№3(19)
Март 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

[В]РЭДНЫЕ СКАЗКИ, ИЛИ ДРАКОН ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Владимир Пузий


Патриция Рэде. Сделка с драконом — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 256 с. (серия «Истории заколдованного леса»). Патриция Рэде. Ловушка для дракона— СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с. (серия «Истории заколдованного леса»). Патриция Рэде. Прогулка с драконом — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с. (серия «Истории заколдованного леса»). Патриция Рэде. Секрет для дракона. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с. (серия «Истории заколдованного леса»).

Все литературные сказки можно условно разделить на три категории: действие одних происходит в нашем мире, других — в альтернативном, но «современном», так или иначе похожем на наш; наконец, третьи предлагают читателю путешествие в «давным-давно», за тридевять земель, в далекую страну.

Именно так начинает свою первую повесть из тетралогии «Истории заколдованного леса» Патриция Рэде: «Далеко на востоке, у самого подножия Утренних Гор, раскинулось знаменитое королевство Линдер-За-Стеной». Обычный, казалось бы, зачин. «Как и во всяком приличном королевстве, здесь случались неприятности с обидчивыми феями и непослушными детьми. Но это удавалось уладить довольно просто: звали фею на крестины, а немного погодя устраивали пышную свадьбу юной принцессы и прекрасного принца. Короче говоря, Линдер-За-Стеной было процветающим и всеми любимым королевством.

Но Симорен его терпеть не могла».

Начало напоминает «Шрека» — и дальнейшие события только подтверждают это: перед нами веселая попытка написать о старых сказках по-новому. Со знаменитым мультфильмом Рэде тягаться сложно, но общую атмосферу уютной, смешной сказки ей удается создать. Среди ее персонажей — и гном (в оригинале, видимо, лепрекон?), который прядет из соломы золото, а в качестве платы забирает детей. Увы, его семейная традиция дала сбой: гному вручили сразу двойню, и теперь он вынужден напрашиваться к другим принцессам (сам, без просьбы, он прясть золото не может, а ведь кормить детишек на что-то нужно!). Вот и получается, что зарабатывая деньги на пропитание королевских отпрысков, он сам же вынужден брать новых малышей к себе в домик.

Или, например, драконы. Каждому из них положено иметь при себе принцессу — не для того, чтобы съесть, а чтобы та прибиралась в доме, готовила кушать, разбирала свитки из библиотеки. В общем, чтобы все было по Правилам. А однажды за принцессой приходит принц или рыцарь, сражается с драконом, побеждает его (но не убивает) и с освобожденной барышней отправляется домой.

Правда, Симорен — неправильная принцесса и не желает быть как все. Ей неинтересны обычные занятия принцесс, поэтому она в шестнадцать лет сама сбегает из дому и устраивается в услужение к драконше Казюль. И жить бы Симорен тихо-мирно, дружить с драконшей, ходить в гости к молодой и красивой ведьмочке Морвен — так ведь нет, и дня не проходит, чтобы ко входу в драконье жилище не явились бы отважные спасатели. Симорен этих отважных отваживает-отваживает, уже решила указатель сделать, дескать, здесь дороги нет. И тут-то неправильная принцесса встречается с колдуном — злопакостным похитителем волшебства и интриганом...

Патриция Рэде пишет по формуле: «новая книжка — новый главный герой». В первой повести вся история закручена вокруг заговора колдунов и подается с точки зрения Симорен. А уже во второй повести мы смотрим на события глазами молодого короля Леса, Менданбара. Границы мира, придуманного Патрицией Рэде, раздвигаются, точнее, нам дают возможность увидеть больше, чем в первой повести. Снова злобные колдуны строят козни, и Менданбар отправляется в путешествие, знакомится с принцессой Симорен, переживает массу приключений и дает отпор супостатам.

В третьей повести мы следим за событиями от лица еще одного, уже знакомого нам персонажа: симпатичной ведьмочки Морвен. И снова — длинное путешествие-квест, полное веселых и не очень приключений... Именно путешествия и приключения занимают Рэде больше всего: как правило, открытое противостояние со злобными колдунами происходит только в финале очередной повести.

Отличие третьей повести от двух предыдущих — в открытой концовке. Колдуны снова побеждены, но они нанесли удар, ответить на который достойно сможет только наследник Менданбара и Симорен. Ему, наследнику, «дана на откуп» четвертая и последняя повесть. По сути, она — развернутый эпилог и, пожалуй, наименее удачна: здесь Патриция Рэде не обошлась без тех бед, которые характерны для многокнижий и сериалов: она начинает повторяться, ее шутки уже не смешны, а новые герои кажутся бледными копиями прежних. Поэтому лучшим советом для читателя было бы ограничиться первыми тремя повестями, а дальше — решать самим, хотите ли вы прочесть четвертую.

Вы, наверное, обратили внимание, что я ни разу не упоминал о названиях книг — и не зря. Перевод на русский язык подчас таит в себе множество тайн, не понятных простому смертному. Еще можно догадаться, почему Patricia Wrede стала Патрицией Рэде — сомнительно, чтобы родители стали покупать своим детям книги с такой «говорящей» на русском фамилией. Ну а названия... что же, они в английском варианте не слишком удачны: каждое из них связано со словом «дракон», а вот с содержанием книги — отнюдь не всегда. Так что переводчик Леонид Яхнин в какой-то степени даже сделал услугу г-же [В]Рэде, когда переназвал ее повести: «Сделка с драконом», «Ловушка для дракона», «Прогулка с драконом» и «Секрет для дракона».

Также хотелось бы отметить хорошее оформление книг. Внутренние иллюстрации явно изготовлены на основе фотографий, что само по себе и неплохо, но в некоторых случаях слишком уж узнаваемы взятые за основу прототипы: талантливый советский актер Басов и талантливый американский актер Кристофер Ли.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003