№2(18)
Февраль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ФАНТАСТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Владимир Пузий


Наш журнал с самого начала декларировал понимание фантастики отнюдь не в узких рамках жанра. Поэтому мы стараемся публиковать материалы, которые бы касались самых разных аспектов существования фантастики: например, популярнейшие у наших читателей циклы статей Г. Панченко «Горизонты оружия» или М. Назаренко «За пределами ведомых нам полей...» Пришел черед и тех книг, которые наверняка будут интересны каждому любителю фантастики, хотя официально таковой не считаются: это т.н. «первоисточники», древние тексты, которые во многом стали тем фундаментом, на котором было выстроено здание современной литературы. Многие из них уже стали классическими, не раз и не два издавались и знакомы большей части читателей. Но есть и другие, переводы которых только сейчас оказываются доступны широкой аудитории. Нам хотелось бы обратить на них ваше внимание — и поэтому мы постараемся в меру своих скромных возможностей сообщать читателям «РФ»-ки о подобных книжных новинках. И сегодня — первый обзор такого рода.

История хитрого плута, Лиса Рейнарда. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 192 с. (серия «Азбука средневековья»)

Жизнь чудовищ в Средние века. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 192 с. (серия «Азбука средневековья»)

Послания из вымышленного царства. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 192 с. (серия «Азбука средневековья»)

Неожиданное издание — и долгожданные переводы, вот как можно охарактеризовать эти книги. Серия «Азбука средневековья» смущает карманным форматом и мягкой обложкой, не свойственной изданиям подобного рода текстов. Но, поразмыслив, понимаешь, что это здравое решение: книги значительно удешевляются, становясь доступными более широкому кругу читателей.

Главное — содержание? Ну так с содержанием у «Азбуки средневековья» все в порядке: на 95% это новые переводы, причем выполненные с академической аккуратностью, непременно снабженные вступительными статьями, комментариями, библиографическими списками, даже репродукциями старинных гравюр. Книги клеенные, но при чтении не разваливаются.

«История хитрого плута, Лиса Рейнарда» — первый перевод первого же прозаического «pulp fiction», изданного в 1481 г. англичанином Уильямом Какстоном. Эпос о хитроумном, изворотливом Лисе был известен во всей средневековой Европе, существовало множество его вариантов, стихотворных и прозаических. При всей ее кажущейся простоте «История...» не только занимательна, в ней вполне можно обнаружить приметы эпохи, узнать о нравах и обычаях людей того времени. Она вдохновляла многих знаменитых творцов более позднего времени (от Гете и Шиллера до нашего соотечественника, Ивана Франко с его поэмой «Лис Микита»).

Если же говорить о том, скольких людей вдохновили тексты из сборника «Жизнь чудовищ в Средние века», нам, пожалуй, не хватит и десятка журнальных страниц, чтобы перечислить одни только фамилии. Вполне возможно, что к этим именам добавится еще несколько: «Жизнь чудовищ...» — своеобразная копилка идей и образов для любого, кто пишет фэнтези. Вот, например, такая зарисовка из анонимной «Книги о зверях и чудовищах»: «На острове в Красном море обитает некое племя смешанной породы. Утверждают, что они говорят на языках всех народов, они изумляют человека, пришедшего издалека, перечислением его ближних, хватают и поедают сырым».

Впрочем, «Жизнь чудовищ...» будет интересна и обычному читателю: в ней он повстречает целый зоопарк тварей, одна другой забавнее и причудливей. Составитель этого сборника и автор всего проекта «Азбука средневековья», Николай Горелов, так подбирает тексты, чтобы они взаимодополняли друг друга, при этом старается максимально полно представить заявленную тему. Здесь есть заметки о чудовищах человекоподобных и звероподобных, о змеях всех мастей, о морских тварях и тварях небесных, а также — вопрос неизбежный в средние века — о том, как надлежит воспринимать всех этих монстров. Собственно, корпус текстов открывает как раз попытка такого толкования — послание о кинокефалах [т.е., о собакоголовых людях — ВП], написанное Ратрамном, монахом из Корби, пресвитеру Римберту. Монах всерьез размышляет над вопросом, обладают ли мыслящей душой человекоподобные, но собакоголовые кинокефалы. (Любители фантастики тотчас вспомнят повесть «Голодный грек, или Странствия Феодула» Е. Хаецкой, где герой вынужден был решать тот же вопрос).

Логическим продолжением «Жизни чудовищ...» является и следующий сборник, «Послания из вымышленного царства». Ведь именно в вымышленном царстве обитают многие персонажи «Жизни...» — а правит тем царством величайший христианский владыка пресвитер Иоанн. Его послание в середине ХII века якобы получил византийский император Мануил Комнин, и послание то было «полно удивительных и чудных вещей». Легенда о могущественном царе, чьи владения находятся в далекой Индии, за землями иноверцев, завладевала умами все большего количества людей и обрастала новыми подробностями. Под владычью руку Иоанна селили всех сколько-нибудь экзотических существ, от брахманов и амазонок до фавнов и единорогов. Ну а уж чудеса природы, скажем, река, полная драгоценных каменьев, или нетленное тело святого Фомы, которое раз в год одаривает правоверных евхаристией...

В «Посланиях...», как и в «Жизни чудовищ...», собраны разные тексты по одной теме: от первого, «канонического» письма пресвитера Иоанна, до позднейших его переделок и свидетельств тех, кто якобы был в благословенном царстве. Очень интересно все это читать, а также сопоставлять с теми современными книгами, в которых так или иначе появлялся пресвитер Иоанн. Конечно, самая знаменитая из них — «Баудолино» Умберто Эко. * Те, кто знаком с романом, найдут много его «корней» в «Посланиях...», да и сам роман воспримут несколько по-новому.

В общем и целом, все три книги серии — несомненная удача издателей и автора проекта. Если в результате читающая публика перестанет шарахаться от слов «первоисточник» и «средневековые тексты», уже хорошо. Если современные авторы фэнтези подучат матчасть — тоже неплохо.

И все-таки хочется надеяться, что рано или поздно нас ждет несколько больших антологий-омнибусов из всех книг этой серии — но уже в твердой обложке!

*см. нашу рецензию в №1 (5) «РФ» за 2004 г.; эл. версия — по адресу: http://www.rf.com.ua/article/124

Настил линолеума



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003