№6(22)
Июнь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

«ЗА КЕЯ, ЗА АРБОНУ!»

Владимир Пузий


Гай Гэвриел Кей. Песнь для Арбонны. / Пер. с англ. Н. Ибрагимовой. — М.: В. Секачев, Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с. — (Меч и магия). — Тираж 5 000 экз.

Читая некоторые рецензии, удивляешься, насколько незаметно, исподволь (может быть, и для самого рецензента) уравниваются книги и близко по качеству не сопоставимые. Вопрос, собственно, в системе мер: что для одного автора «посредственный, проходной роман», для иного — высота попросту недостижимая. Конечно, с первого и спрос больший, но, наверное, все же не стоит вешать ярлык «чрезвычайно слабого» романа на книгу, которая — да, слабее прочих у этого автора, но не столь уж безнадежна. То же касается и объярлычивания читателей: признаться, я не принадлежу к любителям черно-белых исторических романов, однако прочитал «Песнь для Арбонны» с удовольствием.

На мой взгляд, эта книга в первую очередь проигрывает именно при сравнении ее с другими вещами Кея. Да, слабее «Песни...» только трилогия «Гобелены Фьонавара», однако слабее на несколько порядков: если в «Гобеленах» мне-читателю равно не хватало и психологической, и сюжетной достоверности, то в «Песни для Арбонны» они есть. Разумеется, после «Гобеленов» была еще «Тигана», и странно, что после нее появилась «Песнь...» Странно, если не учитывать того, как и к чему постепенно шел Кей в своих романах. От типичного толкиновского антуража («Гобелены») он стремится к декорациям, максимально избавленным от любой магии, любых богов и чародеев («Львы Аль-Рассана», «Сарантийская мозаика»). И, как следствие, — уход от стандартного типового набора фэнтези с непременными Главным Злодеем, Спасителем Мира и т.п. Собственно, уже в «Тигане» это было заметно, там тот самый типовой набор сложился в очень нестандартную картинку. В «Песни...» Кей делает первую попытку взять за основу псевдоисторический антураж с минимумом магии.1 Здесь-то он и попадает в ловушку, которую сам себе расставил.

До какой-то степени совпадение антуража и событийной канвы еще можно списать на «автор решил поиграть с подкованным в истории читателем», — однако когда совпадение слишком велико, читатель ждет от автора «чего-то большего». Художественного осмысления исторических реалий, попытки пересмотреть известные события с иных точек зрения, под другим углом, представить, что было бы, если бы история пошла по другому пути... В «Сарантии» это «большее» мы и получили, о чем совершенно справедливо написал М.Назаренко. А вот в «Арбонне» — увы: катары заменены арбоннцами, которые всего лишь поклоняются богине Риан (в то время как гораутцы предпочитают возносить молитвы более жестокому и менее утонченному Коранносу). Исторические параллели прослеживаются явно, однако замена катаров на арбоннцев не делает картинку ярче, ситуацию — острей, проблемней. В эпическом масштабе противостояние двух различных мировоззрений Кею удалось изобразить... скажем так, на четверочку. Да и другие масштабные события в «Песни...» довольно предсказуемы: мы догадываемся, что Гораут нападет на Арбонну, что в финальном сражении так или иначе сойдутся на бранном поле старые враги, Уртэ де Мираваль и Бертран де Талаир...

Но в романе привлекает другое. Значительные исторические события — лишь фон, не более того, а главное здесь — взаимоотношения между персонажами. В этом смысле, кстати, злодей, оказавшийся в финале не таким уж прямолинейным, меня и не убедил, и не показался правдоподобным. Значительно интереснее было наблюдать за развитием характера Блэза де Гарсенка, а также множества второстепенных (впрочем, второстепенных ли?) персонажей. Кей умеет ставить своих героев в безвыходные ситуации и делает это иногда довольно жестоко. Конечно, в «Сарантии» и «Тигане» он уже виртуозней, но и «Арбонна» — отнюдь не пустая книжка автора-неумехи.

И поэтому мне кажется не совсем правильной ситуация, когда с одинаковой беспощадностью и, я бы сказал, безаппеляционностью разносятся в пух и прах столь разные книги, как, допустим, «Ненависть» Ю.Остапенко (см. «РФ», №4 за этот год) и «Песнь для Арбонны» Г.Г.Кея. Не касаясь художественных достоинств первой, осмелюсь утверждать, что «Песнь...» оными достоинствами обладает. И, повторюсь, для многих и многих авторов фэнтези уровень не лучшего романа Кея — высота почти недостижимая.

Ну а если отбросить вообще все сравнения — с другими ли книгами Кея, с книгами ли других авторов, — могу просто сказать: мне «Песнь для Арбонны» понравилась. При всей ее неоднозначности и отнюдь не идеальности, эта книга, которой нельзя отказать ни в интересном сюжете, ни в живых персонажах.2 Мне кажется, она заслуживает большего, чем пять абзацев беглого «артиллерийского огня», который, как видите, заставил меня покинуть окоп и с криком: «За Кея! За Арбонну!» устремиться в контратаку.

1Но, черт побери! — использует прием, который уже изрядно набил оскомину (а читателям зарубежным — «набьет», если учитывать, что «Песнь...» вышла там раньше «Львов...» и «Сарантийской мозаики»): один из второстепенных персонажей получает смертельную рану... погибает... ах, нет! — случилось чудо и уже вроде бы мертвого спасают. В очередной книге этот прием угадывается и, честно говоря, раздражает.

2Кстати, на одном из сетевых форумов их относительную «черно-белость» и «идеализированность» трактовали как результат стилизации «Песни...» под... песню менестреля!



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003