№5(21)
Май 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

Александра Альтман


Парфенова Анастасия. Город и ветер: Фантастический роман. — М.: АРМАДА: «Издательство Альфа-книга», 2004. — 457 с.: серия «Магия фэнтези».

«Город и ветер», пятый роман молодой питерской писательницы Анастасии Парфеновой, не является ни продолжением «эль-инской трилогии», ни «Посланника». Но читатель найдет в новой книге некоторых уже знакомых героев, тот же мир, что и в трилогии (только другой исторический, ссылки на ранее описанные автором события, а главное — практически те же приемы, стиль и эстетику, что и в предыдущих романах.

Место действия — «великий и вечный город Лаэссэ», на создание которого писательницу вдохновила история средневекового Константинополя. Как в любом «великом и вечном» городе, жизнью здесь правят большая политика и клановые интересы, а сердцем лаэсских интриг и заговоров является Академия, где учится местная элита — маги. Они делятся по специализациям, в зависимости от стихии, которой владеют, — огонь, вода, земля, чиста энергия и т.п. Главный герой, Тэйон вер Алория, повелевает воздухом, а в Лаэссе играет роль местного Гидрометцентра — занимает должность мастера ветров. Работа это не столь безопасная, как может показаться на первый взгляд: город стоит на перекрестке ветров и стыке миров, а потому постоянно находится под угрозой разрушительных бурь и прочих природных катаклизмов. В Лаэссе, если перефразировать известный афоризм, кто владеет погодой, тот владеет миром. Тэйон поневоле оказывается в эпицентре очередного переворота и вместе со своей женой, адмиралом флота Таш вер Алория, решает впервые за много лет посадить на лаэсский трон его законного наследника.

Писательница, окончившая факультет психологии, использует детективно-политическую завязку только для наблюдений за душевными терзаниями своих героев. При этом психологизм вовсе не означает, что роман бессюжетен, — наоборот! Действие развивается постоянно, событий настолько много, что читателю впору запутаться во всех хитросплетениях отношений и взаимных козней действующих лиц.

Прозу Парфеновой очень часто сравнивают с женскими романами, и хотя сама писательница упорно открещивается от таких аналогий, но схожесть очевидна. И дело даже не во внимании к взаимоотношениям героев и к любовной составляющей — это вовсе не прерогатива женской литературы — а в стереотипах, которыми изобилуют романы Парфеновой. В первую очередь это касается образов главных героев. Сама автор высказывается о романе очень эмоционально:

«Она до боли несовершенна, но я люблю эту книгу. «Город и ветер» — текст грозовой. На страницах бушуют бури, разрывающие небеса, судьбы и сердца. Магия, которая сливается с политикой в неразрывный, пронизанный молниями ураган. И герои, которые не смогут совладать со стихией до тех пор, пока не примирятся с бурями в своих душах. Ну а если воинственных фанатиков, таинственных покушений, темных магов и семейных битв не достаточно, чтобы испортить жизнь мастеру ветров, на камни вечного Лаэссэ ступают существа, подозрительно напоминающие всемогущих богов. Быть может, Тэйону Алория и удастся пережить этот штормовой шквал, но остаться прежним он же не сумеет…»

Тэйон — образец «настоящего героя»: благородное происхождение, а отсюда бесконечные разглагольствования о чести рода и долге, конфликт с семьей, изгнание, непростая судьба, недооцененность современниками, сложные взаимоотношения с любимой и т.д. Добавьте к этому исключительную ответственность, недюжинные магические способности и физическое увечье в результате давнего подвига — и вы получите пусть не нового, но неизменно популярного у читателей персонажа.

Но даже Тэйон меркнет рядом со своей супругой. Как и героиня эль-инской трилогии Антея, Таш вер Алория обладает всеми возможными достоинствами: красавица, воительница, амазонка, интриганка… В ее описаниях Парфенова, возможно, сама того не замечая, использует весь арсенал, наработанный авторами женской прозы:

«Таш смотрела твердо и без сомнения. Черное с янтарем лишь подчеркивало звездную глубину глаз. Казалось, форма военного флота специально создана, чтобы оттенять волшебную красоту этой женщины.»

И так практически каждые две-три страницы…

Да и история взаимоотношения героев уже обыграна много раз: сначала свадьба по принуждению, обоюдная ненависть, потом внезапно вспыхнувшая страсть, при этом вечные ссоры и препирательства… Словом, если Скарлетт О’Хара и Рета Баттлера переодеть в доспехи и переселить в фэнтезийный мир, получится абсолютно то же самое. Хотя, надо признать, персонажи при своей схематичности не лишены привлекательности, ведь воплощают мечты об идеальных супермускулинных героях и покоренных ими своенравных красавицах.

Примерно те же истоки имеет и стилистика Парфеновой. Если взгляд, то зоркий, подбородок — крутой, личности — яркие, страсти — неукротимые и так далее.

При этом надо сказать, что «ляпов» и нестыковок в «Городе и ветре» невероятно много, как сюжетных, так и стилистических. И если после первого романа, «Танцующая с Ауте», критики почти единогласно делали скидку на молодость и неопытность писательницы, то на пятой книге о дебюте уже речь не идет. Часть ошибок приходится списать на недоработку издательства — Парфенова на страницах своего Живого Журнала публично сокрушается о неправильно написанных именах, путанице с титулами и обращениями и т.п. промахах. Но и ее собственных, «авторских» недоработок в романе более чем достаточно. Начиная от относительно невинных «он утвердительно прищурил глаза», до «Кейлонгцы застыли в напружиненных, готовых в любой момент взорваться насилием позах». Тэйон иногда настолько увлекается ролью, что начинает в свою в основном напыщенную и высокопарную речь вплетать клише дикторов погодных новостей:

«Тэйон бросил последний взгляд на небо. Низкие, серые слоисто-дождевые облака, извечная сырость, окутывающая город каждый одиннадцатый месяц года. Городских улиц и шпилей почти не видно из-за тумана. И почему в этот раз наступления с юго-запада теплых атмосферных фронтов вызывает в нем явное беспокойство?…»

Все же, несмотря на подобные недоработки, у романа есть несомненные достоинства. Например, продуманный мир, со сложной государственной и религиозной системой. Очень интересно прописаны особенности социальной культуры и мотивации поступков различных племен и существ, населяющих роман. Кстати, разобраться в некоторых нюансах лаэсской жизни читателю поможет небольшой глоссарий, а не запутаться в многочисленных «городах и ветрах» — карта, напечатанная на форзаце книги. Позволю себе предположить, что роман «Город и ветер» можно считать примером типичной женской фэнтези: не потому что он написан девушкой, а потому что понравится, вероятно, в первую очередь женской аудитории, особенно той ее части, которую не смутит обилие патетики, воспоминаний, выяснений отношений и подробных обсуждений психологических проблем героев.

А поклонников Анастасии Парфеновой скоро ждет ее новый роман. Местом действия снова будет Лаэсс — за двести лет до событий, описанных в «Городе и ветре»…



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003