№2(18)
Февраль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

МОСТОВЫЕ АДА, ИЛИ БИТВА ЗА КЛУБНИ

Владимир Пузий


Илья Новак. Гордость расы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — Серия «Звездные врата».

Молодые авторы часто становятся заложниками собственной неопытности. Случается, захотело издательство выпустить твою книжку, но с условием: нужно переработать здесь, дописать там, изменить название... И хотя редактор уверен, что изменения пойдут книге на пользу, выходит как в той поговорке о дороге в ад, которая вымощена известно какими булыжниками. Случается и по-другому: автор сам, загодя учитывает специфику издания и вносит в свой изначальный замысел коррективы, которые не идут на благо тексту. Собственно, читателям в итоге все равно, кто принимал решение, — значение имеет только результат, а тумаки достанутся автору и только ему.

Яркий пример подобного «ухорашивания» — новая книга киевлянина Ильи Новака. Название «Гордость расы» не имеет совершенно никакого отношения к ее, книги, содержанию. Просто роман — своеобразное вступление к трилогии «Большие Космические Гонки», первая часть которой называется «Гордость нации», — вот и решено было дать более звучное название взамен исходного «Затемнения на Регостане».

Но этим борьба лучшего с хорошим не ограничилась. В исходном варианте «Затемнение/Гордость» был слишком малого для книги объема да и имел начало, перенасыщенное новой для читателя информацией. И вот Новак по собственной инициативе написал пролог-прелюдию, длинный, простенький, к событиям в романе отношения почти не имеющий. Для сравнения: «Прелюдию» я мучил около недели, остальной текст (собственно, роман) прочел за два дня.

В общем, «лучшее» победило «хорошее», но это Пиррова победа: увязший в «Прелюдии» читатель вполне может до самог о романа не добраться. Для читателя лучше всего, наверное, вообще пропустить пролог, а если будет что-то непонятно, заглянуть в примечания в конце книги.

Пересказывать все повороты сюжета не стану, завязка же «Гордости расы» такова: на планете Регостан есть особый вид растений, чьи клубни (их собирательное название — «кренч») обладают уникальными свойствами. Во-первых, клубни весьма чувствительны ко внешним нематериальным раздражителям: к эмоциям и мыслям, даже радиоволнам, поэтому кое-кто подозревает в клубнях зачатки коллективного разума. Во-вторых, кренч способен лечить любые раны, омолаживает и продлевает жизнь (правда, для этого клубни нужно съесть). Тот, кто владеет Регостаном и способен обеспечить выращивание и сбор кренча в достаточных количествах, становится обладателем солидного капитала и власти. Но и выращивание, и сбор клубней — задачки непростые, ведь капризные растения требуют особого ухода. В итоге часть Регостана превращена в Парник, а сама планета оказывается закрытой зоной. Здесь пересекаются интересы многих сил, представители которых готовы на все, чтобы получить запасы кренча и, в перспективе, власть над Парником.

«Гордость расы» — фантастика приключенческая, авантюрная. Илья Новак не поднимает в романе (да и не стремится к этому) глубоких морально-этических или философских проблем. Первоочередное внимание автора уделено сюжету, интриге и психологии персонажей, ну а в целом — истории (которая story, а не history). Несколько сюжетных линий сворачиваются в тугую пружину, с каждой страницей действие ускоряется, чтобы в финале взорваться цепью совпадений, разоблачений, смертельных схваток.

Кочующие по Регостану племена, пираты, киборги, андроиды, целый пандемониум из разнокалиберных инопланетян и человеческих рас — все эти персонажи появляются на страницах романа, не давая читателю скучать. При этом фантазии у Новака достаточно, чтобы не идти по проторенным тропкам своих многочисленных предшественников. Вот, например, пиччули, или приживалы — существа, чья психика полностью зависит от хозяина, того, что даст ему имя. Если хозяин умирает, пиччули вынужден искать нового, чтобы получить новое имя (а также — соответствующим образом изменить свою психику и порой даже пол). Не менее интересны потомки переселенцев с Земли халгане; у них вся иерархия выстроена на недостатке флавиновых ферментов в организме: чем чувствительнее к свету кожа, тем более привилегированное положение занимает человек...

Таких интересных находок у Новака хватает. Пожалуй, некоторые из них он до конца так и не использовал, но в целом довольно удачно справился с поставленной перед собой задачей. Остросюжетный приключенческий роман во многом похож на голливудский блокбастер с массой спецэффектов, с быстрой сменой событий и условий игры, с непременными разоблачениями в финале и жирным заделом на продолжение. В отношении последнего «все честно»: автор сам признаёт, что «Гордость расы» только роман-вступление к будущей трилогии.

Другое дело — станет ли писатель в дальнейшем глубже прорабатывать те самые пресловутые «философию и психологию» или же удовольствуется тем, в чем и так преуспел. В конце концов, облегченные фантастические боевики — жанр вполне самостоятельный, со своим немалым кругом читателей, которые гарантируют стабильные тиражи и проч. Ну а как быть с творческим ростом писателя — этот вопрос вправе решать только он сам, и следующие книги покажут, каким будет ответ.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003