№2(18)
Февраль 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ВТОРЫЕ ПО ЦЕНЕ ПЕРВЫХ

Лев Гурский


Кто и где придумал сиквел, неизвестно, но особое распространение тот получил на капиталистическом Западе: кто же откажется продать дважды один и тот же товар? Кинопроизводители выпекают сиквелы с завидной регулярностью, а кинозритель, хотя и не дурак и понимает, что в 99 процентах из 100 фильм-продолжение будет хуже, все равно идет и смотрит. Поскольку надеется на этот 1 процент — раз в него однажды попал «Терминатор-2». В минувшем году в формате видео вышло полдюжины известных киносиквелов — очень разного достоинства, но местами любопытных...

«Скажу тебе: «Ты супердетка!»

В 1998 году Боб Кларк снял первых «Гениальных младенцев» — историю про то, как зловещая доктор Елена Киндер (Кэтлин Тернер) из корпорации «Бэйбико» проводит эксперименты над детьми: одного из малюток Боббинсов, Сильвестра, она отдает на попечение доктора Хипа (Кристофер Ллойд), а другого, Уитли (обоих играют тройняшки Фицджеральды — Лео, Майлз и Джерри), отдает его родной мамаше Робин (Ким Кэтролл), не знающей о существовании близнеца. Однако сверхумный Слай (вообще все младенцы — гении) стремится воссоединиться с братом... Несмотря на забавный сюжетный посыл, в итоге вышло нечто вроде гибрида «Уж кто бы говорил» с «Одним дома», причем аудитория фильма оказалась неясна: для взрослых — чересчур много сюсюканья, для детей — переизбыток киноманских штучек. Видимо, именно по этой причине Кларку пришлось ждать долгих шесть лет прежде, чем запустить сиквел — «Супердетки» (Baby Geniuses 2, Великобритания — Германия, 85 минут, «Союз-видео», 2004). Фильм, который видеопрокатчики назвали «Супердетками», в оригинале, разумеется, — «Гениальные младенцы-2». Причем особой гениальности в детишках нет. Вновь появляется злодейский ученый — теперь это Билл Бискэйн, он же Капитан Кейн (Джон Войт — «Полуночный ковбой»). С помощью суперсовременного спутника с психотронной начинкой негодяй хочет влиять на умы всех, кто смотрит ТВ, и в первую очередь детей. На пути злодея встает современный Питер Пэн — нестареющий ребенок Кахуна (его роль исполняют все та же подросшая троица близнецов-Фицджеральдов), а помогают ему детки: Арчи Боббинс (два близнеца Айлз), Росита (две близняшки Бэстидас), Алекс (два близнеца Локхарт) и Квентин Финкельман (два близнеца Шейделман), а также их няня Кайли (Скайлер Шай), племянница Стенли Боббинса (Скотт Байо — «Лисы»), отца Арчи, а также сам Стенли с женой Джей (Ванесса Энджел), плюс юный Зак (Джастин Четвин), которого Кахуна спас. Злодеи настолько дураковаты, что выглядят абсолютно неопасными; их даже жаль, когда они получают от Кахуны пинки и зуботычины. В целом же, картина еще менее забавна и еще более засахарена, чем первый фильм. Единственное, чем можно позабавиться, — это прологом в Восточном Берлине, где искусственно омоложенный Войт расхаживает в якобы-гэдээровском военном мундире, более всего напоминающем форму СС. Впрочем, эти «странные сближения» еще в 1984 году были отыграны в по-настоящему смешной комедии Джима Абрахамса и братьев Цукеров «Совершенно секретно».

Джеймсбондик наносит ответный удар

В фильмах Кларка гениальные младенцы работали на себя. Хотя, по мысли многих, они должны были работать на правительство, весьма заинтересованное в маленьких-да-удаленьких. Подтверждает это картина Кевина Аллена «Агент Коди Бэнкс-2: Пункт назначения — Лондон» (Agent Cody Banks 2: Destination London, США, 90 минут, «Гемини Фильм», 2004). Что делать, например, ЦРУ, если некое деликатное задание может исполнить только подросток? Ясное дело: приходится создавать тайные лагеря подготовки малолетних суперагентов, где воспитывать подрастающее поколение, обучая специально отобранных тинейджеров всяческим шпионским трюкам из арсенала Джеймса Бонда. И когда Родина прикажет, любой пацан из резерва ЦРУ должен воскликнуть: «Есть!» — и отправиться выполнять задание, сопряженное с риском для жизни, но невероятно увлекательное... Юный Фрэнки Мьюниц, удачно засветившийся в молодежной комедии «Большой толстый лгун», уже второй раз изображает ипостась Бонда-самого-младшего по имени Коди Бэнкс. В первом фильме «Агент Коди Бэнкс», поставленном Гарольдом Цвартом, герой спасал мир, не позволяя международным террористам выпустить в мир всепожирающих нано-роботов. Новый фильм принес исполнителю главной роли пятимиллионный гонорар, а сюжет оказался не менее научно-фантастическим. Удалого Коди отправляют в Лондон, где наш герой с помощью неуклюжего на вид агента ЦРУ Дерека Боумена (Энтони Андерсон — «Очень страшное кино-3») и юной агентши Скотланд-Ярда Эмили (бывшая британская поп-звезда Ханна Спирритт) предотвращает попытку отставного чина ЦРУ лысого Виктора Диаса (Кит Аллен), лорда Дункана Кенуорта (Джеймс Фолкнер — «Виртуоз») и его подручного-дантиста Сантьяго (Сантьяго Сегура) с помощью микрочипов и особой программы установить контроль над поведением президента США и начать диктовать ему свою волю. Конечно, пародировать «бондиану» трудно, поскольку фильмы про агента 007 и без того отчасти пародийны, однако вторая лента про Коди получилась, по крайней мере, не хуже первой. У героя имеется великое множество технических примочек, приколов и прибамбасов со склада ЦРУ, но среди них главных два — взрывчатка, замаскированная под таблетки Mentos, и чудо-кларнет, благодаря которому наш герой долго изображает виртуоза-кларнетиста. Зрителю, знакомому с телерекламой, фильм будет интересен еще и тем, что главный злодей трогательно напоминает того ТВ-лысого, которому уже не один год не говорят номера телефона клиники пересадки волос.

Маленькие против больших

Малыши с автоматом — что может быть страшнее? Этот страх уже вторично эксплуатируют японские мастера трэша, отец и сын Фукасаку, Киндзи и Кента. Последнее дошедшее до нас их творение (для отца оно и впрямь стало последним) — фильм «Королевская битва-2» (Battle Royale II, Япония, 134 минуты, «Екатеринбург-арт», 2004). Первая «Королевская битва», сделанная несколько лет назад, была снята по мотивам романа Таками Кошуна: оказывается, японцы в недалеком будущем начнут устрашать обнаглевшее молодое поколение вариацией на тему «Последнего героя», только с «гибелью всерьез». Класс, выбранный методом компьютерной лотереи, отправлен на остров. Каждому на шею подвешен ошейник с бомбой (чтобы не отсиживались на месте), каждый получает булку, бутылку воды и какое-нибудь оружие (кому — автомат, кому — бронежилет, кому — крышку от кастрюли). Каждому предписано убивать своих товарищей; выжить может только один... Действие второго фильма, снятого, по преимуществу, сыном режиссера первой «Битвы», Кента, начинается через три года после финала предыдущей «битвы», в которой выжили Нарико и Сюя Нанохара (Татсуя Фудживара). Последний теперь возглавляет террористическую организацию «Дикая семерка», которая воюет против взрослых. На их усмирение хитрые взрослые посылают таких же ребят — выбранный произвольно класс, 42 человека. Как и в первой «КБ», каждому надевают ошейник со взрывчаткой и обещают свободу, если Нанохара будет убит. Однако немногие выжившие во время первого штурма убежища террористов предпочтут присоединиться к «Дикой семерке». Если первая лента держалась на превращении чистеньких и аккуратненьких школьников в циничных убийц и потому рождала, по крайней мере, ассоциации с «Повелителем мух» Голдинга, то вторая — и безнравственна, и бессмысленна. Зрителям предлагается встать на сторону малолетних террористов, потому что взрослые-де еще хуже... В первом фильме не было, по крайней мере, людоедского пафоса, которого в избытке в фильме номер два. Недаром талисман первой серии, Такеши Китано, появляется во второй «Битве» лишь в ретро-эпизоде, причем все время держит палец у виска: то ли его герой одержим навязчивой идеей самоубийства, то ли намекает, что все вокруг свихнулись. Последнее ближе к истине.

Непадшие ангелы

Несколько лет назад Дрю Бэрримор решила попробовать себя в продюсерстве и нашла подходящую идею — сделать фильм по мотивам телесериала, который шел на канале Эй-Би-Си во второй половине 70-х. Уже первые «Ангелы Чарли» явили собой своего рода «женский» вариант Джеймса Бонда, где суперагент «разделился» на три ипостаси — блондинку Натали (Кэмерон Диас — «Все без ума от Мэри»), брюнетку Алекс (Люси Лью — «Убить Билла») и рыженькую Дилан (сама Бэрримор — «Инопланетянин», «Нецелованная»). Вся эта троица выполняет задания частного детектива Чарли Таунсенда (лицо его так и не появляется на экране), а связь между Чарли и его ангелами осуществляет Босли (во второй серии Билла Мюррея заменил его «брат» — чернокожий комик Берни Мак). По сюжету фильма-сиквела, поставленного тем же Мак Джи, — «Ангелы Чарли: только вперед» (Charlie's Angels: Full Throttle, США, 106 минут, «Видеосервис», 2004), — троица берется помочь шефу ЦРУ Роджеру Уиксону (Роберт Фостер) и Рэю Картеру (Роберт Патрик) вернуть украденные кольца, на которых записана информация о людях, подпадающих под программу защиты свидетелей. Выясняется, что все подстроила бывший «ангел» Мэдисон Ли (Деми Мур), да и Картер замешан... Первый фильм собрал приличную кассу, второй тоже нашел своих зрителей (какой же женщине не захочется поглядеть, как три девицы голыми руками и сильными красивыми ногами мочат нахальных мужиков?). Спецэффекты стоят вложенных денег: героини взлетают на мотоциклах (а Деми Мур — еще и на крыльях, а-ля Бэтман), дома взлетают на воздух, грузовик превращается в вертолет, а монгольские киллеры затевают сокрушительную бойню... Однако вторая серия оказалась еще более дурашливой, чем первая. Фильм вышел слишком суматошным, чтобы быть ироничным; слишком похожим на клип, чтобы быть полноценным кинозрелищем (режиссер «Ангелов», Мак Джи, известен именно как клипмейкер); слишком незатейливым по сюжету, сработанному наспех (актеры вспоминали, что, приходя на площадку, они еще сами не знали, каков сценарий; комик Джон Клиз вообще первоначально не нашел в сценарии себя: оказалось, его роль прежде была женской!). Пожалуй, картина порадует лишь киноманов, которые обнаружат в начальных кадрах «состаренного» Брюса Уиллиса (его нет в титрах): его героя убивают почти сразу, причем в финале становится ясно, что это — дело рук бывшей супруги Брюса Деми Мур. После развода двух звезд это был первый случай, когда Брюс и Деми так брутально выясняли отношения на экране. Впрочем, и во времена, когда парочка состояла в браке, Деми уже убивала Брюса — в картине «Смертельные мысли».

Расхитительная Лара

Еще один подарочек феминисткам — картина режиссера Яна Де Бонта «Лара Крофт — расхитительница гробниц: Колыбель жизни» (Lara Croft Tomb Raider: The Cradle Of Life, США, 120 минут, «Премьер-мультимедиа», 2004). Лента представляет собой сиквел первой «Лары», поставленной Саймоном Уэстом («Воздушная тюрьма») по мотивам популярной компьютерной игры «Tomb Raider». Тогда уже стало ясно, что если у фильмов, снятым по мотивам комиксов, есть шанс стать настоящим кино (пример тому — «Дик Трэйси» Уоррена Битти), то фильмы, снятые по мотивам компьютерных игр, могут стать впечатляющим зрелищем и собрать приличную кассу (геймеры — публика наивная и благодарная). Но вот вероятность превращения череды отличных спецэффектов в кинопроизведение исчезающе мала. Как и в первой картине, где Лара Крофт разбирается с масонами-иллюминатами и огромным хроно-механизмом, так и во второй Анджелина Джоли, конечно, симпатичнее своего рисованного прототипа. Актриса отлично прыгает, здорово ныряет, классно гоняет на мотоцикле, убедительно дерется ногами, половину трюков вообще исполнила сама, но это дела не меняет. И беда, разумеется, не в идиотизме сюжета про Ящик Пандоры, который ищут не только Лора со своим экс-любовником Терри Шериданом (Джерард Батлер), но и ученый-злодей, Нобелевский лауреат и разработчик смертоносных вирусов Джонатан Райс (Сайран Хайндз — в «Цене страха» играл президента России), который мечтает уничтожить человечество. В конце концов, в «Индиане Джонсе» (на которого равнялись все ответственные за спецэффекты, да и сам режиссер) логика сюжета временами тоже хромает. Однако персонаж Харрисона Форда выглядит вполне живым — чего не скажешь о Ларе и прочих персонажах (будь то бывший сердечный дружок или китайский мафиози). В целом, второй фильм производит впечатление часов. Холодного рационального механизма, где все части пригнаны друг другу, но искорка жизненной теплоты между шестеренками не проскальзывает. И пусть карта, ведущая к Ящику Пандоры, всю дорогу светит и переливается золотым светом, но ничего, кроме $150.8 млн кассы мирового проката супергероиню Лару в конце пути не ждет.

Опять пришел паук

Последние два фильма в нашем обзоре посвящены мутантам, и оба имеют прямое отношение к комиксам. Прежде, чем коснуться фильма Сэма Рэйми «Человек-паук-2» (Spider-Man 2, США, 125 минут, «Видеосервис», 2004), позволим себе немного предыстории. В 1962 году Стэн Ли придумал комикс про скромного очкарика Пита Паркера, которого кусает в музее паук-мутант. После чего наш герой становится силачом, ловкачом, носится средь нью-йоркских небоскребов и спасает людей от преступников не хуже Бэтмена. Комикс стал культовым, обрел сотни тысяч фанатов, превратился в мультсериал, после чего Голливуд стал подбираться к киноверсии, но не тут-то было: комиксовая империя Marvel Comics цепко держалась за права. Пока Carolco и Columbia бодались меж собой, скромная Creature Features выпустила свою версию истории, весьма печальную. В картине «Земля против Паука» (2001) Скотта Циля юноша тоже смешивал свою кровь с паучьей (правда, не по случайности, а намеренно — комиксов начитался, балбес!). Он становится неуязвимым и сильным, но супергероем ему удается побыть недолго. Вскорости он сам превращается в маньяка и гибнет. Понятно, что блокбастер, претендующий на то, чтобы стать вровень с «Бэтманом», не мог допустить ни такого героя, ни такого финала. Поэтому в первом же «Человеке-пауке», высокобюджетном фильме Сэма Рэйми, «ботан» Паркер (Тоби Магуайр, который пошел наперекор имиджу хитренького героя-любовника непонятной ориентации), легко держит в узде паучью натуру, гвоздит одних преступников (которыми не питается), а в финале побеждает «отрицательного» мутанта по прозвищу Зеленый Гоблин — печальную ипостась гения Нормана Осборна, которого химия довела до злодейства (Уиллем Дефо — Иисус у Скорсезе, маньяк у Де Бонта). Во второй серии Человек-паук, по-прежнему влюбленный в Мэри Джейн Уотсон (Кирстен Данст), продолжает свои паучиные подвиги. Теперь ему противостоит ученый Отто Октопус (Альфред Молина), который в результате эксперимента превратился в маньяка с огромными механическими щупальцами. Мэри, обиженная на Пита, решает выйти замуж за молодого космонавта, а Хэрри Осборн (Джеймс Франко), мечтает отомстить Человеку-пауку за смерть отца. По сравнению с первым «Человеком-пауком» второй еще более крут по бюджету (210 миллионов долларов!), а потому, несмотря на полную сказочность ситуаций и нравоучительность сюжета, картина смотрится на одном дыхании. Когда камера скользит между зданиями, вслед за героем Тоби Магуайера, или когда Человек-осьминог ведет поединок с Человеком-пауком на крыша мчащегося поезда, то у зрителя не возникает ни малейшего ощущения «комбинированности» съемок: нет желания гадать, КАК это сделано, а хочется просто следить за героями. Что же касается практических выводов, которые можно сделать, посмотрев дилогию Рэйми, то они просты: гениальным ученым следует соблюдать технику безопасности. Тогда и гениальных маньяков на свете будет меньше.

Задачка со многими иксами

Последний фильм в нашем обзоре — лента Брайана Сингера «Люди Икс-2» (X-men 2, США, 133 минуты, «Гемини Фильм», 2004). Право на сиквел режиссер (до того известный как постановщик культовых «Обычных подозреваемых») заслужил тем, что доходы от первой серии многократно перекрыли сравнительно скромный 75-миллионный бюджет. В новом фильме опять действуют мутанты — люди с необычными способностями: один может сам себе излечивать, другая может контролировать погоду, третий обладает смертельным взглядом, четвертая владеет телепатией и телекинезом, пятый замораживает все вокруг... Но дело не только в этом. Мутанты различаются не только своими способностями, но и отношением к людям: большинство во главе с профессором Чарльзом Завьером (Патрик Стюарт — «Теория заговора») исповедуют принцип мирного сосуществования, меньшинство, руководимое бывшим узником нацистского концлагеря Эриком Леншером, он же Доктор Магнето (Йен Маккеллен — «Властелин колец»), считает, что люди не потерпят преимущество мутантов и попытаются их уничтожить, а потому надо нанести первый удар (продюсер фильма Том Де Санто уподобил столкновение Завьера с Магнето конфликту двух афри-американских политических лидеров — Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икс). Поэтому мутантам оба фильма приходится сражаться на два фронта: отражать натиск агрессивных фанатиков из числа людей и биться друг с другом. Первый фильм завершался сражением у статуи Свободы, победой «хороших» мутантов и заключением под стражу доктора Магнето. Во второй серии все ухудшается: коварный полковник Страйкер (Брайан Кокс) хочет уничтожить всех мутантов. Для начала он провоцирует нападение мутанта-телепортера Курта Вагнера (Алан Камминг — «Дети шпионов-2») на президента США, а затем захватывает в плен Завьера — дабы тот с помощью своей установки «Церебро» отследил всех мутантов. На короткий срок «хорошим» мутантам Росомахе Логану (Хью Джексен), Циклопу Скотту (Джеймс Марсден), Шторм (Холли Берри), Джин Грей (Фамке Янссен), Роуг (Анна Пакуин), Айсбергу (Шон Эшмор), приходится объединять усилия с вырвавшимся из тюрьмы Магнето и оборотнем Мистик (Ребекка Ромяйн-Стамос)... В отличие от других сериалов, поставленных по мотивам комиксов, этот заведомо мрачен. Потому что реалистичен не по форме, но по сути. Очевидно, что любое перемирие в этом сериале будет промежуточным. Экстремист Магнето по-прежнему на свободе, а среди людей всегда будет достаточно тех, кто желал бы избавиться от Иных (иных по любому признаку) самым простым и радикальным способом.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003