№4(20)
Апрель 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

Ольга Опанасенко


Гордиев узел: Современная японская научная фантастика/ Пер. с яп. Г.Дуткиной, В.Скальника, Л.Левина, Л.Розовской, Ю.Колосковой, Т.Розановой, Т.Редько-Добровольской. — М.: Иностранка, 2004. — 495 с.

До наших палестин наконец-то добралась выпущенная прошлой осенью издательством «Иностранка» четырехтомная антология современной японской литературы. В ее состав вошли сборники прозы, поэзии, исторического романа — и книга, о которой, собственно, пойдет речь. «Гордиев узел», антология современной японской научной фантастики, ставшая отражением развития жанра за последние сорок лет ХХ столетия.

Как замечает составитель и автор предисловия профессор Такаюки Тацуми, «научная фантастика как самостоятельный жанр сформировалась в Японии в 60-е годы ХХ века, т.е. практически в то же самое время, когда на Западе произошел поворот от фантастики «внешнего космоса» к фантастике «внутреннего космоса», от чисто научной фантастики к фантастике умозрительной…» И хотя дальше он пишет о том, что «японская фантастика, едва утвердившись как жанр, с невероятной скоростью «переварила» все то, чего опережающий Запад достиг за полвека», тем не менее постоянно сравнивает творчество японских писателей с работами западных коллег.

В антологию вошли рассказы двенадцати авторов — представителей «четырех поколений» японской фантастики. К сожалению, создается впечатление, что японский составитель побоялся, что иностранные читатели не сумеют оценить неповторимый колорит — «вкус риса и чая», и потому включенные в антологию произведения в большинстве своем выглядят вполне интернационально (можно даже сказать — нарочито интернационально) . «Вкус риса и чая» — так озаглавлен один из рассказов Сакё Комацу, отца-основателя японской НФ. Но в сборник вошло и на обложку было вынесено название другого его произведения. В итоге книга выглядит ведущей родословную не от богини Аматэрасу и императора Дзимму, а от Александра Македонского. А сам рассказ «Гордиев узел», несмотря на присутствие научно-фантастических элементов (комната, «схлопнувшаяся» в черную дыру, попытки получения энергии из кошмаров оскорбленной любовником девушки), больше похож на вышедший пятью годами раньше роман У.Блетти «Изгоняющий дьявола».

Помимо Сакё Комацу «первое поколение» (1960-70-е годы) в сборнике представляют мастер миниатюр — по-японски они называются сёто-сёто — Синъити Хоси («Эй, выходи!» — шутливая зарисовка на тему космогонии и экологии), Ясутака Цуцуй (футуро-сатирический гротеск «Вьетнамское турбюро») и Ёсио Арамаки (рассказ «по мотивам» творчества Сальвадора Дали «Мягкие часы»).

Из рассказов авторов «второго поколения» (1970-80-е годы) в антологию вошли стильный «ужастик» Дзюнъи Ёкоты «Необычайное происшествие с антикварной книгой», сентиментальная история «Жемчужинка для Миа» Синдзи Кадзио, фантасмагорическая «Перспектива» Юко Ямао и дистопический рассказ в духе либерпанка (впрочем, в 1979 г. такого термина еще не существовало) «Потанцуй с лисой» Тёхэя Камбаяси.

Разделение на «третье» и «четвертое» поколения кажется еще более условным, чем на первые два: оставшиеся рассказы вышли в промежутке с 1993 по 2000 год, при этом психоделическая «Сумеречная зона» Адзусы Ноа и стёбный «День независимости в Осаке» Марико Охары выглядят совершенно непривязанными ко времени, а вот «Конопатая кукла» Хироэ Суга и «Повесть о бегстве» Осаму Макино действительно напоминают о современной Японии — родине анимэшных фанатов «отаку», стране высоких технологий, где возможно появление неотличимых от живых людей мультипликационных персонажей и лингвокукол.

В целом сборник получился весьма разнообразным и репрезентативным. Правда, не обошлось и без досадных мелочей. На фоне прекрасного, так сказать, материального воплощения антологии — хороший переплет, отличная бумага, внушительный справочный аппарат — довольно странно выглядит местами неряшливая работа переводчиков и редакторов. Особенно обидно за первые три рассказа, которые, по идее, должны формировать впечатление от сборника. «Тряское болото», «эрегирующий пенис», «экзортист», «древневековые акулы», устроившийся передохнуть на верхнем этаже строящейся высотки рабочий (спасибо хоть не строитель!), палящие во всю бойцы вызывают, мягко говоря, недоумение.

Однако несмотря на некоторые недостатки, думается, читатель найдет для себя несколько новых имен (пусть и непривычных для славянского уха) и завяжет этот «гордиев узелок» на память, чтобы позже ознакомиться с другими книгами понравившихся авторов. Если, конечно, таковые книги появятся на наших прилавках.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003


   
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль | return_links(); ?>