№4(20)
Апрель 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ТВАРИ В СВОЕМ ПРАВЕ

Лев Гурский


Предложенный Раскольниковым выбор между тварью дрожащей и человеком, имеющим право, ныне представляется надуманным. Ибо в западном кино уже давно возник и укоренился образ твари (как дрожащей, так и вызывающей дрожь у других), которая уверена в одном: кто-то, но она право имеет! И будет пользоваться им, наплевав на права других, двурогих или двуногих. Этому и будет посвящен весь сегодняшний обзор видео.

Великодушный рогоносец

Начнем с существа страшного, но симпатичного. Именно такое явлено в картине Гильермо Дель Торо «Хэллбой: герой из пекла» (Hellboy, США, 132 минуты, «Видеосервис», 2004). Хорошему характерному актеру Рону Перлману долго не везло: он снимался либо в эпизодических ролях культовых фильмов (вроде «Чужого-4» или «Имени Розы»), либо в больших ролях в никому не известных лентах (типа «Сценария для убийства» Тони Спиридакиса — знаете такое кино?). Спасение пришло от режиссера Гильермо Дель Торо, который ранее задействовал актера в своем «Блэйде-2», а когда пришла пора предлагать продюсерам проект «Хэллбоя» (по комиксам Майка Миньолы), то режиссер твердо продавливал кандидатуру Рона. И не прогадал! Гиганта, сыгравшего роль «положительного» выходца из ада, даже не пришлось чрезмерно гримировать — так, наложить красного колера побольше... Однако давайте по порядке. Согласно сценарию, написанному тем же Дель Торо, в 1944 году немецкие агенты в Шотландии, руководимые воскресшим Григорием Ефимовичем Распутиным (Карел Роден — «Пуленепробиваемый») и белокурой валькирией Ильзой (Бриджит Ходсон), пытаются открыть дверь в преисподнюю, чтобы уничтожить этот мир. Благодаря американскому десанту коварные планы удается пресечь, но в открытую дверь протискивается мелкий бесенок, который через шесть десятилетий становится — стараниями консультанта Рузвельта по паранормальным явлениям профессора Тревора «Брума» Бруттенхольма (Джон Херт) — опытным бойцом невидимого фронта ФБР, то бишь охотником за выходцами из иного мира. В связке с Хэллбоем — демоном с двумя спиленными рогами — действуют телепат-амфибия Эйб Сапиен (Даг Джонс) и девушка-пирокинетичка Лиз Шерман (Сельма Блэр — «Блондинка в законе»), в которую Хэллбой влюблен, а также молодой агент ФБР Джон Майерс (Руперт Эванс). Им предстоит вновь сорвать зловещие планы Распутина, который опять возродился и хочет использовать красного демона Хэллбоя для нового открытия двери в ад. Последняя битва происходит в Подмосковье, в районе Волоколамского шоссе, где в районе кладбища номер 16 и располагается тайное распутинское убежище... За обаяние простодушного красного гиганта Х. авторам фильма можно простить многое. И дикую мешанину из «Людей Икс», «Людей в черном», «Охотников за привидениями», «Воспламеняющей взглядом» и пр., и пр. И логические неувязки (если огонь не действует на адского выходца Хэллбоя, отчего же иные адские создания подвержены горению). И загадочное сходство плывуна-телепата с беляевским Человеком-амфибией. И чрезмерное нагромождение злодейских типажей... Но вот что трудно простить сеньору Дель Торо, так это размещение усыпальницы Распутина в окрестностях Москвы! Общеизвестно, что «старца» кокнули в Петрограде. И даже при самом смелом вираже фантазии трудно вообразить, будто нашлись доброхоты, способные перетащить труп Григория Ефимовича в Подмосковье. Сдается мне, что автор «Хэллбоя» просто не знал, что в 1916 году в России была другая столица, нежели сейчас.

Дел — на один укус

На обложке кассеты с фильмом Бретта Салливана «Сестра оборотня» (Ginger Snaps 2: Unleashed, Канада, 93 минуты, «Союз-видео», 2004) цифра 2, имеющаяся в титрах, тактично опущена. Между тем картина Салливана — всего лишь сиквел, и, если ты не смотрел первый фильм, о событиях первого фильма догадываешься только по отголоскам сюжета во втором. Вначале речь шла про укушенную оборотнем красотку Дженнифер Фицджеральд и ее страхолюдную младшую сестру Бриджет (Эмили Перкинс). Старшую укусил оборотень, а младшая, заразившись от старшей через кровь, убивает Дженнифер, когда та уже совсем превращается в монстра. Теперь метаморфоза грозит уже Бриджет. Отсрочить превращение на время может лишь ядовитое снадобье аконит — волчий яд. Но поскольку наша героиня загремела в клинику для наркоманов, никто, кроме прибабахнутой садистки-девчонки по прозвищу Дух, не подозревает, ЧТО нужно героине на самом деле. На свою беду, не знает правды и санитар (Эрик Джонсон), который не прочь купить за дозу внимание к себе. Между тем жуткий оборотень, чуя запах товарки, начинает преследовать Бриджет, надеясь обрести в ней подругу жизни... Монстр появляется только в последние пять минут фильма — очевидно, на более долгие спецэффекты денег у создателей картины не хватило. В этом мрачном фильме любопытны, пожалуй, лишь два момента. Во-первых, сама главная героиня, ощущая в себе все признаки оборотня (быстро заживают раны, растет шерсть, изменяются уши), за всю картину ухитряется никого из людей даже не надкусить. Во-вторых, авторы подводят нас к незамысловатой идее, что хуже всех оборотней, вместе взятых, оказывается невинное с виду дитя, обожающее комиксы, а потому не чувствующее разницы между реальностью и вымыслом. Девочка и родную бабушку может поджечь, играючи. Вот они, проклятые комиксы, до чего доводят!..

Оборотни, по счастью, не летают, но для атак с воздуха у киношников имеются твари покруче. Прежде мы знали их, по преимуществу, в виде каменных изваяний на фронтонах, но, оказывается, эти кошмары лепились с натуры! В картине Джея Эндрюса «Гаргульи» (Gargoyles/Gargoyles' Revenge, США, 84 минуты, «Пирамида», 2004) действие происходит в Румынии, стране тайн. Прибывшие агенты ЦРУ Тай Гриффин (Майкл Паре — «Филадельфийский эксперимент») и Дженнифер Уэллс (Сандра Хесс — «Смертельная битва-2»), которым поручено спасти похищенного сына американского посла, сталкиваются с явлениями куда более необычными: из многовековой спячки пробуждаются адские чудища гаргульи — люди с крыльями летучих мышей и повадками вампиров. Остановить их может только арбалет со стрелами, пропитанными кровью священников. Однако один из настоятелей храма (где несколько сот лет назад захоронили раненого гаргулью), отец Сорен (Финтон Маккюэн), спятивший с ума, скрывает яйца будущих чудищ и призывает смерть на людские головы... Румыния, одна из самых бедных стран бывшего соцлагеря, в настоящее время может экспортировать единственное, что у нее в достатке, — мифы: благо знаменитый Дракула (он же Влад Цепеш), без дела упоминаемый и в этой картине, родом из Трансильвании. Очевидно, и гаргульи прибыли сюда, чтобы помочь сотворить еще одну копродукцию и влить немного денег в хилый местный бюджет. Постаревший и усохший Майкл Паре еще играет в мачо, позируя с арбалетом за плечами и спасая красотку Кристину Дюран (Кэйт Орсини — «Повелители кукол. Наследие») с подведенными и вытаращенными глазами. Сами гаргульи — плод не очень дорогой компьютерной мультипликации, — а одна из главных сцен, долженствующая быть страшной (пещера с яйцами пробуждающихся гаргулий), попросту украдена из «Чужих». Впрочем, это единственное, что роднит эту картину с голливудским фантастическим кинематографом. Симптоматично, что постановщик фильма, Джей Уайнорски, предпочел выставить в титрах свой псевдоним...

Змеи, змеи кругом, будь им пусто!

С летающими на сегодня разобрались, остались ползучие и плавающие. Начнем с картины Дуайта Литтла «Анаконды» (Anacondas: The Hunt For The Blod Orchid, США, 90 минут, 2004). Иногда фильм также называют «Анаконда-2», поскольку режиссер Дуайт Литтл («Помеченный смертью») действительно снимал сиквел известного фильма «Анаконда» Луиса Льосы — с Дженнифер Лопес и Джоном Войтом. Но в том, прежнем, фильме змея-переросток была лишь одна, а герои картины собирались тихо-мирно поснимать в джунглях документальное кино. Анаконда подкрадывалась неожиданно для всех (кроме проводника, злодея Джона Войта) и кормилась людьми вплоть до своей кончины... Понятно, что в новом фильме прежних действующих лиц не осталось, зато научной фантастики стало гораздо больше. Теперь в джунглях не кино снимают, а ищут эликсир бессмертия. Фармацевтическая корпорацию посылает экспедицию на Борнео — добыть редкую, цветущую один раз в 7 лет орхидею, с помощью которой можно получить искомый эликсир. Но на Борнео начинается сезон дождей, и единственный капитан, который соглашается их отвезти, — бывший спецназовец Джонсон (Джонни Месснер). Однако, помимо всех прочих бед (лодку увлекает водопад), путников ждет главное испытание: огромные анаконды, которые достигли таких размеров именно благодаря орхидеям. Хищники кушают всех подряд, к финалу спасутся лишь капитан, блондинка Сэм, истеричный Коул, злобная Гейл и обезьянка. Единственная приятная информацию, которую можно извлечь из нового фильма: бессмертие достижимо. Информация неприятная: открытием пока пользуются одни гады.

Продолжаем о гадах. До выхода фильма Дэвида Флореса «Змеиная битва» (Boa Vs Python, США, 95 минут, «Видеосервис», 2004) кому-то еще могло показаться, что пример самого идиотского обращения с рептилиями и им подобными описан у Булгакова в «Роковых яйцах» — там, где в результате человеческой глупости землю заполоняют гигантские удавы, анаконды, крокодилы... Ан нет! Американский режиссер в каком-то смысле перещеголял российского фантаста, вновь доказав, что глупость персонажей — не обязательно совслужащих! — может стать движущей силой сюжета. Итак, брутальный бизнесмен Броддек (Адам Кендрик) выписывает из Южной Америки невиданных размеров питона, дабы устроить на него платное сафари. Само собой, чудище вырывается на свободу и начинает жрать людей, прячась в подземных коллекторах. Как его выследить? Агент ФБР Алан Шарп (Кирк Уоллер — «Особое мнение»), мужчина такого же великого ума, как и булгаковский Рокк, не находит ничего лучшего, чтобы взять в помощники двух спецов: по слежению за животными Монику (Джеми Бергман — «Каждое воскресенье»), которая раньше работала только с дельфинами, и спеца-селекционера удавов доктора Эммета (Дэвид Хьюлетт — «Кодер»). План ФБР гениален до безумия: генетически измененный удав (такой же невероятный гигант!) должен выследить питона. Но несмотря на то, что питон «чужой», а удав «свой», людей одинаково кушают оба чудища... Бюджет картины был невелик, поэтому экономили, на чем могли. Фильм снимался на базе болгарской студии «Бояна» с ее дешевой рабсилой, а компьютерно исполненные змеюки целиком попадали в кадр редко. Чаще всего тварей обозначали искаженные ужасом лица статистов и стремительно уползающие во тьму тела очередных жертв. К финалу плохие парни, заварившие всю эту кашу (Броддек и Шарп), естественно, погибали, а бунтарь-питон оставался без головы, не вынеся столкновения с метропоездом. Удав, впрочем, оставался невредим для новых приключений. Возможно, в следующей серии сценаристы пересчитают его длину в попугаях.

Нырнуть и не вынырнуть

И еще о змеях. Подводная их ипостась предлагается зрителям в фильме Пола Джошуа Рубина «Батисфера» (Deep Shock, США, 100 минут, «Союз-видео», 2004). Итак, близкое будущее. Экс-президент США Джимми Картер, видимо, уже умер, поскольку в честь него успели назвать атомную подлодку. Она первая принимает на себя удар странных подводных созданий. Дальше все стремительно движется к катастрофе. Океан на Северном полюсе начинает опасно прогреваться. Это дело рук тех самых непонятных существ, похожих на огромных змеюк с головами морских коньков. Существа светятся под водой бледным электрическим светом, умеют останавливать ядерные торпеды и, кажется, довольно разумны. Глупое же объединенное человечество, подстрекаемое карьеристом и негодяем доктором Чомски (Марк Шеппард — «Девять жизней»), по привычке хочет долбануть по существам боеголовками. Но когда первая идиотская попытка не удается, на полярно-подводную станцию прибывают, помимо злого гения Чомски, еще и доктор Энн Флетчер (Симона Маккиннон — «Аттила Завоеватель») и ее бывший муж капитан Энди Райс (Дэвид Кит). Именно двум последним и удастся договориться с тварями и притушить конфликт — по крайней мере, на век-другой... Студия UFO насобачилась делать фантастические малобюджетки на пристойном техническом уровне. Конечно, средств на полноценных монстров не хватило, но иллюзия подводных съемок не так уж плоха. Другое дело, что студии не хватило денег на оплату хорошего сценариста, поскольку до конца не ясно, откуда взялись эти существа? И если из космоса, то что они забыли на Земле и вообще зачем прогревать океан? В конце выясняется, что всем им достаточно маленького судка-питомничка. Стоило ли огород городить и идти на многочисленные жертвы? Одна радость: бывшие супруги Энн и Энди в финале, конечно же, воссоединяются. Мелочь, а приятно.

Чтобы не выныривать лишний раз, скажем заодно и о рыбах. Они явлены в картине Марка Диппе «Рыба Франкенштейна» (Frankenfish, США, 89 минут, «Видеосервис», 2005). Франкенштейн в названии приплетен не совсем по делу, поскольку чудище есть, а сумасшедшего ученого — нету. Марк Диппе, постановщик вполне безумного мистического «Спауна», решил внести свою лепту в фантастическую анималистику. Итак, сюжет прост и отчасти напоминает сюжеты предыдущих лент из нашего обзора. Отправляясь на поиски чудища, погубившего рыбака в заводях Луизианы, эксперт Сэм Риверс (Тори Киплз — «Страна тигров») и спец по защите окружающей среды Мэри Каллахан (Чайна Чоу — «Большое дело») и не подозревают, что наткнутся на несколько штук генетически измененных рыб-монстров, которых вывели по просьбе фаната-охотника Джеффа (Томас Арана — «Телохранитель»). К концу фильме мало кто из людей спасется, поскольку чудища умеют и запрыгивать на сушу... Все в этом фильме странно. Во-первых, герои и антигерои словно бы не подозревают, что чудища могут размножаться и потому сколько ни охоться на очередного монстра, все равно сколько-нибудь останется для фильма-сиквела. Во-вторых, охотника Джеффа следует признать не столько фанатом, сколько клиническим идиотом: прежде, чем начинать охоту, герою неплохо бы понять, НА КОГО он, собственно, идет с сачком и пистолетом. Отсюда вытекает в-третьих: вся «технологическая» часть картины (кто именно вывел монстра, каким образом и т.п.) остается за кадром. Герои получают сразу конкретный результат, каковой не успевают ни осмыслить хорошенько, ни толком увидеть (дабы сэкономить на спецэффектах, большинство батальных эпизодов имеют место ночью — полумрак скроет недоработки). Мораль фильма очевидна: не нужно вмешиваться в промысел Божий. Тварей на Земле хватит и без человеческой подмоги...

«Котам нельзя! С котами нельзя!»

Начали мы с положительного нечеловека, таким же и закончим. Жанр фильма Бо Уэлча «Кот» (The Cat In The Hat, США, 78 минут, «Премьер-мультимедиа», 2004) можно определить как сказочный. А в каждой приличной нравоучительной сказке не обойтись без Непослушный Детей и Внезапных Обстоятельств. Действие этой происходит в ярко раскрашенном городке, где все не так уж хорошо. Мать-одиночка Джоан (Келли Престон — «Беги!») воспитывает двух детей, ябеду и зануду Сэлли (Дакота Фэннинг — «Гнев») и толстяка-непоседу Конрада (Спенсер Бреслин — «Малыш»). Из-за придирок босса, мистера Хамберфлю (Шон Хайес), мамочка вынуждена проводить много времени на службе, оставляя детей на попечении сони миссис Кван (Эми Хилл — «50 первых поцелуев»). Между тем негодяй-сосед Лоренс (Алек Болдуин — «Привычка жениться») мечтает жениться на Джоан и избавиться от детей... В общем, в один дождливый день, когда мамочка на работе, а няня дрыхнет, в доме внезапно появляется гость из иного измерения — огромный говорящий кот в шляпе (Майк Майерс — «Остин Пауэрс») и — не без помощи деток — устраивает в доме полнейший разгром. Чтобы детки избавились от комплексов и стали нормальными, надо, оказывается, открыть в доме пошире дыру в иное измерение, а в нашем измерении — переломать и перековеркать побольше мебели, обоев, утвари, лестниц... Фильм спродюсирован Брайаном Грейзером — тем же, который успел поработать на сказке «Гринч — похититель Рождества» (это весьма заметно, поскольку исполнитель роли Кота Майк Майерс столь же неузнаваем в гриме, что и Джим Керри в роли Гринча). Картина снята по еще одной сказке автора литературной первоосновы «Гринча» — Теодора Гейзела, он же Доктор Сьюз. 1 В оригинале «Кот в шляпе» 2 состоит всего из 220 рифмованных слов, поэтому все подробности безудержного веселья с едва не случившимся печальным исходом (дом мог вылететь в трубу) пришлось выдумывать сценаристам. Массовик-затейник, склонный к небезопасным проказам, тут оказался похожим одновременно на Карлсона и на Битлджюса из фильма Тима Бертона. Последнее легко объяснимо: и персонаж, и визуальным ряд смахивают на бертоновские потому, что режиссер-дебютант Бо Уэлч был художником фильма «Битлджюс» и не мог отказать себе в удовольствии процитировать кое-что из раннего себя. С этой целью, очевидно, на одну из ролей и был приглашен Алек Болдуин, игравший у Бертона привидение. Под конец картины Уэлча персонаж Болдуина вышвыривается из дома. Но, по крайней мере, он остается жив...

1Теодор Сьюз Гейзел, художник и самый знаменитый детский писатель США, Лауреат Пулитцеровской премии.

2В русском переводе эта замечательная сказка Доктора Сьюза, написанная в 1957 году, известна как «Кот в колпаке». Существует прекрасный советский мультфильм по этому произведению, снятый Алексеем Караевым в 1984 году на Свердловской киностудии,



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003