№12(16)
Декабрь 2004


 
Свежий номер
Архив номеров
Персоналии
Галерея
Мастер-класс
Контакты
 




  
 
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

ОДИН КОРОЛЬ, ОДИН МЕЛЬНИК И ЦЕЛАЯ КОМПАНИЯ ЭЛЬФОВ

Елизавета Дворецкая


Раткевич Э. Г. Ларе-и-т’аэ: Фантастический роман. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «Люкс», 2004. — 446 с. — (Заклятые миры).

Страну эльфов в нашей фэнтези трудно миновать. После хорошо известной «ориентальной» фантастики «Деревянного меча» к эльфийской тематике обратилась и Элеонора Раткевич. Действие двух ее последних книг «Таэ эккейр!» и «Ларе-и-т’аэ» разворачивается на «посттолкинском» пространстве, то есть в мире, где живут люди, эльфы и гномы. Даже названия книг, способные вызвать поначалу некое недоумение, являются фразами эльфийского языка.

У действительно талантливого автора даже самая заезженная тема и даже самый известный образ может выглядеть неповторимо и самобытно — ведь талант, собственно, во многом и заключается в самостоятельном взгляде на мир. Но я не буду сейчас разбирать, чем эльфы и гномы Элеоноры Раткевич отличаются от других. Скажу только, что любителям эльфов эта книга должна понравиться, несмотря на несходство с «каноном». Знаете ли вы, что человек, искренне полюбивший эльфа, получает дар вечной юности, а если любовь окажется взаимна — то и вечную жизнь? Зато какие драмы подстерегают неосторожных и неверных — ведь и разлюбить по заказу нельзя, и что будет делать человек с ненужной ему бесконечной дряхлой старостью? Не все так просто в красивой сказке — но зато как она красива!

Главной отличительной чертой всех книг Э. Раткевич всегда была неповторимая и яркая душевная теплота, уникальная человечность самого стиля, в которой ей нет равных. Она оригинальна и в этом, и в отношении содержания книг. Сюжет «Ларе-и-т’аэ» ни в чем не похож на привычные нам произведения «героической» или даже «культурологической» фэнтези. Миру грозит экологическая катастрофа — наступление пустыни. Чтобы предотвратить всеобщую гибель, королевства людей и эльфов должны «всего лишь» сплотить ряды. Молодой король Найлисса, Лерметт, собирает в своей столице высоких гостей: глав союза Восьми Королевств, великого аргина степей и эльфийского принца Эннеари. Идут переговоры. От начала до конца ничего, кроме этих переговоров, не происходит. Ни далеких походов, ни сражений. Только встречи, разговоры, приемы, балы, прогулки… Но какие страсти кипят на фоне прекрасных зданий и дивных садов Найлисса, как яростно бьются Добро и Зло, эгоизм и самоотверженность, коварство и великодушие! Автор не интересуется политикой и не заостряет внимания на том, в чем именно состоят личные интересы королей. Ее волнует, сумеет ли каждый из них преодолеть эгоистические побуждения и постоять за общее дело.

Непреложный и безусловный гуманизм составляет основу самого мироустройства Э. Раткевич. Мы к такому не привыкли. Предателей и трусов здесь награждают золотыми ножнами, чтобы им стало стыдно — и им действительно становится стыдно. Пленных пиратов король берет к себе на службу, и в дальнейшем они показывают пример верности и доблести — как будто в пираты когда-то попали по чистому недоразумению. А король распивает вино в трактире в компании эльфов и мельника — и все находят это как нельзя более правильным. Все законы и обычаи этого мира пронизаны бережным отношением к человеку и его чувствам, наполнены доверием к человеку и его совести. Скажем, лошади пасутся без присмотра, со специальной лентой на шее — если кому-то срочно понадобится лошадь, он возьмет ее, а деньги или залог положит в кошель на ленте оставшейся лошади. Не верите? А вот на то она и фантастика.

И надо сказать, что население мира полностью оправдывает оказанное доверие. Это мир, в котором поистине «плохих людей нет». Молодой и старый, король и кузнец, ректор и студент, человек и гном — каждый на своем месте отлично понимает, как ему надлежит поступать, по чести, совести и для общего блага. Несколько мерзавцев только подтверждают правило — но уж в душах этих мерзавцев нет ни единого светлого проблеска, поэтому и сочувствия их заслуженно печальная участь не вызывает. Но воздадим и им должное — если бы не происки злобных дураков, то сюжета не получилось бы. Прочим героям осталось бы только пожать друг другу руки, обменяться клятвами в вечной дружбе и идти дальше творить доброе и вечное. Строить прекрасные здания, растить сады, плести кружева, изучать магию в гномьем университете…

Стиль книги радует настоящими красотами. «Говорят, в Найлиссе зимы снежные, весны пронзительно знобкие, а осень так и вовсе бесстыжая — стоит холодному ветру ее обнять, и она тут же послушно оголяется, сбрасывая листву, не в силах дотерпеть, пока зима укроет дерзкую наготу ветвей от нескромных взглядов». Удивительные яркие, свежие метафоры, точные наблюдения составляют несомненное достоинство книги. В упрек ей можно поставить разве что ненужное местами многословие. Не раз, не два и даже не десять нам разжевывают и растолковывают то, что мы уже прекрасно поняли, растягивают на полстраницы объяснения и рассуждения, где хватило бы одной-двух фраз. Если уж автор упомянул какой-то предмет, то он поделится с нами решительно всеми обстоятельствами, которые имеют или предположительно могут иметь к нему отношение. Впрочем, подробную проработанность мира многие читатели ценят очень высоко, не требуя, чтобы все упомянутые детали имели отношение к смыслу повествования. Любителей прописанных миров заверяю: здесь есть и история, и география, и архитектура, и магия, и манера одеваться, и обычаи, и музыка, и танцы… все, что душе угодно.

В мир Восьми Королевств хочется детей отправить на каникулы — там с ними ничего дурного не случится и плохому их там не научат, и жить они будут в атмосфере добра, душевной теплоты и искренности, возведенных в абсолютный закон мироздания. Иной раз поразительный гуманизм этого мира смотрится наивно, неправдоподобно — а может, просто у нас, привыкших к другому, безнадежно расстроен «душевный компас»? А может, человек создан именно для такой жизни — доброй, с бережным отношением друг к другу? Такие книги нужны хотя бы для того, чтобы напомнить: кровавые разборки, которые мы привыкли считать «настоящей жизнью», вовсе нормой жизни не являются, не должны являться. И Элеонора Раткевич, как добрая и заботливая фея, создает для нас другой мир. Если вы устали от чернухи, если хочется доброты и красоты во всем — вам сюда.



   
Свежий номер
    №2(42) Февраль 2007
Февраль 2007


   
Персоналии
   

•  Ираклий Вахтангишвили

•  Геннадий Прашкевич

•  Наталья Осояну

•  Виктор Ночкин

•  Андрей Белоглазов

•  Юлия Сиромолот

•  Игорь Масленков

•  Александр Дусман

•  Нина Чешко

•  Юрий Гордиенко

•  Сергей Челяев

•  Ляля Ангельчегова

•  Ина Голдин

•  Ю. Лебедев

•  Антон Первушин

•  Михаил Назаренко

•  Олексій Демченко

•  Владимир Пузий

•  Роман Арбитман

•  Ірина Віртосу

•  Мария Галина

•  Лев Гурский

•  Сергей Митяев


   
Архив номеров
   

•  №2(42) Февраль 2007

•  №1(41) Январь 2007

•  №12(40) Декабрь 2006

•  №11(39) Ноябрь 2006

•  №10(38) Октябрь 2006

•  №9(37) Сентябрь 2006

•  №8(36) Август 2006

•  №7(35) Июль 2006

•  №6(34) Июнь 2006

•  №5(33) Май 2006

•  №4(32) Апрель 2006

•  №3(31) Март 2006

•  №2(30) Февраль 2006

•  №1(29) Январь 2006

•  №12(28) Декабрь 2005

•  №11(27) Ноябрь 2005

•  №10(26) Октябрь 2005

•  №9(25) Сентябрь 2005

•  №8(24) Август 2005

•  №7(23) Июль 2005

•  №6(22) Июнь 2005

•  №5(21) Май 2005

•  №4(20) Апрель 2005

•  №3(19) Март 2005

•  №2(18) Февраль 2005

•  №1(17) Январь 2005

•  №12(16) Декабрь 2004

•  №11(15) Ноябрь 2004

•  №10(14) Октябрь 2004

•  №9(13) Сентябрь 2004

•  №8(12) Август 2004

•  №7(11) Июль 2004

•  №6(10) Июнь 2004

•  №5(9) Май 2004

•  №4(8) Апрель 2004

•  №3(7) Март 2004

•  №2(6) Февраль 2004

•  №1(5) Январь 2004

•  №4(4) Декабрь 2003

•  №3(3) Ноябрь 2003

•  №2(2) Октябрь 2003

•  №1(1) Август-Сентябрь 2003


   
Архив галереи
   

•   Февраль 2007

•   Январь 2007

•   Декабрь 2006

•   Ноябрь 2006

•   Октябрь 2006

•   Сентябрь 2006

•   Август 2006

•   Июль 2006

•   Июнь 2006

•   Май 2006

•   Апрель 2006

•   Март 2006

•   Февраль 2006

•   Январь 2006

•   Декабрь 2005

•   Ноябрь 2005

•   Октябрь 2005

•   Сентябрь 2005

•   Август 2005

•   Июль 2005

•   Июнь 2005

•   Май 2005

•   Евгений Деревянко. Апрель 2005

•   Март 2005

•   Февраль 2005

•   Январь 2005

•   Декабрь 2004

•   Ноябрь 2004

•   Людмила Одинцова. Октябрь 2004

•   Федор Сергеев. Сентябрь 2004

•   Август 2004

•   Матвей Вайсберг. Июль 2004

•   Июнь 2004

•   Май 2004

•   Ольга Соловьева. Апрель 2004

•   Март 2004

•   Игорь Прокофьев. Февраль 2004

•   Ирина Елисеева. Январь 2004

•   Иван Цюпка. Декабрь 2003

•   Сергей Шулыма. Ноябрь 2003

•   Игорь Елисеев. Октябрь 2003

•   Наталья Деревянко. Август-Сентябрь 2003