№1(17)
Январь 2005


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ГЕРОЙ АПРИОРИ

Александра Альтман


Элизабет Мун. Герой поневоле: Роман / Пер. с англ. Н. Фроловой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.

Верите ли вы в реинкарнацию, господа? Американская писательница Элизабет Мун, по-видимому, верит и устраивает реинкарнацию литературную. Хорошо знакомая и полюбившаяся многим читателям героиня трилогии «Меч наемника», «Путь наемника» и «Клятва наемника», воительница по имени Паксенаррион, возвращается в несколько новом обличье.

В романе «Герой поневоле» ее зовут Эсмей Суиза, она уже дочь не фермера, а богатого землевладельца, носит погоны лейтенанта космического флота и не пользуется магией. Писательница рассказывает о Суизе с искренним восторгом — сама Элизабет в молодости мечтала стать летчиком-испытателем или хотя бы инженером-авиатором, потом несколько лет работала в компьютерном центре ВМФ. Скорее всего, благодаря этому в книге много места уделено описанию быта и порядков Космофлота, нюансам иерархии и субординации, подготовке младших офицерских чинов, а о технике и оружии автор пишет с истинным, прямо-таки неженским упоением. Если же говорить о характере Суизы, то, по сути, это немного усовершенствованный вариант все той же наемницы Пакс. Девушка, с детства мечтавшая о военной карьере, патриотка, исполнительный и ответственный офицер, образец скромности и профессионализма. Но при этом не «боевая единица», а все-таки живой человек. Во всяком случае, у героини немалый набор разнообразнейших комплексов, личных проблем «родом из детства», сомнений, терзаний и всего того, что по мнению автора должно «оживить» персонаж.

Тем не менее, образ Эсмей Суизы получился, на мой взгляд. лубочный. Во-первых, кто именно будет этим «героем поневоле», понятно с первых строк, причем не только читателю, но и самой Суизе. Чувство долга и личной ответственности за происходящее сквозит в ее речах и поступках от начала книги до конца. Девушка, как какой-нибудь Брюс Уиллис, все время оказывается в нужном месте в нужное время, в самой гуще неприятностей межгалактического масштаба и не мучает себя вопросами, по-че-му-и-мен-но-я, ах-за-что-это-мне и т.п. — надо, значит надо. Во-вторых, профессия боевого летчика романтизирована до неприличия. Суиза, отслужившая на момент действия уже несколько лет, ни разу не заикается о том, что, мол, получилось все не так, как думалось, что детские мечты в реальности оказались не чередой подвигов, а бесконечной рутинной. Да и рассуждения о войне человека, который буквально только что избежал смерти в бою, лишившись доброй половины товарищей, выглядят довольно наивно. «Война никогда и нигде не может быть чистой, Эсмей. Это сказал ей отец, когда она объявила ему, что хочет в космос, хочет стать офицером Флота. Человеческая кровь и человеческие внутренности имеют везде одинаковый запах; крики людей звучат везде одинаково». Впрочем, подобной риторики к середине книги становится намного меньше. Действие все ускоряется — особенно бурно события развиваются в последней трети романа. И тут уже героиня показывает все, чего ожидает от нее любитель боевой фантастики: и характер, и смекалку, и умение дать отпор, ну и личный героизм, куда ж без него. Все-таки при определенных обстоятельствах и один в поле воин.

Персонажи романа — Эсмей Суиза, ее начальство и сослуживцы — попадают в эпицентр межпланетного (или даже межгалактического?) скандала: в описываемом мире остро стоит проблема несанкционированного использования процедуры Омоложения. Дискуссии о допустимости-недопустимости подобной операции один в один повторяют аргументацию противников и защитников идеи клонирования. Хотя, надо сказать, что эта сюжетная линия приносит в роман не столько этическо-философскую составляющую, сколько детективную.

В «Герое поневоле» Элизабет Мун явно играет на своем поле. На главном персонаже параллели с трилогией о наемнице не заканчиваются. Картина описываемого мира, несмотря на кажущиеся различия, тоже, без сомнения, «перекочевала» из прежних романов. Разрозненные феодальные города-государства превратились в не менее обособленные планеты, все те же попытки собрать их под крылышком единой правящей силы, бесконечные локальные войны, патриархальное общество, наличие элитных сословий и каст и прочее. Здесь как раз уместно вспомнить давний спор о фантастике-методе и фантастике-жанре. В данном случае, по-моему, видим второе. Декорации книги сделаны «под НФ», и сделаны довольно качественно. Детальные описания кораблей, технических новшеств, боевых орудий и прочего написаны зачастую ярче и убедительней, чем все остальное. А вот культура, общественная мораль, схемы взаимоотношений, мотивации героев практически не отличаются от современных.

В целом, книгу хочется назвать очень кинематографичной. В том смысле, что, читая ее, легко представить некий суперблокбастер не иначе как Роланда Эммериха. И любовная линия, где мужественный он сумеет достучаться до сердца гордой амазонки, и наличие сверхмиссии спасения мира, если не от гибели, то от глобальной катастрофы — все это так и просится на большой экран. Роман уже получил немало позитивных отзывов читателей (от сдержанно-одобрительных до восторженных) и наверняка бы хорошо пошел в прокате.

Самый большой козырь книг Элизабет Мун, в частности, «Героя поневоле», — это крайне благодатная тема. И дело даже не только в том, что персонажей вроде Эсмей Суизы читателю легко ассоциировать с самим собой (не слишком блестящее происхождение, закончила летную школу с довольно средними отметками, звезд с неба не хватала, но в решающую минут сумела проявить себя — далее по тексту). Главное, что всегда будут востребованы сюжеты, где ничем не примечательный человек, не лишенный недостатков, в общем-то довольно простенький и даже подленький, вдруг обнаруживает в самом себе неожиданные ресурсы бескорыстия и благородства. Мне кажется, именно поэтому так трогает читателей финал, допустим, того же «Пикника на обочине». Но поступок (нет — Поступок!) Эсмей Суизы большого восторга не вызывает. Уж очень нарочито демонстрировалась ее «особая роль». Получился не герой поневоле, а предсказуемый герой априори.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003