвященные всем вышедшим на 2004 год романам и сборниками Дяченко. В отличие от рецензии, пусть даже самой лучшей, но ограниченной сутью жанра и журнальной площадью, монография позволяет не ознакомиться с, а изучить, хотя бы в первом приближении, творчество писателей.

Начиная разговор о каждом следующем романе, Михаил Назаренко пересказывает основной сюжет для нечитавших. Но им-то как раз, на мой взгляд, книга категорически не рекомендуется. И даже не потому, что такой читатель не сможет оценить по достоинству все рассуждения автора «Реальности чуда», но в первую очередь потому, что в книге масса спойлеров! Конечно, дело не только в сюжетных перипетиях, но когда читатель заранее осведомлен, что «убийца — вахтер», половина усилий писателей, считай, что пропала зря.

О каждой книге Дяченко в монографии приводится максимум информации: история возникновения замысла, написания и издания книги, обзор перекликающихся произведений и т.п. Кроме того, размышления Михаила Назаренко перемежаются с обширными цитатами из разных интервью Марины и Сергея. Как мне кажется, именно эти «интервьюшные» вставки — одновременно и сильное, и слабое место «Реальности чуда». Конечно, они оживляют текст, несут немало полезной информации и раскрывают мнение самих писателей и о своих книгах, и о многом другом. Но с другой стороны, большинство приведенных интервью публиковались в лучших изданиях Украины, неоднократно цитировались и в печати, и в Интернете, а значит, более или менее знакомы постоянным читателям фантастики. И повторение некоторых довольно известных высказываний и мыслей Дяченко довольно утомляет, особенно тогда, когда они составляют основную часть разбора очередного произведения. В этом плане, наверное, наибольшее разочарование связано с главой, посвященной «Пандему». Она почти полностью состоит из послесловия к роману, написанного Михаилом Назаренко в 2002 году.

Но это лишь досадное исключение. «Реальность чуда» написана очень увлекательно и живо. Михаил Назаренко анализирует не только каждый роман сам по себе, но раскапывает смысловые связи и параллели внутри «мира Марины и Сергея Дяченко», и в мире литературы вообще.

«…Не случайно и то, что следующий роман, «Пандем», обращен к человечеству в гораздо большей степени, чем к человеку: маятник качнулся в обратную сторону. Равно как не случайно, что за «Пандемом» последовал фэнтезийный «Варан», который многим обязан «Долине Совести». Как ни оценивай «Долину», без нее не было бы сегодняшних Дяченко . А это важнее всего…»

Несомненно, «Реальность чуда», как опыт многостороннего и глубокого осмысления творчества писателей, станет неотъемлемой частью «завтрашних» Дяченко.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003