№6(22)
Июнь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ТАТЬЯНА СЕМЁНОВА: «ФАНТАСТИКА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ НАУЧНОЙ, А ЖАЛЬ…»

Владимир Ларионов


Татьяна Семёнова на состоявшейся в середине апреля в Киеве Международной ассамблее фантастики «Портал-2005» получила премию «Бронзовый Икар», учрежденную Союзом писателей Москвы, издательством «Третий этаж» (газета «Грани плюс», Киев) и Издательским Домом «Равновесие» (Москва). Эта премия вручается за заслуги в области возрождения и развития традиционной, классической научной фантастики — некогда очень популярного, а ныне почти забытого направления литературы, и предназначена для поощрения литераторов и издателей, сохраняющих, развивающих и обогащающих традиции, заложенные классиками жанра в ХХ веке. Т.Семёнова — автор литературно-образовательного проекта «Фаэтон», в рамках которого вышли две ее историко-фантастических книги «Монсегюр» и «Дочь Нефертити». О роли НФ, как познавательной литературы, и о проекте «Фаэтон» с писательницей побеседовал Владимир Ларионов.

—  Татьяна, что подвигло вас на работу в области художественно-познавательной литературы?

— Могу ответить очень коротко: объем прочитанного. Количество изученных книг по моей любимой истории в один прекрасный момент перешло в качество. Я поняла, что накопленными знаниями пора делиться. И с кем делиться, я тоже поняла. Нет, не только со школьниками и студентами, сузившими круг своих интересов и практически переставшими читать обычные книги. Познавательная литература нужна сегодня и людям постарше. Посмотрите какую-нибудь телевикторину с примитивными вопросами, и вы поймете, как резко упало образование и эрудиция. Уровень знаний, элементарный для тех, кому сегодня 40-50, восхищает молодых, как интеллектуальный подвиг. Молодежи необходимо дополнительное обучение, а чтобы сделать этот процесс ненавязчивым и увлекательным, я решила облечь свои «учебники» в форму фантастических романов.

— А вас не настораживает этот огромный вал нынешней фантастической литературы, буквально захлестнувший читателей?

— Еще как настораживает! Большая часть этого потока — абсолютно пустое, бесполезное чтиво. О художественных достоинствах я сейчас не говорю. В массовой, коммерческой литературе процент настоящей прозы всегда был невелик, но если ж уж брать фантастику, то раньше она, по крайней мере, была познавательна. Сегодня эта функция НФ забыта. И знаете почему? Очевидно, в запале борьбы с косными традициями, когда все ставили с ног на голову, так же поступили и с НФ. Ее перестали писать ученые и вообще люди с техническим образованием. Я специально изучала этот вопрос, проверяя свои догадки по биографиям авторов, выложенным в Интернете. Оказалось, что в последние годы фантастику пишут медики, журналисты, филологи и прочие гуманитарии, худо-бедно использующие псевдонаучную терминологию, но абсолютно не способные прогнозировать и описывать технологии будущего. Фантастика перестала быть научной, такой, какой она была во времена физика Кларка и химика Азимова, геолога Обручева и палеонтолога Ефремова, лингвиста и астронома — братьев Стругацких… Все они писали о том, что знали и в чем хорошо разбирались. А нынешние пишут о том, что видят вокруг и о том, что придумали. Это, может быть, не так уж и плохо, но это не НФ. А без нее грустно.

— И тут рождается ваш литературно-образовательный проект «Фаэтон». Как это случилось?

— Проект — это всегда нечто объемное, многоплановое и развивающееся. Рождался он не в одночасье, а постепенно. Еще работая над первой книгой, я поняла, что сюжет получается принципиально бесконечным, что я уже увлеклась и не сумею остановиться, а в истории множество великих загадок, которых хватит на много томов. Но книги с продолжением — это еще не проект — так, очередной сериал. Что было дальше, известно. В наше время издание — проблема чисто финансовая, не модно стало писать в стол. Нашлось издательство, которое рискнуло выпустить тираж. Другой вопрос — как сделать, чтобы о книге узнали читатели? Тут-то и появился на моем пути Ант Скаландис, сначала как пиарщик, объяснивший, что сегодня ни одну книжку без специальных технологий продвижения не продашь. И мы вместе придумали, чем отличаемся от всех остальных.

— Придумали или действительно отличаетесь?

— Отличаемся — не то слово! Оказалось, что мы самым нахальным образом выламываемся из всех принятых сегодня правил. Так, как я, уже лет пятьдесят никто не пишет — это подтвердили и собратья-писатели, и критики, и журналисты, и учителя, наконец, просто читатели — настоящие любители фантастики. В итоге Скаландис полностью взял проект в свои руки: от редакционной подготовки моих текстов до конечной реализации тиражей и разработки перспективных направлений развития.

— Сын бога Гелиоса и океаниды Климены, безрассудный и самоуверенный Фаэтон не справился с крылатыми конями, пытаясь пересечь небосклон на огненной колеснице отца, и едва не сжег людей и Землю, за что был поражен молнией Зевса-Громовержца. А существовавшая якобы пятая планета Солнечной системы (с тем же именем Фаэтон) по некоторым версиям взорвалась, породив тысячи астероидов и тучи космической пыли. Вы уверены, что выбрали удачное название для своего авторского проекта?

— Про древнегреческого Фаэтона мы знаем достаточно, чтобы проникнуться к нему симпатией. У легенды есть несколько прочтений, там все не так однозначно было — с гибелью этого юноши. Да вы загляните к нам на сайт. Это, во-первых. Во-вторых, НФ — одно из самых молодых направлений в мировой литературе, и сгорела она так же быстро и красиво, как Фаэтон. Но сегодня мы намерены возродить ее из пепла, и конечно, это мог быть проект «Феникс», но, по-моему, «Фаэтон» звучит эффектнее. И очень хорошо, что у одних он ассоциируется с шикарным кабриолетом, у других с крупной морской птицей, а у третьих — с легендарной погибшей планетой. Все это работает на имидж положительно.

— Вышли в свет уже две ваши книги о приключениях молодых героев в прошлом: в «Монсегюре» они попадают в средневековую Францию, в романе «Дочь Нефертити» — оказываются в Древнем Египте. Каковы ваши ближайшие литературные планы?

— Третья книга проекта — «Наложница императора» (Китай, XIX век) — уже сдается в типографию, литературная работа завершена. Четвертую — «Железный хромец» — заканчиваю в самое ближайшее время. Да, сегодня я еще целиком там — в Средней Азии XIV века, но и тут о планах говорить поздно. А что касается пятого, шестого и последующих томов, у меня были, конечно, конкретные замыслы, но боюсь, что они переменятся, и я не спешу сегодня называть тему. На сайте www.faet.ru мы объявили конкурс на лучшую идею для новой книги. И я совершенно искренне надеюсь на помощь читателей. К тому же, академик И.В.Бестужев-Лада, известнейший историк, футуролог и педагог подтвердил правильность выбора места и времени действия в моих первых книгах, а потом четко обрисовал ключевые моменты истории, которые желательно описать в следующих. Он назвал это цивилизационным подходом.

— Захотят ли нынешние подростки, избалованные кинокомиксами и компьютерными играми, основанными на тех же комиксах с полуголыми красотками, фэнтезийными чудовищами и прочими прибамбасами массовой западной культуры, читать вашу строгую, аскетичную прозу с целомудренными, чистыми душой главными героями?

— А вот не хочется идти у них на поводу! Спрос, конечно, определяет предложение, но вкус надо формировать, а не подстраиваться под существующий. Тем, кто привык глотать фантастические боевики, я исподволь предложу полезную информацию, которой переслоены остросюжетные эпизоды. Тех же, у кого к книгам сугубо прагматический подход, я ненавязчиво введу в мир художественной прозы. В этом и вижу свою миссию. А без современной «чернухи», уверяю вас, и те и другие легко проживут. Наелись уже.

— Неужели руководитель вашего проекта и небезызвестный в фантастических кругах писатель Ант Скаландис придерживается таких же взглядов? Его собственная проза, помнится, была далека от этих канонов.

— Согласна, к НФ Ант в последние годы не тяготел. Но первый его роман, да и многие рассказы были написаны в классическом духе — все-таки сказывалось химическое образование. И сегодня он рад вернуться к НФ. Говорит, соскучился по ней. К тому же, Скаландис, как публицист, уже не первый год пишет о проблемах современного образования, воспитания и общего кризиса культуры. Наверно, тут мы и нашли точку пересечения интересов.

— Как вы предполагаете развивать проект?

— Идей очень много. Но конкретные планы пока скромные. Скажу лишь о клубе, который мы намерены организовать уже в этом году. Хотим объединить всех любителей настоящей НФ, собрать их под одной крышей и под одной обложкой, скажем, нового сборника, а там и посмотрим, что получится.

— Ваши личные литературные предпочтения, как читателя? Какую фантастику любите, каких фантастов?

— Фамилии фантастов, что упомянуты выше, приведены мною не случайно. Из современных — Стивена Кинга люблю, но он не совсем фантаст. А вообще, если честно, мне классика ближе. Она ведь бездонная, на каждый период жизни — своя. Без Пушкина, например, просто нельзя. А из более поздних, но серьезных увлечений — древняя китайская поэзия: Цао Чжи, Цюй Юань, Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй — живая, иносказательная образность, потрясающая ритмика, философская глубина. И, конечно, очень люблю добротные книги по истории.

— Ваш любимый исторический персонаж?

— Средневековый завоеватель Тимур. Выдающийся был полководец, из низов поднялся и завоевал полмира — от Закавказья до Китая. Личность очень неоднозначная. Его ненавидели и боготворили, воспевали и проклинали. Жестокость его стала легендой, но нельзя судить так однобоко. Были и героические, яркие поступки. Он умел прощать, был справедливым, никогда не нарушал данного слова, обладал превосходным чувством юмора. Деятельность Тимура изменила облик мира: у его ног лежала Персия, Золотая Орда рухнула, Индия покорилась, была раздавлена Османская империя… О Тамерлане я могу долго говорить!

— Понятно, вы же о нем сейчас пишете. Наверно, четвертая книга будет самой лучшей?

— Скорее всего. И думаю, что это не иллюзия, обычная для многих авторов. Я же дебютант в литературе, и с каждым новым романом отчетливо вижу, как многому успеваю научиться. Но, конечно, судить об этом читателю.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003