№1(17)
Январь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ЭТО ЭЛЕМЕНТАРНО, ДАРВИН!

Владимир Пузий


Чарльз Шеффилд. Неподражаемый доктор Дарвин. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. — 352 с. — (серия Bestseller).

Вы любите детективы? Я, например, обожаю, — но избирательно. Выстрелов-погонь-мордобитий должно быть не меньше, чем загадок для ума, а вот если «кроме мордобитиев, никаких чудес» — тогда скучно, господа!

Чарльз Шеффилд (вообще-то больше известный в наших палестинах как фантаст) тоже придерживается той точки зрения, что в хорошем детективе одних перестрелок мало. Более того, к играм ума и «мордобитиям» он добавил-таки щепотку чудес. Так что сборник «Неподражаемый доктор Дарвин» (2002), хоть и условно, проходит по ведомству фантастики.

Уточним: речь идет не о тезке самого Шеффилда, а о его (тезки) дедушке, в свое время знаменитом не меньше, чем автор «Происхождения видов». Эразм Дарвин (1731—1802) был известен как врач, ученый, поэт, изобретатель... Ну а по Шеффилду — еще и мастер разгадывать мистические загадки, этакий прото-Холмс. Параллели с великим сыщиком в рассказах сборника более чем прозрачны: Дарвин тоже ироничен, прежде всего опирается на логику, у него тоже есть напарник, полковник Поул, как и Ватсон, воевавший, как и Ватсон, не успевающий следить за ходом мыслей своего гениального друга, но всегда готовый прийти на помощь.

Кстати, сам Конан-Дойль с удовольствием писал и мистические рассказы *, но при этом строго отделял «мух» от «котлет»: даже в «Собаке Баскервилей» древние пророчества и таинственное чудовище с самого начала воспринимаются читателем как еще одна _ реальная_ загадка, которая никак не связана с призраками, проклятьями и т.п. Сама атмосфера конан-дойлевских рассказов о Холмсе не допускает и мысли о сверхъестественных причинах убийств или ограблений.

Не так у Шеффилда. То, с чем сталкивается Эразм Дарвин, на первый взгляд, невозможно объяснить рационально. И хотя в конце концов такое объяснение отыскивается, часто оно все равно выходит за рамки обыденных истолкований. В основе загадок у Шеффилда лежат либо изобретения, механизмы, которые для той эпохи были отнюдь не общеизвестными, либо редкие заболевания, либо фантастические, но на пределе возможного, допущения.

В шести рассказах сборника читателю предлагают вместе с Дарвином и его компаньоном разгадать тайны морского дьявола; охраняющего рубин демона, привидения, оборотня, вампира и волшебного народа холмов. Книга читается легко и не без интереса, хотя не претендует на особые стилевые изыски или глубокий психологизм a la F.M. Dostoyevskiy. В конце сборника автор в «Приложении» немного рассказывает о настоящем Эразме Дарвине и комментирует каждую новеллу: что могло быть, а что им довыдумано. В данном случае эти объяснения не выглядят (как частенько бывает) беспредметным трепом, цель которого — добить книгу до нужного объема.

В общем и целом — сборник вполне достойный. Атмосфера «старой доброй Англии», толика пищи для ума плюс здоровый скептицизм доктора Дарвина вполне способны скрасить читателю пару-тройку долгих зимних вечеров.

* см., например: А.Конан-Дойл. «Перстень Тота». — М.: СП «Квадрат», 1992 г. — 384 с.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003