№3(19)
Март 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

КНИГА ВТОРАЯ. НЕОКОНЧЕННАЯ

Михаил Назаренко


Александр ЗЕРКАЛОВ. Этика Михаила Булгакова. — М.: Текст, 2004 (сер. «Коллекция / Текст»). — 240 с.

Это книга с очень несчастливой судьбой.

На рубеже 1970-1980-х годов писатель-фантаст Александр Мирер, известный также как критик Александр Зеркалов, работал над большой книгой о Михаиле Булгакове. Первая ее часть вышла в 1984 году в Америке и в 2002-м переиздана в России издательством «Текст». Вторая же была известна только по фрагментам-статьям, и только сейчас, через три года после смерти автора, увидела свет.

Поэтому первое, что нужно сказать о книге: издана она крайне непрофессионально. То, что Зеркалов работал над ней накануне перестройки, вычисляется по цитируемым источникам, но нигде прямо не сказано. Более того, «Этика», видимо, не завершена: вторая часть раза в три короче первой, обрывается чуть ли не на полуслове и лишена выводов, которые автор педантично приводит в конце разделов. Почему Зеркалов не закончил свой труд? Остались ли хотя бы наброски продолжения? Изменились ли взгляды исследователя в последние десятилетия его жизни? Подтверждает ли современное булгаковедение высказанные гипотезы? Ни на один из этих вопросов ответа мы не получим. А жаль. Потому что сопроводительный аппарат в такого рода изданиях должен соответствовать основному тексту.

Зеркалов работал с романом Булгакова на двух уровнях — микро и макро. Примечательна сама (кажущаяся) легкость перехода от тщательного поиска скрытых цитат и сквозных образов к очень смелым обобщениям. Одни находки Зеркалова вошли в обиход булгаковедения как общепринятые, иные — не усвоены и по сей день. Мне, к примеру, не встречалось ни одно сопоставление «ершалаимских глав» с Новым Заветом, настолько же тщательное, как в «Евангелии Михаила Булгакова», и ни один настолько же подробный разбор соотношений «Фауста» и «Мастера», как в «Этике». А каков, оказывается, подтекст беседы Воланда с Берлиозом: «немец-консультант» уличает московского редактора в вопиющем невежестве, незнании первоисточников, на которые тот ссылается! И, наконец, можно только восхититься тем, насколько изящно Зеркалов разрешил одну из ключевых проблем, важных для понимания «Мастера и Маргариты»: что означает противопоставление «света» (куда Мастеру путь заказан) и «покоя» (который ему дарован)? И почему безусловные злодеи на балу у Воланда так радостно проводят свое посмертие, ничуть не мучась угрызениями совести или какими-либо иными казнями? «Каждому будет дано по его вере», а значит — совесть терзает лишь тех, кто ею обладал на этом свете; а троякое разделение посмертия (бал Воланда — свет — покой) — еретическая игра с формулой заупокойной молитвы: «Упокой душу раба Твоего в месте злачне, месте светле, месте покойне...». «Злачное место», сиречь райский сад, превращается у Булгакова в форменное злачное место — бесконечный посмертный кутеж...

О том, как Булгаков обыгрывал и переосмысливал мотивы уж на что несхожих писателей — Достоевского и Александра Грина, — ничего говорить не буду: негоже упрощать сложную мысль пересказом.

Свободное пребывание в мировой культуре — вот что привлекало Зеркалова в книгах Булгакова. Эта же черта свойственна и работам самого Зеркалова.

«Булгаковская дилогия» — безусловно, детище своего времени. Автор осознавал себя не просто русским интеллигентом, но — интеллигентом следующего за Булгаковым поколения, и чувство живой преемственности очень важно для книги. Однако, как справедливо отметил в своем обзоре В.Владимирский, тут есть и оборотная сторона: Зеркалов читает роман Булгакова глазами шестидесятника. 1 А это — скажу я уже от себя — означает, в частности, отрыв от христианской традиции, которая (как блестяще показал Зеркалов в «Евангелии»!) была хорошо известна Булгакову. Насколько близка — другой вопрос... Но не расправлялся Булгаков с догматами так последовательно, как это виделось Зеркалову; не является профессор Преображенский таким безусловно положительным героем, каков он в трактовке исследователя (и фильма «Собачье сердце», снятого человеком той же социальной группы, что и Зеркалов!); не пародируют бесчинства воландовой свиты бесчинства советских властей; то, что хулиганством Азазелло и Бегемота Булгаков попросту любуется, — по-моему, очевидно, а значит, зеркаловская теория «скрытой сатиры» на советскую действительность требует серьезных уточнений.

«По-моему, очевидно», — написал я, невольно заразившись интонацией Зеркалова: уверенность в собственной правоте и постоянные оговорки, обращенные к читателю-соучастнику в высшей степени характерны для «булгаковской дилогии». Спор с автором, увы, возможен теперь только в тех сферах, где никакой необходимости в нем уже не будет. Книги остались. Нужные книги. Когда писатель — будь то Булгаков или, к примеру, Толкин, — становится сверхпопулярным, снобы начинают вещать о «примитивности» их текстов. Вот тогда-то и приходит время исследователей, которые показывают сложность «простого».

1См.: http://www.ozon.ru/context/book_detail/id/2139966/



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003